Рефераты. Становление личности в эпоху Петра I на образе А.Д.Меньшикова - (реферат)

Становление личности в эпоху Петра I на образе А.Д.Меньшикова - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    РЕФЕРАТ
    на тему:
    "Становление личности
    в эпоху Петра I
    на образе А. Д. Меньшикова"
    Выполнила:
    Тэемур Светлана,
    ученица класса 11б,
    школы № 120
    Проверила:
    Солдатова Е. П.
    отличник народного
    образования,
    учитель I категории
    - 2
    План:
    Характеристика эпохи Петра I.
    Широкий показ жизни всех слоев и классов России.
    Изображение жизни страны в период борьбы за власть.
    Борьба нового со старым в масштабе всей нации.
    Победа Петра.
    Сторонники петровских преобразований.
    А. Д. Меньшиков:
    а) социальное положение; разные версии;
    б) уход из дома;
    в) знакомство с Петром;
    г) служба у Петра.
    Значение образа Меньшикова.
    - 3

Тема моего реферата - "Становление личности в эпоху Петра I по роману А. Н. Толстого "Петр I "". Раскрыть эту тему мне хочется на примере А. Д. Меньшикова - ближайшего соратника и друга Петра I.

"Эпоха Петра I, - писал А. Н. Толстой, - это одна из величайших страниц истории русского народа. По существу, вся петровская эпоха пронизана героической борьбой русского народа за свое существование, за свою независимость". *1В теме Петра I А. Н. Толстой, по собственному признанию, искал "разгадки русского народа и русской государственности", стремился показать, как, благодаря петровским преобразованиям, "русский народ отстоял свою независимость". Писатель понимал, что величие и сила народа, его национальный характер глубже и ярче всего проявляются в критические периоды исторического развития нации. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко понять его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер"*2, - писал А. Н. Толстой. Одной из таких эпох и было, по его мнению, время Петра I.

Грандиозна по историческому масштабу, широте размаха и охвату событий, по разносторонности и полноте изображения картина петровской эпохи, нарисованная в романе А. Н. Толстого "Петр I ". Роман охватывает все классы общества в их живом взаимодействии. Крестьяне, землекопы, стрельцы, раскольники, бояре, солдаты, придворные - многоликая и многоцветная толпа как бы воскресает во всей своей колоритности, во всем многообразии, богатстве красок эпохи. Для неугомонного и жизнелюбивого таланта Толстого будто бы и не было препятствий, неизбежных при создании широкой эпизодической картины. Писателю хватило изобразительной щедрости на сотни "проходящих эпизодических персонажей".

Содержание романа охватывает три с лишним десятилетия. Россия показана снизу доверху в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил, в кипении политических страстей. Возникает целостный образ нации в жизни ее "верхов" и "низов". Драматически быстро развиваются события, затрагивающие самые различные социальные слои и бытовые уклады допетровской и петровской эпох.

Роман переносит читателя из глухой и нищей деревушки на боярский двор и в царские палаты, на поле сражений под Нарвой, в раскольничьи скиты, из старой Москвы в новую столицу Петербург. Массовые сцены народной жизни являются у Толстого не только историческим фоном. Они раскрывают истоки, питающие силы и

*1) Петров С. М. "Исторический роман в русской литературе", Москва, 1961 г. , стр. 178, "Издательство министерство просвещения РСФСР".

*2) Павленко Н. И. "Петр I и его время ", Москва, "Просвещение", 1989 г. , стр. 35. - 4

слабость политических лагерей, борьба которых изображена в романе. В самой композиции "Петра I " нашел отражение ход русской истории в петровскую эпоху. Персонажи романа - неповторимые, своеобразные индивидуальности. Писатель создал новый художественный образ Петра, который вошел в семью популярных героев, созданных нашей литературой, и его соратников.

Содержание произведения перерастает пределы узко исторического жанра. Роман одушевлен стремлением осветить великие и трудные пути, которыми наша родина шла к славе и могуществу.

Центральная идея произведения А. Н. Толстого - идея мощи великого русского народа, непреоборимости его созидательного духа.

В романе Толстого Петр I - прежде всего крупнейший национальный деятель. Все мысли и воля его сосредоточены на преобразовании отсталой России, чтобы она могла противостоять врагам и смело занять подобающее ей место в ряду великих держав мира.

По признанию самого Толстого, "в "Петре I " воплощены лучшие черты советского исторического романа". *1Совершенство художественной формы, тонкая психологическая характеристика героев сочетаются с широким воспроизведением исторической эпохи.

На прошлое писатель смотрит не безучастными глазами "дьяка, в приказах поседлого", для которого нет ни правых, ни виноватых, ни близких, ни далеких. Мы все время чувствуем его страстное, живое отношение к происходящему. Одни герои Толстого будят в нас сочувствие и ощущение близости, другие же, напротив, отталкивают, кажутся чужими и далекими.

В романе 200 действующих лиц, и каждое из них не только художественно индивидуализировано, но и раскрывает различные стороны, уклады, социально-политические интересы, черты борющихся сил той эпохи. Обстоятельства и закономерности социально-экономического и культурно-политического развития России начала XVIII века раскрыты в личных судьбах основных персонажей романа.

С первых же страниц романа писатель вводит нас в атмосферу русской жизни конца XVII века. Повествование начинается изображением быта крестьянской семьи Бровкиных. Здесь читатель в первый раз встречается с основными героями, которым в дальнейшем предстоит жить и действовать одновременно с Петром. Художник создал целостную картину России - от императорского дворца до убогой крестьянской избы, затерявшейся в лесной груши.

Во вводных главах романа дана широкая картина страны. Придворные интриги бояр при царевне Софье расшатывали государство.

*1) Щербинина В. "А. Н. Толстой", Санкт-Петербург, 1987 г. , стр. 30 - 5

В Москве, в сотнях уездов, раскинутых на необъятной земле, - бесправие, холопство. От поборов изнемогал посадский люд.

В первой книге романа народная среда представлена бунтующей стрелецкой массой. Там изложена борьба за власть, борьба в верхах, между боярскими группами, показаны ученические шаги Петра, поиски им исторической опоры, того рычага, с помощью которого можно было бы повернуть Русь к новой жизни. Вторая часть романа более "монументальна". "Монументальность, - писал Толстой, - имела своим источником широко развернутое изображение строительства молодой России". *1 Здесь уже идет борьба нового со старым в масштабе всей нации. В ней всесторонне прослеживается возникновение молодой России, показаны те испытания и трудности, которые пришлось преодолевать молодому Петру.

В третьей книге возникает яркий образ молодой России, победившей в борьбе. А. Н. Толстой предполагал здесь осветить культурную жизнь эпохи. Писатель показал первые шаги придворного театра.

Три книги романа воссоздают три важнейших периода в петровской эпохе, три исторические коллизии. Уверенно и свободно ведет нас писатель по дорогам прошлого. В романе "Петр I" нет и следа мучительной смятенности, характерной для первых исторических произведений А. Н. Толстого. Из царства трагических теней писатель перенес нас в красочный и объемный мир, населенный реальными людьми. В романе изображена эпоха от самого начала.

Дворцовые распри и боярская косность ослабляли страну. Назревала угроза нападения сильно вооруженных соседей. Наглядно характеризуют общее положение сборы дворянского ополчения на войну с крымским ханом, угрожающим югу России. Указы воеводы Голицына, грозящие опалой, разорением, не достигали цели. Писатель хорошо показал, что черты характера Петра складываются в драматическом взаимодействии с противоборствующими общественными силами эпохи. В первый раз мы видели Петра при очередной расправе стрельцов со сторонниками Нарышкиной. Перед нами испуганный мальчик в узком кафтанчике. Природная энергия и пытливость Петра долгое время сдерживались мыслями о том, что он царь гонимый, что ему угрожает опасность со стороны Софьи и ее сторонников. Ненависть к самолюбивому боярскому зазнайству, возникшая в юности, в дальнейшем приобретает исторический смысл: быт темных боярских палат, их косность, чванливость становятся для Петра синонимом отсталости.

Для того, чтобы получить полное представление о романе "Петр I",

    *1) Павленко Н. И. "Петр I и его время", стр. 45
    - 6

необходимо обратить внимание на изображенную автором борьбу двух противоположных сил: прогрессивных, поддерживающих Петра, и консервативных, отстаивающих старинный, дореформенный уклад жизни; отметить победу нового над старым.

Ожесточенная борьба за власть кипит в Москве между двумя боярскими группами: Милославских и Нарышкиных. Толстой показывает ее драматические перипетии, достигая порой изумительной концентрации событий, как, например, в эпизоде возвышения и падения князя Хованского. Оба борющиеся лагери воплощали в себе интересы старого, феодального боярства. Толстой сумел провести исторические грани между двумя враждебными боярскими группами. Они представляют собой допетровскую Русь. Победили сначала Софья и Милославские. "И все пошло по-старому. Ничего не случилось". *1 Но вот одолели Нарышкины, "выбили из приказов одних дьяков с подьячими и посадили других. Перемен особых не случилось". *2И Нарышкины получают такую же оценку, как и Милославские: "Ждать от них нечего".

Толстой выразительно показывает консервативность и традиционность близких к Петру "верхов" старой Руси. Пришлось ломать не только врагов, но и друзей. В романе не два лагеря, не две партии, а три. И третья - петровская - равно противостоит первым двум, в историческом смысле одинаково представляющим старую, "упиравшуюся" Русь.

Прогрессивный характер петровских реформ, их историческое значение для развития России А. Н. Толстой показывает в общем подъеме жизни страны. По мысли автора, весь перелом, происшедший в России, вызван одной лишь личной волей Петра. Вся русская земля, все сословия, все классы были против реформ Петра, он один восстал против всей страны.

В изображении Толстого Петр I - выдающийся государственный деятель, чьи мысли и воля направлены на уничтожение отсталости России, на превращение ее в могучую державу. В романе нет идеализации реформ Петра, нет абстрактного возвеличения самой личности Петра. Историческая необходимость появления Петра была раскрыта в начале романа в картине всеобщего захудания и недовольства. Писатель в дальнейшем четко раскрывает классовое содержание того государства, которое возглавил Петр I.

Преодолев недостатки своей первоначальной трактовки "Петра I", А. Н. Толстой рисует его в окружении талантливых и преданных ему

*1) Демидова Н. А. "Роман А. Н. Толстого "Петр I"", Москва, "Просвещение", 1987 г. , стр. 129

*2) Демидова Н. А. "Роман А. Н. Толстого "Петр I"", Москва, "Просвещение", 1987 г. , стр. 128

    - 7

людей, уверенных также в необходимости реформ. Теперь это уже не одинокий и всем чужой царь - трагический неудачник. Его окружают сторонники начатого им дела: "птенцы гнезда Петрова" - медведоподобный, грозный и жестокий Ромодановский, Репнин, Долгорукий, Апраксин, Головнин, хитроумный и скрытный дипломат Толстой, думные дворяне и дьяки Виниус, Емельян украинцев, "человек дальнего и хитрого ума" Прокофий Возницын, благородный Шереметьев, выходцы из "низов" - Меньшиков, даровитый плут Шафиров, Ягужинский, Силеев; купцы Демидов, Бровкин, Шорин, Свешников; иностранцы - умный и веселый дебошан Лефорт, ученый Брюс, суровый и прямой Гордон. Каждый из них имеет свое лицо, склад ума и характера, но всех их сближают с Петром черты предприимчивости, энергичной деятельности, практичности, приверженности к новому. Это новые люди, они не похожи на ленивых, вялых тугодумов - бояр Буйносовых и Лыковых. Их различное социальное происхождение и прошлое показывают, что петровские реформы поддерживались большинством нации, являлись общенациональным делом. Образы "птенцов гнезда Петрова" в романе занимают одно из первых мест. Особое место и роль во всех начинаниях Петра и в его жизни играет друг Петра, любящий его, как брата, А. Д. Меньшиков.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.