Рефераты. Советское общество в период Великой Отечественной войны. - (курсовая)

p>В период войны для всех отраслей народного хозяйства была организована массовая подготовка новых квалифицированных рабочих. Она велась в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, непосредственно на предприятиях и созданных при них различных курсах, в школах механизации сельского хозяйства. В среднем за год в течение войны подготавливалось таким образом около 3 млн. рабочих.

Обстановка военного времени заставила государство прибегнуть также к системе трудовой повинности. Если в мирное время эту повинность разрешалось применять только в случае борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, то в годы войны она использовалась для проведения оборонных работ, заготовок топлива, охраны путей сообщения, сооружений и средств связи. Соответственно был расширен и круг лиц, привлекаемых к трудовой повинности.

В связи с тем что в период войны в сельском хозяйстве ощущался большой недостаток рабочей силы, местные органы государственной власти получили право в дни напряженных сельскохозяйственных работ привлекать к ним все трудоспособное население городов, а также лиц, проживающих в сельской местности, но не занятых в колхозном и совхозном производстве. Это позволило частично компенсировать убыль миллионов трудоспособных колхозников, призванных в действующую армию.

Немалую роль в повышении сознательности, организованности и активности народных масс в борьбе с врагом сыграла культурно-воспитательная деятельность государственных органов. Важнейшие мероприятия нашего государства, осуществлявшиеся до войны в области социально-культурного строительства и воспитания советских граждан, сохраняли свое значение и в военное время. Вместе с тем необходимо было организовать работу культурно-просветительных учреждений страны с учетом трудностей военного времени. Так, были созданы вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи, дававшие необходимое образование подросткам без отрыва от производства. Война потребовала изменить количественное соотношение между обучающимися в общеобразовательных школах и в школах фабрично-заводского обучения, ремесленных училищах. Набор молодежи в училища и школы трудовых резервов в военное время во много раз превышал довоенный уровень. Большое внимание уделяло Советское государство научным учреждениям и подготовке научно-технических кадров. Увеличился выпуск специалистов в области технических, прикладных наук и особенно в тех отраслях знаний, которые имели непосредственное военное значение. Широко были развернуты военно-технические исследования, способствующие всемерному усилению боевой мощи войск. Права и интересы деятелей науки и техники, культуры и искусства оставались в период войны не-прикосновенными. Для этой категории лиц сохранялись все основные льготы и пре-имущества мирного времени.

В годы воины значительно повысилась роль Советского государства в охране социалистической собственности и общественного порядка. Особое внимание уделялось строжайшей охране военного имущества и объектов военного хозяйства, продовольственных и промышленных товаров, предназначенных для снабжения тыла и фронта. Была перестроена работа органов суда и прокуратуры. Правосудие в условиях войны осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных и автономных республик, краевыми и областными судами, народными судами, а в армии и на флоте— военными трибуналами.

Всей своей деятельностью судебные органы воспитывали граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного выполнения законов Советского государства, и прежде всего законов военного времени, бережного отношения к социалистической собственности, добросовестного и честного отношения к государственному, общественному и воинскому долгу, уважения правил социалистического общежития.

В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялось на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальности и расовой принадлежности. Применялось единое и обязательное для всех судебных органов законодательство СССР, в том числе и законы военного времени.

Решения судебных органов могли быть обжалованы осужденными, их защитниками и другими заинтересованными лицами и опротестованы органами прокурорского надзора в вышестоящих судебных инстанциях. Верховный суд и Прокуратура СССР осуществляли в условиях войны высший контроль за соблюдением законности и правопорядка и в случае необходимости могли истребовать любое деле из любого суда и обеспечить его пересмотр в установленном законом порядке.

В суровых условиях Великой Отечественной войны Советское государство требовало от граждан беспрекословного выполнения правовых норм и распоряжений своих органов, повсеместного соблюдения порядка, крепкой дисциплины и высокой организованности как одного из важных условий достижения победы. Лица, отступавшие от правовых требований, наказывались по всей строгости законов военного времени.

Основная задача судебных и прокурорских органов состояла в том, чтобы обеспечить интересы социалистического государства в целях победы над врагом. В соответствии с этим в начале войны Президиум Верховного Совета СССР утвердил положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий. Согласно этому положению изменялся порядок комплектования военно-судебных органов, а также порядок рассмотрения судебных дел и опротестования приговоров.

Военные трибуналы как специальные суды создавались при фронтах, армиях, корпусах, дивизиях и других соединениях и при военизированных учреждениях. В местностях, находившихся на военном положении, они рассматривали дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, в том числе дела на лиц, работавших в военной промышленности, на транспорте, на строительстве оборонительных сооружений и в организациях, непосредственно связанных с военным ведомством. Порядок прохождения дел в военных трибуналах допускал сокращенные сроки судебного следствия, рассмотрение дел в составе постоянных судей без народных заседателей. Приговоры трибуналов вступали в силу с момента их объявления и кассационному обжалованию не подлежали: они немедленно приводились в исполнение. Военные советы фронтов и армий, а также командующие фронтами и армиями пользовались правом приостановить осуществление приговора, содержащего высшую меру наказания— расстрел.

Многие гражданские судебные органы в местностях, объявленных на военном положении, и в прифронтовой полосе, а также судебные органы железнодорожного и водного транспорта были военизированы.

Дела о крупных хищениях народного имущества и нарушениях общественного порядка подлежали ведению специальных судебных органов, рассматривались и решались военными трибуналами. Повышенным наказаниям подвергались те, кто был уличен в порче и разбазаривании продовольственных продуктов, в хищении, нерациональном использовании или утере военного имущества. В целом случаи хищения государственного и личного имущества в период Отечественной войны квалифицировались как особо опасные действия, совершенные в чрезвычайной военной обстановке. Виновные подвергались серьезным наказаниям по законам военного времени. Это полностью отвечало интересам народа и государства.

Лица, которые покушались на общественный порядок, государственную безопасность и законные интересы трудящихся, наказывались особенно строго. Как административные, так и судебные меры по всем таким делам применялись преимущественно военными властями и органами военной юстиции. Общегражданская судебная и административная власть государства осуществляла свои полномочия по этим вопросам лишь в местностях, не объявленных на военном положении, да и то с исключением из ее ведения сферы военного хозяйства.

“Вызванные войной изменения во внутренней и внешней политике СССР обусловили широкое введение в действие законов военного времени и чрезвычайных правовых актов. Своеобразие сложившейся обстановки состояло в том, что эти законы и акты существовали наряду с основными законами мирного периода. Вот почему в годы войны проводилось перераспределение компетенции между государственными органами, видоизменялись методы и формы борьбы за законность и правопорядок в тылу и на фронте. В случае несогласованности некоторых законов мирного и военного времени предпочтение, разумеется, отдавалось последним. Правовые акты, издаваемые органами власти в местностях, объявленных на военном положении, должны были находиться в соответствии с правилами, установленными военными властями” [6 Исаев В. А. История государства и права России. М. , 1997. С. 242. ]. В отличие от империалистических войн Великая Отечественная война Советского Союза велась во имя жизненных интересов трудящихся. Наши законы военного времени способствовали созданию наиболее благоприятных условий для разгрома фашистских захватчиков. Они обеспечивали единство действий армии и народа, слияние фронта и тыла в единый боевой лагерь. Проведение этих законов в жизнь повышало у советских людей чувство долга, политическую и трудовую активность, ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей. Конституционные основы Советского государства и права во время Отечественной войны были сохранены. Конституция СССР оставалась на протяжении всей войны политико-юридической базой текущего законодательства и государственной практики. Действие основных принципов и норм советского права в период войны предопределялось природой социалистического строя, справедливым характером самой войны, борьбой за честь и независимость социалистической Родины, за свободу народов.

Что касается фашистских стран, которые с начала и до конца, вели агрессивную войну, то там господствовали самое жестокое насилие и произвол. Это и понятно, ибо преступные цели фашизма рождали и преступные средства. Гитлеровцы возвели произвол и насилие в ранг государственной политики. С этого они начали свое правление, этим и кончили. Они узурпировали все демократические права и свободы, попирали основные законы и обычаи войны, совершали неслыханные преступления против человечности. Единственным их“законом” как во внутренней, так и в международной жизни было беззаконие. В Советском государстве среди законов военного времени особое место занимало законодательство, регулировавшее строительство и деятельность Вооруженных Сил. Оно предусматривало особые права и обязанности военнослужащих, устанавливало порядок несения военной службы в условиях войны, предоставляло необходимые льготы и преимущества воинам, инвалидам войны, их семьям и приравненным к ним лицам, оформляло и узаконивало принципы и методы военного управления. Военное законодательство являлось одной из основ укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка в войсках. В местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий нормы военного законодательства распространялись на значительные контингенты гражданского населения, а также на отрасли народного хозяйства.

Некоторые изданные в период войны законодательные акты, относящиеся к Вооруженным Силам СССР, действуют и в настоящее время, особенно те из них, которые касаются предоставления льгот и преимуществ, государственного обеспечения военнослужащих, инвалидов войны, демобилизованных воинов и семей лиц, погибших на фронте. Но большая часть законов военного времени с окончанием Отечественной войны утратила юридическую силу, поскольку они предназначались исключительно для условий чрезвычайной обстановки. Однако эти законы имеют историческое и теоретическое значение, так как они отражают богатый опыт строительства и деятельности Советских Вооруженных Сил в годы войны. Органы юстиции в условиях войны решали возложенные на них задачи в тесном взаимодействии с военным командованием и политорганами, содействовали обеспечению высокого политико-морального состояния войск, укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка в тылу и на фронте. Одновременно следует отметить, что в связи с культом личности Сталина проникшие в карательные органы авантюристические, карьеристские элементы практиковали огульные репрессии и грубые нарушения законности. Коммунистическая партия вела большую работу по восстановлению советских государственных органов в освобожденных от фашистских захватчиков районах нашей страны. Законом военного времени предусматривалось, что на освобождаемой от оккупации территории СССР, где отсутствовали органы государственной власти и управления, их функции временно выполняли военные власти в лице военных советов фронтов, армий и командования войсковых соединений. С удалением линии фронта на запад в этих районах постепенно восстанавливалась власть местных Советов. При этом исполкомы, отделы и управления областных, районных, городских и сельских Советов формировались из оставшихся здесь депутатов, избранных в предвоенные годы. Их полномочия были продлены законом до окончания Великой Отечественной войны. Если на освобожденной от оккупантов территории имелись партизанские края, там продолжали функционировать прежние советские государственные органы, пополненные и расширенные в соответствии с теми их задачами, которые предусматривались Конституцией СССР. Законодательные и правительственные органы таких союзных республик, как Украинская, Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская, Молдавская, по мере освобождения их территорий возвращались из эвакуации и приступали к выполнению своих функций на общих конституционных основаниях. При этом они опирались на помощь всех остальных республик и Советского государства в целом. Восстановленные органы власти энергично приступали к возрождению хозяйства и культуры, ликвидации последствий войны, всячески помогали населению, пострадавшему от оккупации. Они оказывали также необходимую поддержку фронту. Работа по мобилизации сил народа на отпор врагу велась Советским государством при активной поддержке массовых организаций трудящихся. В социалистической стране очень велика роль массовых общественных организаций и добровольных обществ. Представляя собой различные проявления социалистического демократизма, они помогают развитию политической активности граждан и их самодеятельности, вовлекают широкие массы трудящихся в управление государством. В Советском Союзе эти организации и общества обладают конституционным правом выдвигать кандидатов в депутаты Советов. Деятельность общественных организаций в СССР осуществляется под руководством Коммунистической партии, являющейся передовым отрядом советского народа. В годы Отечественной войны наряду с социалистическим государством, как главным орудием защиты страны, большую работу вели различные массовые общественные организации и добровольные общества трудящихся: профессиональные союзы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные, научно-технические, культурные, спортивные общества и другие. Самой многочисленной из этих организаций были профсоюзы. Они имелись на всех предприятиях, стройках и в учреждениях страны. Подчиняя всю свою деятельность интересам фронта, профсоюзы оказывали большую помощь партии и правительству в перестройке всего народного хозяйства на военный лад, добивались укрепления государственного и хозяйственного аппарата, организовывали рабочих и служащих на борьбу за повышение производительности труда, выполнение военно-хозяйственных планов, за полное использование всех резервов для победы над врагом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.