Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств. Витте активизировал деятельность кредитных учереждений.
В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался сторонником консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные акты Александра 111 по сохранению патриархально-попечительскиъх начал в российской деревнеУОн считал, что положение крестьянства не так уж и тягостно, как описывалось в литературе. Однако, в последствии Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности. Однако предложение Витте создать специальную комиссию по этому вопросу не увенчались успехом. Причиной этого была иллюзия прекрасного положения во всех сферах. Разразившийся финансовый и промышленный кризис показал, что все не так хорошо и явился причиной создания реда комиссий и коммитетов по пересмотру крестьянского законодательства.
Разразившийся финансовый и промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и выработке мер по подъему сельского хозяйства. Один из важнейших таких органов - Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основные положения своей программы Витте изложил в “Записке по крестьянскому делу". В ней он утверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время является правовое "неустройство" крестьян, их имущественная и общественная неполноправность, это крайне отрицательно сказывается на ведении ими личного хозяйства. Одним из важнейших таких депрессивных факторов являлась, по его мнению, община, сковывавшая крестьянскую предприимчивость, тормозившая рационализацию хозяйства.
Панацею от всех бед он видел в укреплении крестьянской земельной собственности и постепенном уравнивании крестьян в правовом отношении с остальным населением империи. С этой целью, полагал он, необходимо предоставить крестьянам, внесшим выкупные платежи, право свободного выхода из общины с выделением причитающегося им надела. Община должна со временем превратиться в простой союз земельных собственников. [8 С. Ю. Витте Избранные воспоминания с. 49]
Вместе с тем, излагая свою программу, Витте обязан был исходить из противоречивых установок Николая II (1903-1904 годы), согласно которым, с одной стороны, в основу трудов комиссии и совещания должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны - "изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины". Неприкосновенность же общины Витте трактовал как запрещение любых способов насильственного воздействия на выход из общины, так и принудительного удержания в ней ее членов. В сословной обособленности надельного землевлавдения он видел лучший способ сохранения мелкой земельной собственности. Министер финансов полагал запрещение всех попыток давление на общину. Он добился отмены наиболее тяжелых статей крестьянского законодательства. Были облечены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка. Так в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ВИТТЕ.
Еще более противоречивыми, сложными представляются политические воззрения Витте, тяготевшие к откровенно консервативным и даже реакционным общественно-политическим устоям. Как уже отмечалось, с детских лет он был воспитан в духе строгого монархизма. Идея монархизма, своеобразно поэволюционировав под влиянием внешних обстоятельств, продолжала главенствовать в его общеполитических представлениях о формах государственного устройства. -Анализируя причины активизации массовых социальных движений в мире, Витте главную из них видел в естественном стремлении человека к справедливости, в борьбе с неравенством. В возникновении социалистических идей, считал он, проявляются глубочайшие жизненные устремления народных масс, и готов был даже видеть в социализме силу, которой принадлежит будущее. Но верно оценив сущность и направление современного исторического процесса, Витте делал своеобразный вывод: перед Европой в целом, и перед Россией в частности стоял выбор -самодержавие или социализм. Только эти две государственные формы могут удовлетворить массы. Наилучший из них, по его убеждению, в этом плане является самодержавие. Буржуазнопарламентский строй он считал нежизнеспособным, видел в нем лишь переходную стадию развития к более совершенному строю-монархическому или социалистическому. Так охранительно-попечительская политика самодержавия получила новое обоснование и содержание.
В основе этого утопического по существу воззрения лежал тезис об абсолютной свободе верховной власти, которая может действовать во благо всех классов. Его идеалом была сильная верховная власть, построенная на принципах просвещенного абсолютизма, опирающаяся в своей деятельности на крепкий бюрократический аппарат.
В конце XIX –XX века земская тема заняла особое место во внутренней политике правительства. Проекты по распространению земств на неземские территории, разрабатывпаемые МВД. Витте был ярым противником и разработал специальную записку в которой утверждал, что самоуправление не способствует укреплению самодержавия в государстве. Он возражал против введения новых земских учереждений и предлагал усилить местное хозяйственное самоуправление, усилив бюрократический аппарат.
Витте утверждал, что в настоящее время "Россия не представляет еще окончательно сложившегося государства и целостность ее может поддерживаться только сильной самодержавной властью. При самодержавном же строе земство-непригодное средство управления потому, что оно неизбежно приведет к народному представительству, к конституции, которая по его глубокому убеждению вообще "великая ложь нашего времени".
Резкость и прямота суждений министра - то, что нравилось Александру, -воспринималась новым императором как развязность и даже наглость. Представляя собой выдающуюся личность, Витте не отличался особой целостностью ни идей, ни действий. Об эклектичности, противоречивости его хорошо сказал К. П. Победоносцев: "Витте умный человек.... но он весь составлен из кусочков". Охлаждение к Витте царя было вызванно его поведением во время болезни царя Николая II. Он выступал за передачу власти брату царя Михаилу. Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики привело в августе 1903 года к отставке Витте с поста министра финансов. Он получил крупное единовременное пособие и был назначен председателем Комитетад министров. Должность почетная, но фактически маловлиятельная. Витте крайне тяжело переживал опалу. ВИТТЕ ДИПЛОМАТ
Осенью 1904 года процесс нарастания революционной ситуации вступил в новую фазу, захватив широчайшие слои российского общества. После волны всеобщих забастовок оппозиционные настроения, усугубленные рядом чувствительных поражений России в начавшейся в 1904 году русско-японской войне, охватили и высшие классы общества.
В таких условиях царизм помимо ужесточения репрессий пытался сбить волну недовольства, став на путь лавирования. Витте подал царю записку упор в которой был сделан на анализ сложившийся ситуации и доказательство невозможности сохранения старого режима. Вот текст записки, которую Витте вручи Николаю II.
ВСЕПОДДАННЕЙШЕЕ ПИСЬМО СТАТС-СЕКРЕТАРЯ С. Ю. ВИТТЕ ОТ 28 ФЕВРАЛЯ 1905 ГОДА Ваше императорское величество!
При настоящем положении вещей единственный благоразумный выход: войти в переговоры о мирных условиях и, чтобы хотя немного успокоить Россию, привести в скорейшее и широкое исполнение поручению, данное высочайшим рескриптом А. Г. Булыгину. Продолжение войны более нежели опасно; дальнейшие жертвы страна при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф. Чтобы продолжать войну, нужны огромные деньги и обширный набор людей. Дальнейшие затраты совершенно расстроят финансовое и экономическое положение империи, составляющее центральный нерв жизни современных государств. Бедность населения увеличится, и параллельно увеличится озлобление и помрачение духа. Россия потеряет кредит, и все заграничные держатели наших фондов (между прочим, вся французская буржуазия) сделаются нашими врагами. Новая- мобилизация в широких размерах может быть сделана лишь при содействии силы. Таким образом, воины для Дальнего Востока начнут свое боевое поприще на месте их призыва. Если еще окажется слабый урожай и появление холеры, то огромные беспорядки могут развиться в ураган. Вообще по теперешнему времени войско нужно в самой России. Конечно, ужасно больно начать мирные переговоры, и необходимо их обставить условиями, охраняющими престиж царской власти. Но лучше это сделать теперь, нежели ожидать еще более грозного будущего. Куропаткин не удержится в Телине. С потерей Харбина будет отрезан Уссурийский край. Рожественский не может иметь успеха. Россия покуда еще имеет такой престиж, что можно надеяться, что мирные условия не будут ужасающими. Но если мы и теперь, после всего происшедшего, не смирим нашего духа по заветам веры нашей и не покаемся перед всевышним, то поставим себя еще в более безвыходное положение. Нужно открыть мирные переговоры, если условия окажутся совершенно неприемлемыми, если они останутся таковыми, несмотря на содействие некоторых великих держав, ну тогда, несомненно, встанет весь народ для защиты царя и своей чести. Тогда мы очистимся. Всемилостивейший государь! Решимость нужна во всех делах. Но если решимость нужна при счастье, то она сугубо необходима при несчастье. При несчастье решимость есть первая ступень к спасению. Нельзя медлить, нужно немедленно открыть мирные переговоры и нужно немедленно в широком размере привести в исполнение ваше поручение А. Г. Булыгину.
В. в-во! Я нахожусь в здравом уме и твердой памяти. Это всеподданнейшее письмо не есть письмо растерянного человека, но письмо человека, сознающего положение. Не боязнь водит мою руку, а решимость—решимость сказать вам, что другие, может быть, побоятся сказать. Помоги вам господь Бог! Вашего императорского величества верноподданный слуга. Изучив эту записку, царь созвал специальное совещание сановников, на которое был приглашен и Витте. Император, согласившись с мнением большинства, поручил Витте подготовку проекта указа о предполагавшихся реформах, рассчитывая с его помощью выйти с наименьшими потерями из сложившейся ситуации. Проект был составлен и послан царю. Был там пункт о выборном представительстве, который вызвал сомнение у императора. И Витте вновь повторил свои опасения, что представительство выборных в Государственном совете может явиться первым шагом к конституции. Указ 12 декабря 1904 года, обещавший некоторые преобразования, был опубликован без пункта о представительстве, но с твердым заявлением о "незыблемости основных законной империи". После этого Витте был занят подготовкой законопроектов по общественной программе реформ. В начале февраля 1905 года состоялось еще одно совещание министров, на котором вновь стал вопрос о привлечении выборных представителей от общественности к обсуждению законопроектов, и вновь Витте выступил с возражением, настаивая на своих доводах о самобытности и исторической миссии российского самодержавия, непригодности для России конституционного строя. однако, Николай II рескриптом на имя министра МВД поручил последнему составить проект привлечения выборных народных представителей к законосовещательной деятельности. На этот раз Витте пришлось смириться.
Страницы: 1, 2, 3, 4