Рефераты. Российская Федерация - демократическое государство - (реферат)

p>Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов (см. комментарий к статье 10). В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую со-циальную значимость: референдум и выборы. Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84). Выборы–наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы–один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей. Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования (“за” или “против”). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур, Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см. комментарий к части четвертой статьи 81 и части второй статьи 96). Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства. Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч. 2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличем особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание граждансвом РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст. 97 Конституциии РФ; для осуществления полономочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федеарции не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осущевления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность). Участе же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями. Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т. е они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений). Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т. е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола. Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответсвии с нормами межлдународного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т. д. Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким - либо признакам. ст. ст. 26 ч. 1, 19 ч. 2, 28. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но не следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов, теститрования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. Положение "О федеральной государственной службе" предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения , либо в порядке конкурса (п. 22), Прием на государственную службу осуществляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации, а так же регулярные аттестации государственных служащих. Государственный служащий, занимающий государственную должность, подлежит аттестации не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года. Аттестационная комиссия формируется руководителем государственного органа. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности. Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих устанавливаются актами законодательства Российской Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осущетсвляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен невиновен) как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно учавствуют государственный обвинитель и защитник. (Комментарии к Конституции РФ под редакцией акад. Топорнина Б. Н. М. , Юр. Литература 1994, ст. 123, стр. 520). Право граждан на коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправленияКонституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защты прав свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977г. , а также в Конституции РСФСР 1978г. 12 апреля 1968 года был издан Указ президума Верховного Совета СССР "О порядке расссмотрения заявлений и жалоб граждан" (в редакции от 4 марта 1980г. )

К сожалению, этот Указ не смог определить многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности не были определены пределы действия настоящего Указа, не был определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, не было закреплено право обрашения военнослужащх на действия своего начальства. Все это нашло свое отражение в Законе от 27 апреля 1993г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин "обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложениие", "заявление". Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения. Предложение - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т. д. Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади). Жалоба - обращение гражданина в государственные органы либо органы месного самоуправления с требованием о восстановлении права или законого интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц. (Комментарии Конституции РФ под ред. Б. Н. Топорнина М. , Юр. литература стр. 196). Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественнымии организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц. Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридическх лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответсвующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемые в них вопросы. В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государтства, существует судебный порядок обжалования таких действий. В частности, за гражданами РФ Закон закрепляет право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия. Статья 1. Право на обращение с жалобой в судКаждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их перечень закреплен в Законе от 27 апреля 1993г. Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы суд. "К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; 3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. (Статья 2 Закона от 27. 04. 93 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан")Если гражданин не согласен с решением суда - он может обжаловать его в вышестояшую инстанцию. Право на объединение Право на объединение - одно из самых всеобъемлещих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридическии установить создание разного рода общественных объединений. Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации. Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Россйской Федерации имеет право на объединение....... " - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Россйской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями меет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответсвиями с условиями, записанными в ее уставе. Ни кто не может быть принужден ко вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них.

Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов. Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерации. В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации отдельные ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 23 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении", в случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т. п. может быть приостановлена, после соотвествующего предупреждения, деятельность политическх партий, общественных организаций массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. Статья 23.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "а" статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры: в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; Конституция также устанавливает нормы об условиях образований общественных объединений и предъявляемых к ним требованиям. В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направленны на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формированй, разжигание национальной и религиозной розни. Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Законодательством устаналивается также ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 4), предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответсвии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют полические цели, имеют право учавствовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы. (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих"). В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. , принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного объединения: "Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения". Учредителями по существующему законодательству Россйской Федерации являются как физические так и юридескиие лица.

Причем их должно быть не менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов). Общественные объединения действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления, законности и гласности. Закон предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы их функционирования. 1) Общественная организация - совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан. 2) Общественное движение - массовое общественное объединение, преслудующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками. 3) Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно-полезные цели. 4) Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников. 5) Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. (Конституционное право России Козлова Е. И. Кутафин О. Е. стр. 208, Федеральный Закон "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. )Общественные объединения также различаются по террриториальной сфере деятельности. В частности они могут быть: Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными. В частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения. Межрегиональное - на территории менее половины субъектов Федерации. Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, местное же осуществляет свою деятельность в пределах органов местного самоуправления. В соотвествии с полическими целями, общественные объединения оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В часности за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демострации, шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о порядке организации митингов, шествий и пекитировании", а так же законодательству об общественных объединениях).

Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, учавствовать в выработке решений органов государтвенной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных ораганах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соотвествующие указания в уставах об участии в выборах. Международно правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права. (Это право закреплено в ст. 46 Конституции Росийской Федерации).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.