Рефераты. Территориальная организация власти в России: история и современность - (курсовая)

p>Согласно Конституции в Российской Федерации правосудие осуществляется только судом. Если законодательная и исполнительная власти возлагаются Конституцией на определенные органы власти, то судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов от самых низовых (районных судов) до верховных. Роль судебной власти заключается в обеспечении господства права. Судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Существует конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство. Органы судебной власти — Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие федеральные суды и суды субъектов федерации. Органы правосудия образуют единую судебную систему Российской Федерации. Все судебные органы в регионах подчиняются соответствующим федеральным органам. Даже финансирование судов всех уровней осуществляется только из федерального бюджета. Но в отличие от исполнительной власти, органы судебной власти в сфере осуществления правосудия работают в автономном режиме, подчиняясь только закону. В соответствии с Конституцией судьи несменяемы. [7, с. 443] По своему статусу к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Согласно ст. 5 Конституции Российской Федерации свое законодательство имеют: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. На этом уровне возможно образование так называемых местных судов, которые руководствуются не только федеральными законами, но и региональными. Возможны мировые и окружные суды, действующие в качестве судов первой инстанции. В переходный период пока сохраняется ныне действующая судебная система: Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик в составе Федерации, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Все они, кроме военных судов относятся к судам общей юрисдикции. Конституцией запрещено образование чрезвычайных судов, т. е. никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, в ведение которого оно отнесено законом. [8, c. 95]

Особую группу государственных органов, не относящихся к вышеперечисленным, составляют органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и охраны прав и свобод граждан и т. д. Генеральный Прокурор согласно Конституции назначается Президентом с согласия Совета Федерации. Все правоохранительные органы в регионах подчиняются соответствующим федеральным органам.

    Организация местного самоуправления

Местное самоуправление — это организационное управление делами местного значения гражданами, проживающими на данной территории или избираемыми ими местными органами. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Самоуправление в России уходит своими корнями в прошлое славянских народов и традиционно дошло до наших дней. История развития местного самоуправления свидетельствует о том, что местное самоуправление успешно функционирует в том случае, если оно строится в едином пространстве, т. е. на компактной территории (в селе, поселке, городе, городском районе). Самоуправление определяется не только выборностью органов, но и наличием компактной производственной инфраструктуры, которая является материально-финансовой базой местного самоуправления.

В советский период местное самоуправление, действующее до революции, постепенно переродилось в местное государственное управление в форме советов. Но общественное территориальное самоуправление фактически существовало в форме сходов, собраний, комитетов, общественных Советов. Все эти формы общественной деятельности были подчинены Советам и их исполнительным органам. С момента ликвидации Советов и эти формы утратили свое значение. Закон СССР “Об общих началах местного самоуправления” был принят в 1990 г. В октябре 1993 г. начался новый этап реформирования местной власти: был издан Указ Президента о реформе местного самоуправления, было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления. После принятия Конституции 1993 г. , явившейся правовой базой местного самоуправления, начался процесс принятия законов и положений о местном самоуправлении в краях и областях. В 1995 г. был принят федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления”. В нем предпринята была попытка разграничить полномочия в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления. В конституциях республик и уставах областей и краев появились разделы, посвященные этому. Структура органов местного самоуправления согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации определяется населением самостоятельно. Порядок формирования и сами системы представительных и исполнительных органов местного самоуправления отличаются многообразием форм. Представительные органы могут избираться непосредственно населением или формируются из глав администраций, старост, представителей. В качестве представительного органа может выступать сход или собрание граждан. Многие субъекты Федерации пошли по пути не отделения местного самоуправления от государственных органов власти. Различные названия носят и сами представительные органы (дума, собрание представителей, сходы, советы депутатов, муниципалитет, земское собрание). Глава исполнительной власти (глава администрации, мэр, староста и т. д. ) может избираться или назначаться главой администрации вышестоящего органа. Анализ нормативно-правовых актов субъектов Федерации о местном самоуправлении свидетельствует, о том, что основной объем полномочий сосредоточен в исполнительной власти местного самоуправления, т. е. в руках глав администраций. В последние годы на уровне деревень и поселков возрождается традиция выборов старост. [10, с. 119] Местное самоуправление осуществляется в городских сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Система органов власти строиться с учетом административно-территориального деления. Успешность решения задач стоящих перед органами местного самоуправления во многом зависят от близости власти к населению. Действующей Конституцией Российской Федерации эти вопросы, как и вопросы административно-территориального деления не регулируются. Эти вопросы — область компетенции субъектов Федерации. Конституции и уставы субъектов различают базовые и первичные административно-территориальные единицы. К первым относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. [7, с. 287] Разделение городов на районы существует в городах насчитывающих обычно более 100 тысяч человек населения. Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставши давно уже традиционными, в последние годы созданы и другие единицы. Так, территория Москвы делится не на районы, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. Административный округ— внутригородская единица, система органов власти которой строиться на основе централизованного управления. Муниципальный район — единица, в границах которой осуществляется самоуправление населения. Муниципальные районы делятся на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

На территории некоторых субъектов Федерации созданы национальные районы для компактно проживающих численно небольших групп национальностей. Кроме того существуют закрытые административно-территориальные образования. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасности его объектов и могут не совпадать с границами субъекта Федерации. В таких случаях в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориальные образования передаются населенные пункты и соседнего субъекта. Закрытые административно-территориальные образования находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, местные финансы, имущество, переданное государством в управление органами местного самоуправления. Многие из вопросов разделения полномочий, имущества и финансов между органами местной и государственной власти только решаются и начинают закрепляться нормативно-правовыми актами субъектов федерации. По действующему законодательству к предметам ведения органов местного самоуправления относятся: муниципальный жилой фонд, муниципальные дороги, местная система энерго-, водо- и теплоснабжение, планирование и застройка населенных пунктов, благоустройство и санитарное благополучие их, система местных коммуникаций, коммунальное хозяйство, муниципальный транспорт и т. д. [8, с. 416]

Государственное управление, как социальное управление вообще, — есть властная деятельность. Но власть может осуществляться в различных формах территориальной организации и с помощью различных механизмов: оно может выражаться в форме подчинения территориальных органов власти вышестоящим органам Центра, “жестко”, в командном, непосредственном распорядительстве, предписаниях, запретах, чиновничьей опеке и т. д. Или в “мягкой” форме путем нормативного регулирования, координации действий, содействии и оказании помощи в определенных направлениях деятельности и т. д. История России знала различные формы территориальной организации власти и государственного управления. Государственное управление, характерное для советского периода, во многом отторгается изменившимися условиями жизни общества. Что потребовало изменения, как в системе власти, так и в характере управления органами власти, перераспределение полномочий федерального Центра и субъектов Федерации. Изменение коснулось как государственных органов власти, так и не государственного управления. Например, из государственной системы было вычленено местное самоуправление. Самоуправление в России уходит своими корнями в прошлое славянских народов и традиционно дошло до наших дней. В советский период местное самоуправление, действующее до революции, постепенно переродилось в местное государственное управление в форме советов. В настоящее время идет становление современной системы местного самоуправления. Территориальное управление и организация территориальной власти отождествляется с управление в административных границах субъектов Федерации и отчасти местного самоуправления. Оно представляет собой деятельность федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и местного самоуправления по руководству на данной территории всеми подведомственными им отраслями и сферами деятельности. Система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением субъектов Федерации. Территориальное управление органами власти осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. В отличие от законодательной и судебной власти, органы которых работают в автономном режиме, подчиняясь только закону, исполнительная власть на разных уровнях работает “в системе”. То есть с определенной административной субординацией и последовательностью принятия решений, что позволяет осуществлять управленческие функции и проводить в жизнь принимаемые решения. Система государственной власти современной России закреплена в Конституции 1993 г. Согласно Конституции существуют шесть видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным правам. Конституцией 1993 г. была в основном устранена правовая асимметрия между субъектами. Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства в значительной степени приближена к единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации означает, что все они — государственные образования и имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Сохранение шести видов субъектов является лишь исторической преемственностью. Наличие такого количества видов вносит только кажущуюся асимметрию в государственное устройство. Но об истинной асимметрии можно говорить в экономическом плане и в плане того, что правовое регулирование управления из центра в различных субъектах идет различными путями на договорной основе. В последние годы все больше нарастает тенденция к автономизации регионов. Субъекты Федерации требуют от федерального Центра все большую часть налоговых поступлений и расширения прав в других сферах деятельности. Органы власти субъектов Федерации напрямую контактируют с властями итальянских провинций и немецких земель, т. е. осуществляют международные связи без участия Центра. Появляются предложения о передаче властям субъектов полномочий федеральных судов и силовых ведомств (например, инициатива президента Ингушетии). [13] Существует мнение, что вертикаль государственной власти ослаблена и все три уровня власти (федеральный, региональный и местное самоуправление) существуют как бы параллельно. Во многом это связано с отсутствием законодательно закрепленного разграничения полномочий и обязанностей и неотрегулированностью взаимоотношений, особенно бюджетных. Отсутствует институт федерального вмешательства в дела регионов. При несоответствии законодательства субъекта федеративным законам отсутствует механизм ответственности субъектов, решение этих проблем в судебном порядке очень затруднено. Высказываются мнения о необходимости укрупнения субъектов Федерации и назначении руководителей регионов. [1]

Сферы компетенции законодательных и исполнительных органов власти в основном определены и не вызывают споров, а процесс разграничения между органами власти разного уровня еще не завершен. Принцип равноправия субъектов Федерации, закрепленный в Конституции не исключает различий в предметах ведения, объеме и характере их конкретных полномочий. Вопреки декларированному в Конституции Российской Федерации равноправию субъектов, правовое регулирование управления из центра в различных субъектах идет различными путями на договорной основе. Фактически сохраняется неравноправие субъектов Федерации с точки зрения предметов ведения и полномочий. Организация современной территориальной системы власти совершенствуется, она должна учитывать и особенности экономического развития, и социально-политического, и исторические традиции, и современные тенденции в развитии общества в целом. Развитие и изменение органов власти происходит в соответствие с Конституцией в предусмотренном ею порядке (дважды прошли выборы Государственной Думы и выборы президента), все споры между органами власти в основном разрешаются в правовой плоскости. Сформированы органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Принято шесть конституционных законов, и большой массив федеральных законов. Сформирована новая судебная система. Идет реформа местного самоуправления. После проведения региональных выборов было устранено главное отличие краев и областей от национальных республик. Теперь не только республики избирают своих президентов, но и все губернаторы и главы администраций избираются. Набирает силу процесс приведения законодательства субъектов Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

    ЛИТЕРАТУРА:

Акопов П. Евгений Примаков задумал ремонт Федерации //“Независимая Газета” 20. 01. 99г.

Алехин А. П. , Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть I. Сущность и основные институты административного права. Учебник. - М. : ТЕИС, 1994. - 280с.

Гаврилов В. Есть ли будущее у Российского федерализма //“НГ- Регионы” №3, февраль 1999 г.

Дмитриев Ю. А. , Черкашин Е. Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания. - М. : Манускрипт, 1994. - 103с. Доленко Д. В. Территориальное устройство общества: социально-политический анализ. - Саранск: НИИ регионологии, 1993. - 100с.

Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. - М. : Юрист, 1994. - 448с.

Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М. : Юрист, 1995. - 480с.

Комментарий к Конституции Российской Федерации - М. : Изд-во БЕК, 1994. - 458с. Конституция Российской Федерации - М. : Юридическая литература, 1993. - 58с. Постовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М. : Издательский центр “Федоров”, 1995. - 189с.

Правосудов С. Нужны ли выборы губернаторов //“Независимая газета” 24. 04. 99г. Рогов В. А. История государства и права России IX- начала XX вв. : Учебник. - М. : Манускрипт, 1994. - 300с.

Ротарь И. Назад к племенному праву //“Независимая Газета” 13. 02. 99г. Судебная и правоохранительная системы. Сборник основных нормативных актов. М. : Изд-во БЕК, 1994. - 480с.

Тихомиров Ю. А. Публичное право. Учебник. - М. : Изд-во БЕК, 1995. - 496с. Тригубович Ю. Аполитичная конференция на “политическую” тему. Беспристрастный взгляд на проблему федерализма //“Независимая Газета” 16. 02. 99г. Тумусов Ф. Новый российский федерализм для XXI века //“НГ- Регионы” №3, февраль 1999 г.

Филиппов М. Блеск и нищета российской государственности //“НГ- Регионы” №6, март 1999 г.

Экономическая и социальная география СССР. Т. 1. Общая часть курса. Учеб. пособие для студентов /Под ред. В. Я. Рома. - М. : Просвещение, 1986. - 351с.

Дореволюционная Россия имела сложное административно-территориальное деление. Правами автономии обладало Великое княжество Финляндское, Бухарский эмират, Хивинское ханство и Урянхайский край входили в состав империи на условиях протектората. Страна была разделена на генерал-губернаторства, губернии, области, градоначальства, округа, уезды, волости и станы. В середине 19 и начале 20 вв. существовало наместничество на Кавказе.

Главным звеном местного управления была губернская администрация. Губернаторы назначались императором. На рубеже 19 и 20 вв. губернии разбивались на две группы. В одной из них действовали новые земские и городские органы местного самоуправления, и традиционная администрация уступала часть своих функций. В другой—по-прежнему в руках губернатора были сосредоточены все полицейское, административно-хозяйственные и финансовые рычаги управления. Все губернаторы обязаны были следить за точным исполнением законов, уставов, Высочайших повелений, указов Правительствующего Сената и предписаний начальства. Близкими или равными, по значению для управления, наряду с губерниями были области и градоначальства. В отличие от губерний области управлялись на основании особых законодательных актов, а градоначальства образовывались из городов, администрация которых пользовалась правами губернской власти. В начале 20 в. в России было 7 генерал-губернаторств, 78 губерний, 18 областей (в основном в азиатской части), 4 градоначальства. Помимо этого 2 города Кронштадт и Николаев) управлялись особыми военными губернаторами. В Европейской России насчитывалось 489 уезда. По количеству уездов губернии существенно отличались. Так, в составе Эстляндской губернии было 4 уезда, в Саратовской — 10, а в Черниговской — 15. Административно-территориальное деление в Российской империи было общим и специальным. Общее устанавливалось для целей общеимператорского управления, специальное — для целей отдельных ведомств. Дело в том, что не все ведомства могли рационально осуществлять свои функции в границах существующих губерний, областей и уездов. В большинстве случаев специальные административные учреждения охватывали своей деятельностью несколько общих административно-территориальных единиц. Таким образом в стране сложились экстерриториальные системы управления только церковное деление на епархии практически повсеместно совпадало с общеадминистративным. В судебном отношении та часть России, в которой действовали судебные уставы 1864 г. , состояла из 10 судебных округов. В каждом из них действовало несколько окружных судов. В отношении военного управления территория империи делилась на 12 округов (в начале 20 в. ). Все местные учреждения военного ведомства и все войска расположенные на территории военного округа подчинялись командующему. В учебном отношении Россия была разделена на 13 учебных округов. Министерство народного просвещения имело в них своих представителей. Специальное деление было установлено для управления путями сообщения: в европейской части России насчитывалось 8 округов, которые делились на дистанции. Существовали также почтово-телеграфное, горное и таможенное территориальное деление, но последнее охватывало лишь пограничные губернии и области. В основе общего и специального деления лежал лишь один принцип — удобство управления. Все должностные лица —от генерал-губернатора до уездных исправников и становых приставов были назначаемыми. Т. е. управление было централизованным. Неоднократно и среди администрации, и среди оппозиции (от декабристов до кадетов) возникали идеи укрупнения административно-территориальных единиц, децентрализации и выборности отдельных руководителей. Но за редким исключением, авторы не связывали с этими вопросами технологии власти решение национального вопроса, полагая, что в унитарном многонациональном государстве могут быть созданы благоприятные условия для удовлетворения культурных потребностей народов. Административно-территориальное деление и местные учреждения на окраинах России в основном не повторяли управленческих структур центральных губерний. Здесь даже сохранялись существовавшие до вхождения в Россию названия учреждений и должностных лиц, их функции. Императоры постоянно создавали особые высшие учреждения для решения тех или иных вопросов управления окраинами, привлекая к работе в них наиболее толковых чиновников. Так существовали Первый и второй сибирские комитеты, Кавказский комитет, Комитет западных губерний, комитет по делам Царства Польского. Одной из составляющей равновесия той системы было умелое использование местной знати, неизменно становившейся частью русской аристократии, 40% высшего чиновничества Российской империи были нерусскими по происхождению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.