Проблема вторая: Нищета и отсталость . Их причины , влияние на демографический рост и пути решения.
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают, что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей, регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира совершенно иная , ибо более половины человечества живет в нищете и бедности, а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в день . От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой страны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными странами составляет 10 - 20 раз . Вот некоторые данные характеризующие диспропорции развития стран : Показатели социально-экономич. Развития в конце 80-х годов страна ВНП на душу населения, дол продолжит. жизни, лет дет. смертность на 1000 рожд. Грамотность взрослых , % Потребление калорий на 1 чел. кг нефти на 1чел. США 17480 75 11 99 3682 7193 Бразилия 1810 67 60 78 2675 830 Индия 290 57 94 43 2126 208 Эфиопия 120 51 116 5 1704 21 Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран ?
Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими факторами . Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны третьего мира . Монокультурная направленность сельского хозяйства ( к примеру выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане ) , отсутствие промышленности национальных кадров и недостаточное развитие инфраструктуры - эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в развитии бывших колоний . К тому же, весьма заметное влияниевнешнего фактора в лице США и СССР , а также проведение политики неоколониализма, очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитным конфликтам ( Корея, Вьетнам ) . Во всех развивающихся странах ( кроме стран Латинской Америки ) сыграла свою роль ицивилизационная несовместимость, когда общемировые, европейские по своему происхождению, ценности противоречили местным патриархальным устоям .
Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует прежде всего выделитьперенаселенность. Прямая связь между нищетой и демографическим взрывом видна в глобальном масштабе . Африка - континент, находящийся в самом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы роста населения , и, в отличие от других континентов, они там пока не снижаются . При среднегодовых темпах роста населения 3% производство продовольствия там растет лишь на 2% в год . Если учесть, что в большинстве стран не так давно закончились социалистические эксперименты, вызвавшие спад промышленного производства, и, как следствие, каждый третий в африканском городе безработный, то становится понятна глубина кризиса охватившего континент.
Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население сокращается на 1 млн . человек ежегодно, непонятно, как нищета может вызвать рост населения . Но дело в том, что Россия и Африка относятся к разным цивилизационным системам и уровню социально-экономического развития, и одни и те же предпосылки могут привести к прямо противоположным результатам . В Африке нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь большее число детей . Дети - важная часть семейной рабочей силы . Они с малолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы . Как это на первый взгляд ни странно, детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу , чем взрослым, так как их труд оплачивается гораздо дешевле . При отсутствии какого либо социального обеспечения со стороны государства , дети- это единственная опора родителей в старости . Так замыкается порочный круг : нищета - быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения .
На момент обретения независимости отсталые страны не имели технического и научного потенциала , грамотность была уделом , в лучшем случае, одной трети населения . Не сильно изменилась ситуация, и сейчаснеграмотность- одна из проблем стран 3-его мира . Развивающиеся страны с 75% мирового населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти цели . В эпоху НТР , когда наука превратилась в ведущий фактор развития производства , низкий уровень образования, отсутствие инженеров, врачей, учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитие промышленности и сельского хозяйства , медицины и культуры .
Также одной из причин отсталости является тот факт, чтобольшинство развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными. Для сравнения : в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования , связанные с применением удобрений , различной спецтехники и новейших достижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное земледелие , то США являются крупнейшим в мире производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии . Но НТР не обошла стороной и ряд стран третьего мира : благодаря комплексу мер по мелиорации, механизации и внедрению новых видов с/х культур, получившему название “ зеленая революция ”, в таких странах как Индия, Китай и Таиланд отступила угроза голода . Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на сырье в долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких технологий , в результате чего страдают в первую очередь развивающиеся страны. Впрочем , бывают и исключения : предпринятое организацией стран -экспортеров нефти ( ОПЕК ) в 1973 и в 1979 годах повышение цен на нефть привело к резкому росту доходов этих стран . Однако более всего от “ нефтяного кризиса ” пострадали не развитые страны, а другие страны 3-его мира , поскольку сокращение спроса на сырье больнее всего ударило именно по ним... Это привело к тому, что внешний долг этих стран начал расти . Огромная внешняя задолженность-одна из причин отсталости, так как, выплачивая огромные проценты по займам (к примеру на выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны), развивающиеся страны не могут
Некоторые страны с крупным внешним долгом (конец 80-х годов) страна Размер внешнего долга отношение внеш. Долга к ВНП, % Бразилия 111 32 Мексика 102 63 Чили 21 101 Филиппины 28 66
направить значительные средства на развитие медицины и образования , вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это подтверждает статистика : если в среднем в конце 80-х в развивающихся странах темпы экономического роста составили 3, 9% то в странах с большой задолженностью этот показатель составил лишь 1, 1% .
Все эти проблемы ( неграмотность, аграрность стран 3 - его мира , проблема внешней задолженности ), по моему мнению , развивающимся странам можно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм дискриминации стран 3-его мира ( например , они обладают лишь одной третью голосов в различных международных экономических организациях ) . Да , конечно, новые индустриальные страны смогли преодолеть отсталость без благотворительности развитых стран, но чего бы стоили эти “ азиатские драконы ” без многомиллиардных иностранных инвестиций . Но к примеру большинство стран Африки просто не в состоянии в ближайшее время создать условия для инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность, дешевая , но образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночной экономики . То есть , без значительной помощи развитых стран не обойтись . В настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но, учитывая , что в США на видеоигры тратится 10 млрд долларов , что равно всему размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняет ситуацию . И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то можно будет сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и социальных диспропорций между странами . Проблема третья: Война и Мир.
Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества . Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек , 40% зданий превращено в пепел, а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости .
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз . Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле . Но, к счастью, после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР , а также по причине распада последнего, угроза ядерной войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет . Но я думаю , что над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного оружия увеличится , ведь его , при желании , уже в состоянии получить Иран, ,Пакистан, Израиль и Индия . Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у власти . Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в этой области .
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и усовершенствованные “ классические ” виды вооружений . После второй мировой войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим жертвам, но и к усугублению проблем отсталости . Но сейчас , по-моему, после прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов , следует путем введения в район нестабильности “ голубых касок ” пресекать набирающие обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.
Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются демократические ценности , то в долгосрочной перспективе военные перевороты и гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические методы борьбы . Но все это возможно лишь при повышении уровня политической культуры, а это опять упирается в проблему отсталости .
Проблема четвертая: рукотворные катастрофы. Плата за сложность.
26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС . В спокойные ночные часы здание потряс страшный взрыв . Стены ядерного реактора , защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально разрушены . На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные элементы , которые невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые ветром и дождями , они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв. километров с населением не менее 800 тысяч человек !
Так кто виноват в случившейся трагедии ? Кто виноват в смерти 30 человек , погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем ? Кто виноват, что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира ? Виноваты были люди . Физики, инженеры , создавшие далеко не совершенный реактор , операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею . Говоря конкретнее , виноваты были все мы .
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами - цунами , смерчами , землетрясениями , чумой . Но 26 апреля 1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз сильнее любого природного катаклизма . Мы уже привыкли к постоянным взрывам метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую человек может стать даже причиной наводнения ( закованный в бетон Рейн, не справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные районы Европы ) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной коры ) . Человек - царь природы . Это “мудрое ” изречение привело к осушению Арала и наступлению пустынь . В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5 плодородного слоя земли . Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических беженцев , а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.
Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении природой . В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984 году во Франции компьютер , установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2, 5 млн кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории промышленности . В результате технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю зрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная среда обитания . Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться . Казалось бы , это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990 году , когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал “занято” , показал, что машины могут “сойти с ума” сразу во всем мире . Избавившись от угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую среду , может попасть под колеса автомобилей . В России на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек , чем погибло за все годы войны в Афганистане ! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей , чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых . Что же дальше ?
Так что же ожидает человечество далее : решение проблем НТР или их усугубление ? Здесь нельзя дать однозначного ответа . Но можно с полной уверенностью утверждать , что будет продолжаться демографический взрыв, благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах . По прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI века на уровне 10 - 12 млрд человек . Вопрос состоит в том , выдержит ли Земля такое число обитателей без сползания к необратимой экологической катастрофе.
Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный уровень жизни среди большинства жителей стран 3 - его мира , тем быстрее они перейдут от традиционного режима воспроизводства (высокая смертность - высокая рождаемость ) к современному ( низкая смертность - низкая рождаемость ) . А пока на переходный период следует , во избежание необратимых последствий перенаселенности, ввести административно - репрессивный контроль за рождаемостью ( по китайскому образцу ) .
Следует также отметить , что выравнивания диспропорций в развитии различных стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем . Причиной этого является то, что отсталость -это как бы пересечение всех глобальных проблем НТР, и разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается : темпы развития развитых стран превосходят темпы развития развивающихся стран, и пропасть между этими странами увеличивается .
По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа межгосударственных конфликтов , но роста сепаратизма и конфликтов, связанных с ним . Это во многом связано с ростом национального самосознания народов . Однако интеграционные процессы (подобные происходящему в Европе ) также будут укрепляться . Эти два взаимообратных процесса приведут к тому , что вскоре мир будет состоять из небольшого числа конфедераций ( наподобие ЕЭС ) , состоящих из стран объединенных в таможенный, экономический, политический союз с единой валютой, но автономных в вопросах культуры , религии и внутренней политики . В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все более, в связи с истощением ресурсов, будут использоваться ресурсосберегающие и экологически чистые технологии . Компьютерные сети, все более внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационного общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже частично живое общение ( как это сделал не так давно телефон ) .
В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но все же представляющее более высокую ступень развития , чем сейчас . Но это при условии , что мир не придет к экологической или социальной катастрофе . Именно возможность таких катастроф , а также глобальность многих процессов - вот отличительные признаки эпохи НТР, и то, что человек пытается контролировать эти процессы , глобально означает, что мы сейчас находимся на пути от традиционных взаимоотношений природы и общества их противопоставления (Человек - царь природы ) к ноосфере - взаимоотношениям на основе разума и целостности всего мира. Литература:
География . Серия “ Энциклопедия для детей ” под редакцией С. Исмайловой Москва . Аванта+. 1994
2)Биология . Серия “ Энциклопедия для детей ” под редакцией С. Исмайловой . Москва . Аванта+. 1994
3)Экономикс. Р. Макконнел , Л. Брю . 11-е издание . Москва . Издательство “Республика” . 1995
4)Д. Долан. Макроэкономика . Санкт-Петербург . Литера плюс . 1996 5)Страны мира . Справочник под редакцией Р. Иванова . Москва . Политиздат. 1989 6)Человек и Общество . Современный мир . Учебник для 11 класса . Под редакцией В. И. Купцова . Москва . Просвещение . 1994 7)Материалы газеты “Известия” за октябрь-декабрь 1997
Страницы: 1, 2