Рефераты. Советско-китайские отношения в период с 1945-1949 годов - (реферат)

p>По соглашению о Китайской Чанчуньской железной дороге бывшая КВЖД и бывшая Южная Маньчжурская железная дорога, идущие от станции Маньчжурия до станции Суйфынхэ и от Харбина до Дальнего и Порт-Артура, переходили в общую собственность СССР и Китая. Кроме основной магистрали в общей собственности и совместной эксплуатации должны были находиться только те земли, а также вспомогательные железнодорожные ветки, построенные КВЖД в период русского и советско-китайского управления и ЮМЖД— в период русского управления, которые использовались для прямых нужд этих дорог. Совместная эксплуатация КЧЖД должна была осуществляться единым управлением под китайским суверенитетом, как чисто коммерческое транспортное предприятие. Стороны согласились учредить “Китайско-Советское общество Китайской Чанчуньской, железной дороги”. В обществе создавалось управление из десяти членов, из которых пять рекомендовались правительством Китая, и пять— Советским правительством. Китайское правительство из числа членов правления — китайских граждан выбирало председателя правления, Советское правительство из числа своих граждан — членов правления — заместителя председателя. Оба правительства назначали по три представителя в состав ревизионного комитета, причем председатель комитета должен быть из числа советских граждан, а заместитель—китайский гражданин. Управляющий КЧЖД Должен быть советским гражданином, а заместитель— китайским.

Ответственность за охрану дороги и поддержание порядка возлагалась на правительство Китая. Для этой цели оно создавало железнодорожную полицию. Статья 10 соглашения предусматривала, что только в период войны с Японией КЧЖД могла быть использована для перевозок советских войск. В соответствии с этой статьей правительству СССР предоставлялось право перевозить по дороге в транзитном порядке без таможенного досмотра военное имущество в опечатанных вагонах. Их охрана должна была осуществляться железнодорожной полицией, причем СССР имел право назначать свой вооруженный эскорт.

Товары, перевозимые по дороге транзитом от одной советской станции до другой, а также с советской территории в Дальний и Порт-Артур или обратно, не должны были облагаться китайским правительством пошлинами или какими-либо иными налогами и сборами. Однако по прибытии на территорию Китая эти грузы подлежали таможенному досмотру.

Дорога должна была платить китайскому правительству налоги, так же как и государственные дороги.

Соглашение заключалось на 30 лет. По истечении этого срока КЧЖД подлежала безвозмездной передаче в полную собственность Китая.

Соглашение о Порт-Артуре предусматривало превращение этого порта в военно-морскую базу, открытую для военных кораблей и торговых судов только Китая и СССР. По вопросам совместного использования военно-морской базы учреждалась китайско-советская военная комиссия в составе двух китайских и трех советских представителей. Председатель комиссии должен был назначаться советской стороной, а заместитель — китайской. Оборона базы вверялась правительству СССР, которое могло создавать там необходимые для этого военные сооружения. Соглашение устанавливало, что гражданская администрация в районе военно-морской базы принадлежит Китаю. Правительство СССР имело право содержать в районе этой базы свои военные, военно-морские и воздушные силы и определять их дислокацию. Срок действия соглашения определялся в 30 лет. По истечении этого срока военно-морская база Порт-Артур подлежала передаче в собственность Китая. Дальний объявлялся свободным портом, открытым для торговли и судоходства всех стран. Китайское правительство согласилось выделить в порту для передачи в аренду СССР пристани и складские помещения. Администрация в Дальнем сохранялась за Китаем. Начальник порта и его заместитель должны были назначаться соответственно из числа советских и китайских граждан управляющим КЧЖД по соглашению с мэром города Дальнего. В случае войны с Японией на Дальний должен был распространяться режим военно-морской базы Порт-Артур, определенный соглашением о Порт-Артуре.

Соглашение о Дальнем предусматривало освобождение от таможенных пошлин товаров, следовавших из-за границы в СССР через порт Дальний, и товаров, следовавших из СССР через порт Дальний для экспорта. Эти товары должны были транспортироваться в опечатанных вагонах.

    Срок соглашения устанавливался в 30 лет.

Подписание Советским Союзом соглашений о КЧЖД, Порт-Артуре и Дальнем было вынужденным актом со стороны СССР. Опыт истории показал, что, пользуясь слабостью Китая, империалистические державы стремились проникнуть в Северо-восточные провинции, захватить этот край и оттуда угрожать безопасности советского Дальнего Востока, равно как и безопасности всего Китая. Оккупация Манчжурии Японией лишний раз подтверждала, что за мероприятиями империалистических держав в этой части мира нужно следить очень внимательно, чтобы помешать возрождению агрессии на Дальнем Востоке и использованию китайской территории для новой войны против СССР или Китая. Если бы тогдашнее китайское правительство само могло не допустить нарушения территориальной целостности Китая, превращения того или иного района в базу для новой войны на Дальнем Востоке и если бы, таким образом, не было сомнения в том, что с территории Северо-восточных провинций никто не будет угрожать безопасности Советского Союза и общему миру на Дальнем Востоке, то вопрос о заключении этих соглашений не встал бы. Однако в Китае у власти находилось реакционное правительство, проводившее антисоветскую политику. Уже в ходе второй мировой войны стало ясно, что это правительство не только не пожелает вместе с СССР принять меры к обеспечению коллективной безопасности на Дальнем Востоке, но и будет содействовать превращению территории Китая в антисоветские плацдарм. В этих условиях правительство СССР вынуждено было позаботиться о том, чтобы враждебные происки гоминдановского правительства и заокеанских империалистических кругов в районах, прилегающих к советскому Дальнему Востоку, не могли быть осуществлены, чтобы безопасность в этом районе была бы обеспечена даже в том случае, если гоминдановские власти встанут на путь враждебных СССР действий.

Тогда же, 14 августа 1945 г. , было подписано соглашение об отношениях между советским главнокомандующим и китайской администрацией после вступления советских войск на территорию Северо-восточных провинции для совместных военных действий против Японии. После прибытия советских войск на территорию Северо-восточных провинций Китая верховная власть и ответственность в зоне военных операций во всех военных вопросах возлагалась на главнокомандующего советскими вооруженными силами. Китайское правительство назначало представителя, который должен был учреждать администрацию и руководить ею на территории, очищенной от противника, оказывать помощь в установлении на возвращенных территорий взаимодействия между советскими и китайскими вооруженными силами, обеспечивать активное сотрудничество китайской администрации с советским главнокомандующим. Для налаживания контакта между советским главнокомандующим и представителем китайского правительства при штабе главнокомандующего создавалась китайская военная миссия.

Как только какая-либо часть территории переставала быть зоной непосредственных военных действий, вся власть на ней по линии гражданских дел должна была осуществляться китайским правительством. Лица из советских вооруженных сил на китайской территории должны были находиться под юрисдикцией советского главнокомандующего. Все лица китайского гражданства должны были находиться под китайской юрисдикцией даже в случае их преступлений против советских вооруженных сил, за исключением преступлений, совершенных в зоне военных операций, которые подлежали юрисдикции советского главнокомандующего. Одновременно министры иностранных дел СССР и Китая обменялись нотами по ряду вопросов. В советских нотах об оказании помощи китайскому центральному правительству, о суверенитете Китая над Северо-восточными провинциями и о событиях в Синьцзяне вновь подтверждался принцип невмешательства во внутренние дела Китая и устанавливалось, что“Советское правительство согласно оказать Китаю моральную поддержку и помощь военным снаряжением и другими материальными ресурсами”. В ноте китайского правительства по вопросу о МНР говорилось: “Ввиду неоднократна выраженного народом Внешней Монголии стремления к независимости, китайское правительство заявляет, что после поражения Японии, если плебисцит [2Плебисцит состоялся 20 октября 1945 г. Монгольский народ единодушно высказался за независимость. 5 января 1946 г. китайское правительство объявило о признании независимости МНР. ]народа Внешней Монголии подтвердит это стремление, китайское правительство признает независимость Внешней Монголии в ее существующих границах”3. В ответной ноте Советское правительство указывало, что оно “с удовлетворением принимает к сведению вышеозначенную ноту правительства Китайской Республики и со своей стороны заявляет, что оно будет уважать государственную независимость и территориальную целостность Монгольской Народной Республики (Внешней Монголии)”.

24 августа 1945 г. договор о дружбе и союзе и соглашения были ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР и законодательным юанем Китайской республики. Значение договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем огромно. Он создавал предпосылки для дружественного сотрудничества и взаимной помощи двух величайших народов мира. Договор и соглашения, при условии их выполнения китайским правительством так же лояльно, как выполняет свои обязательства Советский Союз, создавали прочную гарантию мира и безопасности на Дальнем Востоке. Любая попытка повторения японской агрессии могла бы быть пресечена совместными усилиями. Для Советского Союза значение договора и соглашений состояло еще в том, что они могли положить конец напряжению на дальневосточных границах, которое начиная с 1917 г. поддерживалось тем, что вдоль этих границ были сосредоточены враждебные СССР силы.

Договор создавал условия для подлинной независимости Китая. Он предусматривал не только военную помощь Советского Союза в случае японской агрессии, но и экономическую помощь в целях облегчения и ускорения восстановления Китая. Несомненно, что если бы не предательство гоминдановских правящих кругов, то, опираясь на помощь и дружбу СССР, китайский народ мог бы еще в 1945 г. приступить к строительству независимого и свободного государства. Так как антинародное правительство гоминдановцев поддерживали американские империалисты, китайскому народу потребовалось приложить много усилий, прежде чем в 1949г. была создана Китайская Народная Республика.

Советско-китайский договор гарантировал конкретные и эффективные формы дружбы и союза между двумя народами. Неудивительно поэтому, что договор и соглашения были встречены широкими слоями китайского народа с большим воодушевлением. “Китайско-советский договор о дружбе и союзе и соглашения, – говорил Чжоу Эньлай, – полностью отвечают интересам революции китайского народа”. Газета Коммунистической партии “Синьхуажибао” писала, что советско-китайский договор представляет собой “восход зари над Азией”. Она отмечала, что договор является осуществлением давнишней мечты китайского народа: он разрешает ряд вопросов, касающихся Советского Союза и Китая, и укрепляет традиционную дружбу между этими странами, закладывая основы мира на Дальнем Востоке.

Однако вскоре стадо ясно, что подписание договора было маневром гоминдановского правительства и что оно не собиралось по серьезному относиться к взятым на себя обязательствам.

Реакционные круги гоминдана, не желавшие сближения Советского Союза и Китая, повели работу, направленную на подрыв советско-китайских отношений. Фын Юйсян рассказывает в своих мемуарах, что Чан Кайши был крайне раздражен, когда он, Фын Юйсян, в октябре 1945 г. в Обществе культурных связей Китая и Советского Союза в Чунцине в присутствии Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлая и советского посла А. А. Петрова провозгласил здравицу за осуществление установки Сунь Ятсена о союзе с СССР и с Компартией.

    Разгром японских захватчиков

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.