ВМФ. На начало войны в ВМФ СССР состояло 4 флота: Северный, Краснознаменный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. Северный флот имел в своем составе 8 эсминцев, 7 стороже
вых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками, 15 подводных лодок; на полуостровах Рыбачий и Средний находил ся 23-й УР, в который входили два пулеметных батальона и ар тиллерийский полк; ВВС Северного флота имел в своем составе 116 самолетов (половину составляли устаревшие гидросамолеты). Командовал флотом контр-адмирал А. Г. Головко. Краснознаменный Балтийский флот имел в составе 2 линкора,
2 крейсера, 2 лидера, 17 эсминцев, 4 минных заградителя, 7 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 2 канонерские лодки, 67 торпедных катеров, 71 подводную лодку; ВВС флота - 656 самоле тов, в том числе 172 бомбардировщика. Командовал флотом ви це-адмирал В. Ф. Трибуц (5). - 13 Черноморский флот имел в своем составе 1 линкор, 5 крей
серов (крейсер "Коминтерн" переоборудован в минный загради тель), 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерс кие лодки, 2 сторожевых корабля, 1 минный заградитель, 15 тральщиков, 84 торпедных катера, 24 катера-охотника за подвод ными лодками; ВВС флота - 625 самолетов (315 истребителей, 107 бомбардировщиков, 36 торпедоносцев, 167 разведчиков); берего вая оборона: 26 батарей (93 орудия калибра 100-305 мм), 50 зе нитных батарей (186 орудий, в основном 76 мм, 119 зенитных пу леметов). Командовал флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский. Ду найская военная флотилия была создана летом 1940 года. Она состояла из 5 мониторов, 22 бронекатеров, 7 катеров-тральщи ков, 6 вооруженных глиссеров; ПВО флотилии - 46-й отдельный артдивизион и 96-я истребительная эскадрилия; береговая оборо на флотилии - 6 батарей (24 орудия от 45 до 152 мм) (6). Тихо океанский флот рассматривать не будем. Зато давайте рассмотрим Пинскую военную флотилию. После
завершения освободительного похода летом 1940 года у СССР ока зался небольшой участок устья реки Дунай. Сразу же после этого Днепровская военная флотилия была расформирована, а ее матери альная часть была распределена между двумя новями флотилиями: Дунайской и Пинской. Пинская флотилия была образована в июне 1940 года, подчинялась в оперативном отношении командующему ЗОВО. В состав флотилии входили 7 мониторов, 15 бронекатеров, 4 канонерские лодки, 1 минный заградитель, авиационная эскад рилия, зенитный артиллерийский дивизион и рота морской пехоты. Командовал флотилией контр-адмирал Д. Д. Рогачев. Главной базой флотилии был город Пинск, тыловой базой - город Киев. Таким образом Пинская военная флотилия стояла на реке Припять (5). Что же делали советские ВМС накануне войны? Они вовсе не
бездействовали. Вот доказательства: "советский Балтийский флот вышел из восточной части Финского залива накануне войны" (9). Но если посмотреть на карту, то ясно видно, что если флот вы шел из восточной части Финского залива, то ему останется толь ко один путь - на запад. Мало вероятно, чтобы Краснознаменный Балтийский флот в такое тревожное время устраивал глобальные учения. Тогда зачем же флот вышел из восточной части Финского залива? - 14 Зачем летом 1940 года была расформирована Днепровская во
енная флотилия, а ее корабли отданы Пинской и Дунайской воен ным флотилиям? Днепровская военная флотилия могла отлично обеспечить оборону территории Советского Союза. А могли обес печить надежгость обороны в такой же мере две новые флотилии? Нет, не могли. Другого ответа быть не может, так как Дунайская военная флотилия занимала настолько маленький участок устья Дуная, что он насквозь мог просматриваться с румынской сторо ны; а Пинская военная флотилия находилась на реке Припять, причем там, где ее ширина не привышала 50 метров, при этом в состав флотилии входили 7 огромных мониторов - "речных крейсе ров", а ведь даже развернуть монитор на Припяти большая проб лема. Так зачем же была расформирована Днепровская военная флотилия, и зачем были созданы Пинская и Дунайская флотилии? Теперь обратимся к еще одному странному событию, проис
шедшему перед войной - к разрушению советской линии обеспече ния и полосы долговременных укреплений (так называемой "линии Сталина"). Создавалось это колоссальное оборонительное соору жение в годы двух первых пятилеток. Строительство ее не афиши ровалось, как строительство французской "линии Мажино" или финской "линии Маннергейма", строительство "линии Сталина" бы ло покрыто тайной. В тридцатых годах вдоль западной границы было построено 13 укрепленных районов, которые и составляли "линию Сталина". Но строили их не у самой границы, как "линию Мажино", а в глубине территории. Это очень важняй фактор, он означает, что первый артиллерийский удар противника попадет в пустоту, а не по УРам. УР состоял из опорных пунктов, каждый из которых был полностью автономен, и был в состоянии оборо няться самостоятельно. Основной боевой единицей УРа был ДОТ (долговременная огневая точка). О мощи ДОТа можно судить из публикации в газете "Красная Звезда" 25 февраля 1983 года: "ДОТ N 112 53-ого УРа в районе Могилев-Подольский - это было сложное фортификационное подземное сооружение, состоящее из ходов сообщения, капониров, отсеков, фильтрационных устройств. В нем находились склады оружия, боеприпасов, продовольствия, санчасть, столовая, водопровод, красный уголок, наблюдательгый и командный пункты. Вооружение ДОТа - трехамбразурная пулемет ная точка, в которой стояли на стационарных турелях три "Мак - 15
сима", и два орудийных полукапонира с 76 мм пушкой в каждом". Зачастую ДОТы были связаны между собой подземными галереями. В 1938 году "линию Сталина" было решено усилить за счет строи тельства тяжелых артиллерийских капониров, кроме того началось строительство еще 8-ми УРов. Но осенью 1939 года, в момент начала второй мировой вой
ны, в момент установления общих границ с Германией, все строи тельные работы на "линии Сталина" были прекращены (10). Кроме того гарнизоны УРов на "линии Сталина" были сначала сокращены, а затем полгостью расформированы. Советские заводы прекратили выпуск вооружения и специального оборудования для фортификаци онных сооружений. Существующие УРы были разоружены; вооруже ние, боеприпасы, приборы наблюдения, связи и управления огнем были сданы на склады (11). Затем "линия Сталина" была пол ностью разрушена, в то время как полоса укреплений на новой границе еще не была построена. Вот что говорит Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, в то время генерал-полковник: "Как могло наше руководство, не построив нужных оборонительных по лос на новой западной границе 1939 года, принять решение о ликвидации и разоружении укрепленных районов на прежних рубе жах? " (12). Но вопрос Н. Н. Воронова надо дополнить и расширить: зачем вообще было разрушать "линию Сталина", разве две линии обороны не лучше одной? Обратимся к другим особенностям Красной Армии накануне
войны. В апреле 1941 года началось формирование 5 воздушно-де сантных корпусов (примерно свыше 50000 человек, 1600 минометов 50 и 82 мм, 45 мм противотанковые и 76 мм горные пушки, танки Т-38 и Т-40, огнеметы). Для транспортировки десантников ис пользовались самолеты Р-5, У-2, ДБ-3 (снятый с вооружения дальний бомбардировщик конструкции Ильюшина), ТБ-3 (устаревший стратегический бомбардировщик), ПС-84, ЛИ-2, различные модифи кации грузовых планеров. Уровень подготовки советских десант ников был очень высок. Достаточно вспомнить десанты огромных масс воздушгой пехоты во время различных учений середины-конца 30-х годов, например, Киевских маневров. У маршала Г. К. Жукова в первом томе его "Воспоминаний и размышлений" есть фотография десанта, на которой все небо белое от куполов парашютов. Кроме того в 1935 году впервые в мире посадочным способом была де - 16
сантирована танкетка Т-27, которая располагалась под фюзеляжем ТБ-3. Затем в последующие годы таким же способом десантировали легкие бронеавтомобили, орудия полевой артиллерии и др. На воздушно-десантные войска тратились огромные средства. Но за чем? В начале войны все воздушно-десантные подразделения
исрльзовались в качестве стрелковых соединений, лишь под Кие вом, Одессой и на Керченском полуострове применялись небольшие тактические десанты (4). Таким образом мы видим, что в оборо нительной войне воздушно-десантные войска не нужны, так как использование их в качестве стрелковых соединений не выгодно из-за облегченного вооружения. Так зачем же накануне войны на чинается формирование 5 воздушно-десантных корпусов? На начало войны танковые и механизированные части Красной
Армии располагали 8259 танками серии БТ (быстроходный танк) (13). Танки БТ были самыми знаменитыми и наиболее любими тан кистами танками предвоенных лет. Танки серии БТ были созданы на основе танков М. 1930 величайшего танкового конструктора Дж. Вальтера Кристи. В Советский Союз 2 шасси танка М. 1930 при были в начале 1931 года. После доработки начался выпуск танков БТ на Харьковском заводе имени Коминтерна. В результате дейс твия советских мех. войск на осенних маневрах 1936 года нас только потрясли британских наблюдателей, что они сразу же свя зались с Кристи и приобрели у него один М. 1930 за 8000 фунтов (13). На танках М. 1930, а затем и на танках БТ, были впервые применены такие революционные решения, как свечная подвеска каждого из восьми опорных катков и большой угол наклона лобо вой бронированной плиты. Следует отметить, что эти новшества стали азбучными истинами в современном танкостроении (13). Основной отличительной чертой танков БТ был комбинирован
ный ход, позволяющий танку двигаться как на гусеницах, так и на колесах. Это, и независимая подвеска обрезиненных опорных катков, позволяло танку развивать рекордную по тем временам скорость (для машин такого класса). Например, БТ-7 мог разви вать 53 км/ч на гусеницах и 73км/ч на колесах. На танки БТ-5 и БТ-7 устанавливали 45 мм танковую пушку, она являлась достато яно мощным вооружением для легкого танка. Бронирование БТ было на уровне мировых стандартов тогдашнего времени. - 17 Из этого можно сделать вывод, что на основе М. 1930 в Со
Страницы: 1, 2, 3, 4