Дата добавления: март 2006г.
Прислал 2: 5020/240. 25 Igor Kotiakhov Hаписала anna@ng. glasnet. ru Туратбекова Д. К. ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Кафедра политологии Реферат на тему:
Роль политических субкультур в политической культуре общества. Студентки гр ВН3-1 Туратбековой Д. К. Научный руководитель Седых Н. Н. Москва, 1996г
Политическая культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т. е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных политических субкультур и т. д. Политическая субкультура - совокупность однородных ценностных ориентаций и соответствующих им форм политической активности граждан (групп). Относительно целостные представления о политических субкультурах были выработаны в конце 20-х годов ХХ века американскими психологами Э. Майо и Ф. Ротлисбергером, в процессе изучения ими особенностей групповой психологии. Первоначально понятие имело сугубо прикладной характер и использовалось для описания адаптации этнических групп в инокультурной среде. Существуют различные способы ценностных ориентаций на мировоззренческом (где люди встраивают представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т. д. ). Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных разонов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч. ) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носитилей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т. д. В ряде основных параметров политических культур разных социальных групп в единой национальной и государственной общности существуют определенные различия. В одних случаях отличия этих частных культур от общей политической культуры не носят принципиального характера, и они интегрированы в нее на положении субкультур, в других - настольно отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Это значит, что в каждом обществе могут существовать одновременно несколько политических культур: господствующая, или общая, политическая культура, субкультуры и контркультуры. Дифференциация политической культуры может быть основана на социально-классовых, национальных, религиозных, и других различиях между социальными общностями и отдельными людьми. В основании выделения политических субкультур могут лежать как более или менее значительные вариации одних и тех же базовых ценностей - так и их качественно различающиеся разновидности. Помимо рационально осознанных воззрений, каждая политическая субкультура обладает рефлексивно неоформленными отношениями к действительности, укрепляющими у носителей данных ценностей единые подходы, оценки и ассоциации относительно политических явлений и усиливающими чувства внутренней сплоченности их приверженцев.
Каждая субкультура обладает определенным социальным масштабом, временем существования и различной степенью укорененности в сознании и поведении граждан. Различия политических субкультур сообщают власти источник эволюции и саморазвития.
Любая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру, те особенности, которые свойственны только этой группе. Различают политические субкультуры интеллигенции, женскую, молодежную, фермерскую, религиозную, региональные, социоэкономические, этнолингвистические, возрастные и другие субкультуры.
Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов т. п. Это, свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные формы участия - демонстрации, забастовки и т. п. , иногда социально неприемлемые. Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности (Центральное Черноземье).
Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпочтение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти. Этнолингвистические субкультурывязаны с языковыми, этнически ми особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.
Религиозные субкультурыозникают в том сбучае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культруры опреде
ленной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.
Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах. Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, образовательному, половозрастному и другим признакам. Так, в качестве особенностей негритянской политической субкультуры американские исследователи выделяют более высокую степель доверия к федеральному правительству по сравнению с доверием к правителствам штатов, более четкую ориентацию на поддержку правительственных социальных программ, отсутствие особой веры в возможности политической активности рядового гражданина, убеждение в том, что политика - это занятие для белых. И это, я считаю, действительно так. Ведь в большинстве своем политики - белые. Редко когда увидишь на трибуне темнокожего.
Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. В литературе отмечается, в частности такое распространенное явление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддежке партий и организаций консервативного направления, что обусловливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движения. Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. Данные социологических исследований в 1970-1987 гг в шести западноевропейских странах позволили зарубежным политологам сделать выводы о наличии существенных различий в базовых социальных ориентациях молодежи и старших поколений. Поведение молодежи является в определенной мере распредмеченным слепком с конкретного общества и в то же время существенно отличается от поведения, например, ветеранов. Для молодежной субкультуры характерно преобладание нонконформизма, радикализма, культа силы, преобладание таких ценностей, как возможность общения и качество жизни. Для старших поколений наибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт, материальный достаток и обеспечение.
В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например религи
озные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане) ****
Международные аспекты Карабахского конфликта в Азербайджане Восьмой год на территории Азербайджана продолжается кровопролитный карабахский конфликт. Начавшийся с митингов и демонстраций, он перерос в настоящую войну между двумя соседними государствами. И несмотря на то, что 12 мая 1994 года Армения и Азербайджан достигли соглашения о прекращении огня, за этот период не удалось найти решения карабахского конфликта. В неудаче переговоров международные посредники обвиняют конфликтующие стороны, которые, по их мнению, не проявляют готовности к компромиссам. В конечном итоге урегулирование ситуации зависит от непосредственных участников конфликта.
Другим фактором, мешающим достижению согласия является воздействие на переговорный процесс интересов великих держав, которые не всегда совпадают. Речь идет, в первую очередь, о России и США.
Однако, проявляя внешнюю активность, запад в то же время не торопится подкрепить переговорный процесс новыми идеями. В карабахском урегулировании международные посредники при выполнении своей миссии исходят из того, каким образом разрешение карабахского конфликта отразится на их интересах в регионе. Поэтому, решение конфликта требует или согласования интересов великих держав в регионе, что маловероятно, или же завоевания доминирующего положения одним из них. В последнем случае шансы России весьма велики, т. к. именно она обладает наиболее реальными рычагами давления на конфликтующие стороны. С 14 по 18 июня с. г. в Москве проходил очередной раунд переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, который в итоге все же оказался безрезультатным. Основным предметом обсуждения на переговорах были военно-техничесие аспекты урегулирования. Московский раунд показал оправданность критических замечаний азербайджанской стороны в адрес сопредседетелей МГ ОБСЕ, фактически игнорирующих интересы Азербайджана на переговорах. Сопредседатели поддержали позицию армянской стороны, отказывающейся освободить Лачинский и Шушинский районы (а эта проблема является одной из ключевых в переговорном процессе и без учета интересов Азербайджана в этих вопросах урегулирование конфликта невозможно) под тем предлогом, что Азербайджан обладает большим военным потенциалом, ставящим под угрозу безопасность карабахских армян. Сопредседатели МГ ОБСЕ пошли навстречу армянской стороне и в другом вопросу, увязав проблему освобождения Шуши с передачей карабахским армянам бывшего Шаумяновского района, находящегося за пределами Нагорного Карабаха. Основными условиями карабахских армян для урегулирования конфликта является право иметь вооруженные силы и вступать в международные отношения, устранение анклавного состояния Нагорного Карабаха, что подразумевает состояние оккупации Лачина и Шуши, установление демаркационной линии между Азербайджаном и т. н. НКР. При подобной позиции карабахских армян едва ли следует надеяться на скорейшее разрешение армяно-азербайджанского конфликта. **** РЕЛИГИОЗНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Страницы: 1, 2