Каждая из форм имеет определённые преимущества и недостатки. Театр не мог изменить выбранную форму в течение одного календарного года. Но в общем, новая форма распределения предполагала экономное и целесообразное расходование материальных ресурсов, предполагая свободу в распоряжении единым фондом оплаты труда.
Единый фонд оплаты труда является единственным источником выплаты основной заработной платы, надбавок, доплат, премий, материальной помощи и других денежных вознаграждений. Вопрос заработной платы и материального стимулирования, поднятый во время эксперимента, но не доведённый до конца был наконец-то разрешён. Руководителям театров разрешено:
определять необходимую численность работников и утверждать штаты; устанавливать должностные оклады без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учёта соотношений их численности;
устанавливать работникам надбавки к заработной плате за высокие достижения в труде, а артистам и художественному персоналу - за активную деятельность, за выполнение особо важной работы;
устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, увеличения объёма работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещения профессий;
определять порядок и размеры премирования работников, исходя из эффективности и качества их труда.
В единый фонд оплаты труда могут также поступать средства от других предприятий. При недостатке средств этого фонда театр может направлять на пополнение средства фонда творческо-производственного и социального развития с условием последующего возврата. Неиспользованные средства фонда оплаты труда изъятию не подлежат и используются по в последующие периоды. В учреждённый фонд творческо-производственного и социального развития направляются доходы от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования. Средства этого фонда расходуются по смете, утверждённой трудовым коллективом, на укрепление материально-технической базы, жилищное и культурно-бытовое строительство, прирост норматива собственных оборотных средств. Театры имеют теперь право передавать часть средств фонда другим предприятиям и организациям на финансирование:
совместно выполняемых работ, связанных с расширением материально-технической базы, повышением уровня театрального приобщения населения;
создаваемых межотраслевых производств, совместных предприятий и объединений; строительства и эксплуатацию объектов производственного значения совместного пользования;
организации подготовки специалистов и создание учебно-производственных предприятий; и других мероприятий.
При переходе на новые условия хозяйствования театры получили право приобретать товары, необходимые для осуществления новых постановок и для эксплуатационной деятельности, как оптом, так и в розницу через торговую сеть. Это существенно облегчило поиск и покупку материалов.
Кроме того, театрам было разрешено использование банковского кредита на цели производственного и социального развития с погашением за счёт театра. Краткосрочный кредит предоставлялся на цели текущей деятельности, когда у театра возникает разрыв в поступлении доходов на покрытие плановых убытков, долгосрочный - на затрат по техническому оснащению, реконструкции и расширению деятельности.
Подводя итоги театральной реформы 1989-1990гг. следует отметить, что учитывая достижения проведённого театрального эксперимента, она своими положениями значительно децентрализовала систему управления театрами, повысив ответственность за результаты деятельности. Театры превратились в более гибкий и самостоятельный организм. Им разрешено пользоваться множеством альтернатив в получении и распределении доходов, ценообразовании на билеты, планировании и организации своего существования. Была пересмотрена концепция государственной дотации, вместо которой появилась сумма бюджетного финансирования, включаемая в доходы театра. Таким образом, театр стал самоокупаемым предприятием. Театральная реформа хотя и не принесла моментальных художественных результатов, но всё-же улучшила положение работников театра, создав предпосылки для нормализации художественной жизни.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИНА РСФСР “О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ И ГОСУДАРСТВЕННО ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРОВ И ТЕАТРАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РСФСР”
Другим важным шагом театральных реформ является постановление Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 года №297, которое определяет правовые, экономические и социальные условия создания и функционирования театров и других организаций, занимающихся профессиональной театральной деятельностью, целью которых не является получение прибыли.
Общие положения данного постановления определяют основные цели деятельности театров, как задачи удовлетворения и формирования духовных потребностей населения в театральном искусстве. Театр действует в соответствии с Уставом, является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим свою деятельность и распоряжающимся своими результатами. Театр может быть учреждён:
органами государственного управления РСФСР, входящих в её состав республик, краёв, областей (государственный театр);
местными Советами народных депутатов или органами местного самоуправления (муниципальные театры);
общественными объединениями, советскими и иностранными юридическими лицами и гражданами, международными организациями.
Учредители берут на себя обязательства по содержанию и экономической поддержке театров.
На учреждаемые театры распространяется порядок регистрации, установленный для предприятий Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Театр обладает всеми правами, обеспечивающими свободу творческой деятельности, пользуется независимостью в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектакля, осуществляет другие действия, не противоречащие законодательству.
Театр также обладает авторскими правами на свои постановки и имеет право использовать: объекты интеллектуальной собственности на договорных началах, собственную символику и рекламу спектаклей. Театр может самостоятельно формировать свою экономическую программу, нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством. Помимо прав театр, естественно, имеет и обязанности: выполнять обязательства законодательства РСФСР;
полностью расчитываться с работниками театра, независимо от его финансового состояния; обеспечить страхование граждан, работающих в театре;
обеспечить гарантированные законодательством минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников.
Государственное управление не имеет права вмешиваться в деятельность театра, кроме случаев, предусмотренных в законодательстве.
Театр имеет свой устав, утверждённый учредителем совместно с коллективом театра, в котором определяется наименование театра, его местонахождение, органы управления и контроля, виды деятельности, порядок финансирования, образование и расходование его фондов, условия реорганизации и ликвидации театра. Устав может предусматривать другие виды деятельности, осуществляемые театром, способствующие улучшению условий для творчества, экономическому стимулированию труда, социальной защищённости работников и укреплению его материально-технической базы.
Учредитель передаёт в полное хозяйственное ведение театра необходимое имущество и средства, образующие уставной фонд, которым он пользуется и распоряжается на праве полного хозяйственного ведения, включая созданные спектакли. Театр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, устанавливает цены на билеты, причём 20% билетов должны быть проданы по льготной цене. Источниками доходов театра являются: ассигнования от учредителя; сборы от продажи билетов;
поступления по договорам за проведение работ и оказание услуг от органов государственного управления, различных предприятий и организаций, учредителя театра; добровольных взносов, даров, субсидий; процентов от вкладов в банки; других поступлений.
Театры, в соответствии с законодательством о налогообложении не являются плательщиками налогов. Средства фонда творческо-производственного и социального развития театра расходуются только на оплату труда.
В сфере трудовых отношений театр может самостоятельно устанавливать для работников дополнительные отпуска и сокращать рабочий день. Театр имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность пользоваться кредитами зарубежных банков в иностранной валюте, а также продавать и приобретать валюту в установленном порядке.
Управление театром осуществляется путём найма учредителем художественного руководителя или директора театра, заключив соответствующий договор, в котором определяются его права, обязанности и ответственность руководителя, условия его оплаты, его труда, срок контракта (договора), условия освобождения от занимаемой должности. Руководитель театра действует от имени театра, распоряжается имуществом заключает договоры, утверждает штаты и издаёт приказы в пределах своей компетенции.
Прекращение деятельности театра осуществляется путём его ликвидации или реорганизации в случае признания театра банкротом, по решению учредителя или по основаниям, предусмотренным законодательством. Ликвидация театра осуществляется ликвидационной комиссией, сформированной учредителем и коллективом театра.
Таким образом, постановление Совета Министров РСФСР “О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР” являлось третьим важным этапом театральных реформ. Государство в условиях перехода к рынку давало обязательство поддерживать театры на номинальном уровне их деятельности, что помогло им “без существенных переломов и сдвигов” выдержать тяжёлые перемены в нашей стране. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До 1987 года театр находился в тяжёлых условиях существования, которые не давали возможности дальнейшему развитию театрального дела.
Театральный эксперимент доказал несостоятельность прежних форм управления и наметил основные тенденции к развитию новых. После эксперимента стало ясно, что возврата к старым формам централизованного управления театрами нет - все театры страны были переведены на новые условия хозяйствования, учитывая достижения эксперимента. Но на этом процесс театральных реформ не остановился, в сложный этап перехода к рыночным отношениям государство приняло на себя обязательство социально-экономической защите и государственно поддержке театров, что помогло им нормально функционировать при переходе к рыночной экономике. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Театры страны в условиях эксперимента. -М. , 1989
Сорочкин Б. Ю. Эксперимент завершился, поиск продолжается// Театр между прошлым и будущим. -М. , 1989
Положение о переводе театров страны на новые условия хозяйствования. О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 года №297.
Страницы: 1, 2