Рефераты. Российская Федерация в 90-е годы ХХ века - (реферат)

p>Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.

Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах —конфликт между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из них– русские по национальности. Другим важным вопросом суверенитета был вопрос российской государственности, о выборе формы правления: президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или смешанная форма—президентско-парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения -–"Вся власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента. В феврале 1992 года Президент предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручить власть : Президенту или парламенту.

На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране фактически возникло двоевластие.

12 декабря 1993 года состоялся первые выборы законодательной власти и референдум по одобрению проекта новой конституции, получил одобрение. Конституция установила принцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства является Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года, определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство. Законодательная власть—Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума). Выборы в Федеральное Собрание и принятие Конституции закрепило суверенитет России. Декабрьские выборы—первые выборы на многопартийной основе показали, что общественное мнение колеблется, основная часть населения испытывает психологическую усталость и дискомфорт в условиях резко меняющейся жизни. Результатом явился выбор большой части населения: 25% голосов получила партия ЛДПР (Жириновский), "Выбор России" Гайдара получил 15%. Создание Федерального Собрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества, в апреле 1994 года большинством политических партий и общественных организаций был подписан Договор об общественном согласии.

В 1995 году состоялись выборы в 6 Государственную Думу. Наиболее представительными оказались 4 партии и движения: КПРФ, ЛДПР, "Наш дом—Россия", ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и ЛДПР. В 1996 году состоялись выборы президента, победил Ельцин с преимуществом в 13% голосов у Зюганова (КПРФ). В ходе выборов президент опирался на определенную часть промышленно-банковской элиты, в какой-то мере эта часть элиты оказалась более влиятельной при принятии решении государства, что явно прослеживалось в ходе 2 этапа денежной приватизации. А это в свою очередь вызвало недовольство другой части, что усиливало общественно-политическую нестабильность.

3. Основные направления социально-экономического развития России после 1993 г. В конце 1992 года Съезд народных депутатов сменил главу правительства, взамен Гайдара пришел Черномырдин (находился на посту до этого года). С его приходом началась корректировка курса реформ, вернее курс остался (рыночная экономика), но ставка была сделана на поддержку государственных (в том числе и убыточных производств). Особое внимание было уделено топливно-энергетическому (газ, нефть, уголь, электроэнергия) и военно-промышленному (ВПК) комплексам, т. е. проводилась политика протекционизма. Была принята единая тарифная система оплаты труда, что смягчило ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых денежных средств, взаимозачетов долгов предприятий и как следствие—новый виток инфляции. Только путем ужесточения финансово-кредитной политики к концу 1993 года темпы роста удалось снизить. Но непоследовательность в принятии решений в финансовой сфере и протекционизм были присущи правительству и последующие годы. В 1993 году чековая приватизация продолжалась, росло количество коммерческих банков, в сельском хозяйстве государственными остались не более 15% колхозов, но фермеры без поддержки государства разорялись. Продолжался спад производства промышленности (16%) и сельского хозяйства (4%), сократились грузовые перевозки. В негосударственном секторе было занято уже 40% работающих. Дефицит бюджета—12 трлн. руб. Цены выросли в 9 раз, происходит расслоение населения на богатых и бедных, 10% богатых имеет доходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Но число забастовок постепенно сокращается. Хотя официально численность безработных не велика, но растет скрытая безработица (неполный рабочий день, вынужденные отпуска).

К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации (“ваучерная”), в результате реально появился частная собственность, возникают экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в мировое хозяйство.

В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздать инфляцию. В 1996 году—прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики и отпугивала западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия в политической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многие отрасли с высоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился перекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фоне снижения производства продуктов питания. В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт единственное что росло в годы реформ, теперь уже сокращаются в 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6, 8%. Падение за все предыдущие годы производства достигли 50%, 45% предприятий убыточны, взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство оборудование не заменяется и не обновляется. Инфляция не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов. Высокая социальная напряженность, вызванная скрытой безработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий, за чертой бедности от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог.

    Издержки реформ можно объяснить следующим:

Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления и нужно было создавать новый. Нестабильная политическая обстановка, обесцененный рубль, отсутствие золотовалютных запасов, долги СССР, отсутствие в стране продовольственных запасов, высокая социальная напряженность, диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и добывающей промышленности и тяжелой индустрии.

Ошибки, половинчатость и непоследовательность реформ, обусловленные политической нестабильностью, борьбой законодательной и исполнительной властей, а затем между финансово-промышленными группировками.

Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке ситуации и последствий принимаемых решений ("хотели как лучше, а вышло как всегда"). Например, расчеты на приток инвестиций и подъем производства после стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не оправдались.

Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и появление рыночных механизмов. Однако негативные последствия реформ явно перевесили положительные. Одним из главных следствий ценовой либерализации стало быстрое сближение внутренних цен на сырье, материалы и энергоресурсы с мировыми. Это нанесло тяжелейший удар по основной массе традиционно низкоэффективных производств в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, которые оказались нежизнеспособными.

    ЛИТЕРАТУРА:

Афанасьев Ю. Вздыбленная Россия //“Общая Газета” №37 1998г. Борисов Н. С. , Левандовский А. А. , Щетинов Ю. А. Ключ к истории Отечества – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 192с. Данилов А. А. , Косулина Л. Г. История России, ХХ век – М. : Просвещение, 1995. - 366с. История России. ХХ век /А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитриенко и др. – М. : Издательство АСТ, 1996. - 608с. Проблемы и перспективы. Развитие Федеративных отношений в России //“Независимая Газета” 20. 01. 98.

Уткин А. Кризис реформы. Разные взгляды на то, почему монетаризм в российских условиях оказался абстракцией //“Независимая Газета” 18. 09. 98. Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении – М. : ЦГО, 1996. - 171с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.