Рефераты. Расстановка сил перед II Мировой войной - (реферат)

p>К вечеру 14 октября немецкие части общей численностью в 3500 человек в районе Печенги были окружены. 15 октября в 2 часа ожесточенные уличные бои в городе закончились полной победой советских войск.

За пять дней напряженных боев (18 –22 октября) войска 14-й армии продвинулись на 20-30 километров От немецко-фашистских захватчиков был полностью освобожден важный район никелевого производства с крупными населенными пунктами– Никель и Ахмалахти. Советские войско вступили на территорию Норвегии. Таким образом сентябрьское наступление не имело успеха. Противнику так и не удалось выполнить поставленные задачи. Понеся большие потери, он был остановлен и вынужден был перейти к позиционной войне. К декабрю 1941 г. войска фронта занимали оборону на р. Зап. Лица, не системе рек и озер (90 километров западнее Кандалакши), 40 километров западнее Лоухи, 10 километров западнее Ухты, Ругозеро, станция Масельская, Повенец, Онежское озеро, р. Свирь. За первые 12 дней наступления противник захватил лишь небольшой плацдарм на восточном берегу р. Зап. Лица. За это время фашисты потеряли около 3 тысяч человек солдатов и офицеров убитыми и ранеными. Наступательная операция не достигла того результата, которое ожидало от нее немецкое превительство. В соответствии с указаниями ставки войска 14-й армии с середины мая перешли к обороне на рубеже Большая Зап. Лица, южнее высоты 314, 9, высота 180, 4. Цель наступательных операций, проводимых в 41-42 гг. не была достигнута, но войска 14-й армии и Северного флота получили богатый боевой опыт подготовки и проведения крупной наступательной операции.

Около 3-х лет войска Карельского фронта и моряки Северного флота вели активные оборонительные бои в Заполярье. Руководство фашистской Германии держало здесь крупные силы, так как опасалось наступления Карельского фронта к западу от Мурманска. Оно боялось потерять Никелевые рудники в районе Петсамо (Печенги), дававшие 32% общеевропейской добычи никеля, Который является стратегическим сырьем. Оборона войск была весьма активной. Ни днем ни ночью, в любое время года и погоду воины фронта изнуряли врага, заставляли его держать свои силы в постоянном напряжении, воспрещали ему оборонительные работы, постоянно нарушали его отдых, подавляли моральный дух вражеских войск, ослабляли его боеспособность.

Собрав достаточно сии советское командование в сентябре 44 года перешло в наступление и к ноябрю полностью очистило Заполярье от врага.

    Северный флот

Война на Северном театре проходила в условиях сравнительно более спокойных, чем на Черном море или на Балтике. Там напряжение доходило до предела, флоты были вынуждены покинуть свои лучшие базы, и это чрезвычайно усложняло проведение всех операций на море. К счастью, на Севере нам не пришлось пережить ничего подобного. В первую неделю войны в Заполярье боевые действия ограничивались взаимными налетами авиации. Фашисты перешли там в наступление лишь в последних числах июня, и это позволило 14? й армии и Северному флоту лучше подготовиться к встрече с врагом. Еще 1 июля Военный совет флота с тревогой докладывал, что в случае дальнейшего отхода 14? й армии “становится под угрозу базирование флота в Кольском заливе”. Предстояли перевозки грузов из США и Англии, и немцы не могли не понимать значение Мурманска, судя хотя бы по опыту первой мировой войны. Тогда царская Россия форсировала строительство железной дороги до Мурманска, чтобы использовать этот незамерзающий порт.

Когда борьба на этом участке фронта достигла особенного напряжения, встал вопрос о помощи англичан. За время переговоров с англичанами, обстановка под Мурманском улучшилась и вопрос о посылке на Север английской эскадры отпал. Английские корабли и авиация появилась там позже, когда фронт в Заполярье стабилизировался. Вскоре началось движение к нашим берегам конвоев из Англии и США.

Надо отдать должное помощи, оказанной Северному флоту союзниками, и храбрости английских моряков военного и транспортного флота. Например, авиация английского флота 30 июля нанесла ряд мощных ударов по Петсамо и Киркинесу, реальной помощью были смелые действия английских подводных лодок “Тайгрис” и “Трайдент”, они потопили несколько немецких транспортов с подкреплениями войскам генерала Дитля, пытавшимся прорваться к Мурманску и Полярному. На мурманском направлении врага удалось остановить, и в этом большая заслуга Северного флота. Он поддерживал 14? ю армию артиллерией и авиацией, с кораблей высаживали десанты, море перевозили войска, боевую технику, боеприпасы и продовольствие. С первых дней войны на Северном флоте начали формировать части морской пехоты. Уже в начале июля отряды моряков-добровольцев героически сражались в рядах 14? й армии. Их часто использовали в десантах как отряды первого броска и штурмовые группы. Высадка десантов во фланги и в тыл врага действенно помогала нашим войскам. Моряки десантов сражались героически. Неувядаемой славой покрыли себя имена таких десантников, как старший сержант В. П. Кисляков, матрос Иван Сивков, первые североморцы —Герои Советского Союза.

В условиях бездорожья Северной Норвегии боеспособность немецких войск в Заполярье полностью зависела от морских перевозок. Для фашистской Германии морские пути на Севере были важны еще и потому, что по ним вывозилось ценное стратегическое сырье: никелевая руда из Петсамо, молибден, целлюлоза и железная руда из Киркенеса. Северный флот не только защищал свои морские коммуникации, но и стремился помешать врагу пользоваться путями вдоль берегов Норвегии. Уже с конца июля 1941 года противнику пришлось ввести конвоирование своих судов. Подводные лодки, сведенные в бригаду, которой командовал капитан 1? го ранга Н. И. Виноградов, были в годы войны главной ударной силой Северного флота. Четыре дивизиона бригады возглавляли прославленные подводники капитаны 2? го ранга М. И. Гаджиев и И. А. Колышкин, капитаны 3? го ранга Н. И. Морозов и М. Ф. Хомяков. В строю обычно находилось около 20 подводных лодок: переведенные с Балтики и получаемые от судостроителей лодки с трудом возмещали потери. К концу 1942 года число подводных лодок на Севере у нас и у противника было примерно равным.

Командование флота стремилось охватить действиями подводных лодок возможно большую часть пути немецких конвоев вдоль северного побережья Норвегии, также наши лодки начали искать противника в глубине фиордов и бухтах. Так, уже на второй день войны подводная лодка “Щ? 401”под командованием старшего лейтенанта А. Е. Моисеева вошла на рейд Ворде и торпедировала транспорт, стоящий у пирса. Другая лодка “Щ? 402”под командованием старшего лейтенанта Н. Г. Столбова, 14 июля 1941 года проникла на рейд Хоннингсвог и атаковала стоявший на якоре транспорт. Подводные лодки Северного флота в 1941— годах потопили семьдесят семь транспортных судов и двадцать семь военных кораблей,  т. е. свыше шестидесяти процентов тоннажа противника. Немецкое командование, первоначально недооценивало силы Северного флота, с декабря 1941 года было вынуждено срочно начать постановку минных заграждений, чтобы защитить со стороны моря свои коммуникации и преградить путь нашим подводным лодкам в глубоководные фиорды. По трассе движения конвоев противник оборудовал сигнально-наблюдательные посты и установил батареи. В состав охранения конвоев немецкое командование включило миноносцы и авиацию. Ели 1941 году Северный флот не потерял ни одной подводной лодки, то уже в 1942 году, когда немцы усилили противолодочную защиту, погибло десять наших лодок.

Подводники Северного флота, атакуя транспорты и боевые корабли немцев, применяли не только торпедное и артиллерийское оружие, но и мины. Первую минную постановку на Севере произвела подводная лодка “К? 2”под командованием капитана 3? го ранга В. П. Уткина в сентябре 1941 года. На минах, поставленных нашими лодками, фашисты потеряли десять транспортов, эскадренный миноносец и несколько других кораблей.

Наряду с подводными лодками и авиацией на морских путях противника действовали наши надводные корабли, в основном эсминцы и торпедные катера. Действия североморцев срывали планомерное снабжение немецко-фашистских войск в Заполярье, отвлекали значительные силы, которые противник не мог использовать на других направлениях, например на Черном море. Успешные боевые действия североморцев были одной из главных причин провала вражеского наступления в Заполярье. Северные воды, по которым шли конвои, играли в тот период огромную роль. На Черном море мы имели крупный флот, а немецкое командование было лишено возможности послать туда крупные корабли. Противнику не оставалось ничего иного, как атаковать наши военно-морские базы с суши. В Баренцевом море обстановка сложилась иначе. Мы имели относительно слабый по составу Северный флот. Немцы же легко могли перебросить туда свои соединения флота в дни решительной борьбы за Мурманск. Однако этого не случилось, и 14? й армии с помощью Северного флота удалось остановить противника.

    Заключение

Великая Отечественная война, являвшаяся главной и определяющей частью второй мировой войны, завершилась разгромом фашистской Германии. Решающую роль в достижении победы над фашизмом принадлежит Советскому Союзу. Советские Вооруженные силы не только очистили территорию своей страны от фашистских оккупантов, но и честью выполнили интернациональную миссию, освободив полностью или частично территорию одиннадцати стран Европы и двух стран Азии. Достойный вклад в разгром фашистских захватчиков внесли войска Заполярья. Об этом говорит тот факт, что на этом участке фронта немецкие войска продвинулись в глубь страны всего на 100-120 километров, а на перешейке полуострова Средний, где раньше проходила советско-финская граница, в течение войны части, оборонявшиеся на полуострове, ставили обратно пограничный столб который немцы периодически снимали обратно. Теперь этот столб стоит в Мурманском Краеведческом Музее, а на его месте поставлен памятник.

На этом участке фронта вражеские силы не сковали наш флот. Порты в Мурманске и в Полярном не бели заняты врагом мы могли практически спокойно перевозить грузы. Также по Северному Ледовитому океану перевозились грузы, поставляемые по ленд-лизу. На этом участке фронта был приобретен большой опыт высадки морских десантов в тыл врага и слаженного действия морского флота и пехоты. Десант в Линнахамари был одним из крупнейших за всю историю.

В Заполярье проявился массовый героизм наших солдат. Чего стоит подвиг героя Советского Союза Кислякова, который один, заняв высоту, в течение семи часов отражал атаки противника и уничтожил около 100 немецких солдат. Часты были случаи, когда солдат на последней гранате подрывал себя и окруживших его немцев. А героизм резвед. отрядов, которые зимой, в сорокоградусный мороз уходили на 10-12 дней в тыл противника. немецкие позиции были очень сильно укреплены, у наших солдат иногда не хватало боеприпасов, но они смело атаковали противника, и был даже такой случай, когда у наших солдат кончились боеприпасы, но они предприняли контратаку, и со штыками отбили ранее занятую немцами высоту. такой случай описывается не один, но я предполагаю, что их было много, потому что из-за небольшого количества дорог и их неудовлетворительного качеств боеприпасы и продовольствие не переднюю полосу поставлялись хуже, чем это было нужно. Поэтому на Севере широко использовались подсобные хозяйства. Они выращивали картофель, зерно, овощи и зелень, ловили рыбу, собирали ягоды и грибы, заготавливали сено. Это, по-моему не могло не сказаться на боеспособности солдат, потому что на сельское хозяйство нужны силы, которые затрачивались бы на ведение боевых действий.

Для перевоза материальных средств использовались все виды транспорта –железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный, гужевой и вьючный. Основные перевозки осуществлялись автомобильным и гужевым транспортом. Вместе с тем их использование, особенно зимой затруднялось глубоким снежным покровом и снежными заносами на дорогах. В этих условиях наиболее надежным, а иногда и единственным средством доставки грузов были оленьи и собачьи упряжки.

Оборона фронт характеризовалась высокой активностью. В первой половине 1942 г. фронт проводил наступательные операции, имевшие целью обескровить врага, лишить его наступательных возможностей. Чтобы противодействовать нашему наступлению, командование финских и немецких войск вынуждено было израсходовать свои резервы, предназначенные для захвата Мурманска и Кировской железной дороги. Активность обороны достигалась также: ведением боевых систематических действий в целях улучшения переднего края; поражением противника огнем артиллерии и минометов, широким использованием снайперского огня; засылкой и действиями в тылу противника разведывательных , диверсионных и партизанских отрядов. Сильно изматывали противника десанты, часто используемые при наступлении и активной обороне.

Исключительное значение на вех этапах наступления имели вопросы инженерного обеспечения. Задача своевременного обеспечения наступающих войск дорогами и переправами через водные преграды, особенно танков и артиллерии в ходе операций полностью решена не была. Вследствие этого артиллерия не всегда успевала своевременно менять огневые позиции и эффективно поддерживать войска. Не везде вне дорог могли действовать и танки. Отсюда вытекает вывод, что при действиях в Заполярье необходимо усиливать войска большим количеством инженерных частей. При определении потребности в инженерных и дорожных войсках следует учитывать, что, производительность инженерных работ в скальном грунте Заполярья в 2– 2, 5 раза меньше, чем в обычных условиях. В немецких войсках этот вопрос был решен намного лучше. На побережье Баренцева моря, западнее Мурманска до сих пор сохранились немецкие укрепления. Мы шли по дороге Титовка, Печенга, построенной немцами. Дорога сложена из камней, без раствора. Хоть она была построена более пятидесяти лет назад, сейчас она находится в прекрасном состоянии, хотя, скорее всего, ее никто не ремонтировал. также меня поразило качество немецких укреплений. Мы нашли одну такую укрепленную сопку. стрелковые ячейки были расположены таким образом, что их практически нельзя было заметить, склоны сопки круты и сложно забраться вверх, ячейки расположены таким образом, что из них простреливается все пространство вокруг сопки.

Все книги, написанные про бои в Заполярье, сообщают только о потерях с немецкой стороны. Ни в одной из них не сказано о потерях с нашей стороны. Я думаю, что на данном участке фронта их было намного больше, чем с немецкой стороны, хотя бы потому что немецкая оборона инженерно оборудована намного лучше, чем наши наступающие части.

Авторы книги “Карельский фронт в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ” и Румянцев (автор книги “Разгром врага в Заполярье”) утверждают, что подготовка к некоторым операциям была проведена плохо. Иногда не было достаточно разведданных, чтобы правильно навести артиллерию.

Румянцев говорит о недостаточной подготовке перед войной. Перед тем, как развязать боевые действия самолеты противника много раз пересекали нашу границу. Также наступление на севере началось на неделю позже, чем официально была развязана война и за это время можно было бы сделать многое. Кисляков, рассказывая о своем подвиге, говорит, что у его роты кончились патроны, и он посылал несколько человек за подкреплением, посыльные не вернулись, и помощь подоспела только через семь часов. Совершив героический подвиг, он все это время один удерживал высоту.

Виноградов, автор книги “Подводный флот”, говорит, что незадолго до войны была проведена оперативная игра, в ходе которой отрабатывалась тактика защиты, в случае возможного нападения по возможным направлениям удара. Сравнив описания военных действий в книге Румянцева и Бабина, я поняла, что в последней они выглядят более успешными, чем в книге Румянцева. Неудачные операции не описываются или описываются мельком.

Несмотря на все недостатки наши наступательные операции в 44 году были великолепно построены. Во время “позиционной войны” наше командование и боевой состав приобрело достаточный опыт в ведении боевых действий в районе Заполярья. Это позволило правильно рассредоточить силы, успешно использовать артиллерию, применять высадки десанта. Опыт Великой Отечественной войны показал необходимость постоянного создания, накопления и быстрого развертывания стратегических резервов. Развертывание стратегических резервов и массированное их использование на решающих направлениях было одним из важных факторов, обеспечивших перехват стратегической инициативы из рук противника и успешное ведение стратегических наступательных и оборонительных операций. Недостатки в тактике компенсировались героизмом и патриотическим настроем наших солдат.

И, хоть в начале войны силы немецкой армии намного превышали наши силы, благодаря командованию фронта и героизму наших солдат мы победили фашистскую Германию.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.