Рефераты. Великая Французская Революция - (реферат)

p>Изучение политических и экономических вопросов нового строя, благодаря работам Юма, Гоббса, Монтескье, Руссо, Вольтера, было весьма распространённым занятием буржуазии. Работы по экономическим вопросам и роли частной собственности были очень популярны в обществе. И ещё до того, когда вспыхнула революция идеал централизованного, благоустроенного государства под управлением людей, обладающих земельной и промышленной собственностью или же занимающихся свободными профессиями, намечался во множестве книг и брошюр. Отсюда деятели революции и черпали впоследствии свое вдохновение и свою обдуманную энергию. Идеалом третьего сословия было дать Франции конституцию. Король должен стать лишь символом национального единства, утверждающим волю парламента, и иногда удерживающий равновесие между партиями. Настоящая же власть должна быть выборной и находиться в руках парламента, в котором образованная буржуазия, представляющая деятельную и думающую часть нации, главенствовала бы над всеми остальными сословиями. При этом государство должно, утверждали они, способствовать обогащению частных лиц и накоплению больших состояний. Многие верили, что обогащение отдельных лиц - путь обогащения всего народа. Экономические пожелания того времени можно отразить понятием "свобода промышленности и торговли", предполагающие наличие большой массы рабочих рук, за счет высвобождения крестьян от феодальной зависимости и устранение государственного вмешательства, стесняющего предпринимателя. По своим устремлениям, знаниям, навыком в политических делах, по своей сознательности и последовательности буржуазия, конечно же превосходила простой народ, который не создал себе общественного и экономического идеала. И хотя великие идеи свободы и равенства дошли до самых темных уголков. Хотя в умах уже вспыхивал огонёк возмущения и бунта, и надежда на близкую перемену заставляла биться сердца даже самых забитых людей, идеи народного освобождения и экономических преобразований проявлялись в народе лишь в форме простого отрицания и неясных стремлений к чему-то. Многие лидеры так и думали: “К чему говорить народу, как будет устроено будущее? Это только охладит революционный пыл. Пусть только у народа хватит сил для нападения на старые учреждения, а там видно будет, как устроиться”. Вот почему мысль народа чаще выражалась в лозунгах: “Долой десятину! Ничего не платим! На фонарь аристократов! ” Это отсутствие у народа ясного понятия о том, что можно ждать от революции, привело впоследствии к самым разным столкновениям. И вылилось в анархию и стихию.

Французская революция стала практической кульминацией философии просвещения, носившей все великие идеи позднейшего времени. По образному высказыванию русского философа Н. А. Бердяева “разум, просветительный который есть разум самоутверждающийся, стремящийся стать судьей и вершителем истории праздновал тогда свои классические победы”. [2 в кн. Н. А. Бердяев, “Смысл истории”] И не может быть препятствий для разума и его побед. Корень слова просвещение - “свет” указывает на главную цель просветителей - развеять с помощью разума тьму невежества и пелену лжи, открыть человеку истину о нём самом и о действительном положении вещей. “У человека нет другого инструмента для совершенствования общества и самого себя, кроме разума. Если разум активен и свободен, то всегда есть надежда на спасение и счастье человека. Он не признает запретных, непознаваемых сфер и исследует все сущее. Он сам себе верховный судья и не терпит диктата внешней силы. Главная его задача состоит в том, чтобы осознав незыблемые законы природы, общества и человеческого развития, сделав их ясными для возможно большего числа людей, подчинить природную и социальную необходимость морально обоснованной воле человека, стремящегося к счастью и неограниченному саморазвитию”, - так писал Мари Жан Антуан де Кондорсе, аристократ, социолог, математик, член французской Академии наук. [3 в кн. Э. В. Соколов, “Культурология”]Во время революции - сначала депутат, затем председатель Законодательной Ассамблеи, член Конвента. Его идеи типичны для эпохи революции и нашли живейший отклик в умах всей просвещенной Европы. Его называют творцом новой истории культуры и его схема европейской культурной истории стала основой школьных учебников на полтора столетия.

"Познай истину и истина сделает тебя свободным" - вот неизменный лозунг того времени. Вместе с человечеством, считали философы, совершенствуется и разум: возрастает сумма знаний и умений, устраняются предрассудки, разум становится все более логичным, независимым от страстей и групповых интересов, постепенно он осознаёт не только ближайшие, но и отдаленные последствия событий, он становится все более моральным и яснее осознает свои главные цели - достижение равенства, свободы и справедливости. Немало общественных деятелей выражали в то время точку зрения Руссо на то, что истинно демократический строй возможен лишь в нравственно совершенном обществе, которое воспитывает в своих гражданах чувство сердечной доброты, сострадательности и справедливости. А нравственное воспитание возможно лишь там , где установлено имущественное равенство и запрещена роскошь. Главными задачами новой эпохи должны были стать уничтожение неравенства между нациями, достижение равенства и солидарности общественных классов, совершенствование человека. Это, конечно, не произойдет быстро. Для этого надо развивать культуру , влияющую на развитие человека. Развивать умы. Развивать науки и просвещение. Для этого нужна новая педагогика. Вся жизнь человека, жизнь государства его Конституция и законы должны точно соответствовать природе разума.

Представления просветителей были очень гуманистичны и несли в себе высоконравственные идеалы. Во Франции того времени среди третьего сословия было немало просвещенных, образованных людей, которые хотели избавить свой народ от гнёта, нищеты, бесправия. Но когда всю нацию захватила волна разрушения: старых порядков, законов, норм добрососедства, когда в порыве ненависти люди начали убивать друг друга, эти идеи и лучшие намерения стали для многих далекой путеводной звездой. Каждому приятно, когда звёзды ярко светят в небе. Но так мало эти далекие огни влияют на наши поступки и чувства! И немало людей отказалось от своих идеалов, когда пришла пора делить власть, землю, собственность. Революция показала, как сильно отличались светлые и чистые идеалы будущего, захватившие все слои общества от конкретных событий и поступков людей из которых и складывалась история.

Вот взгляд на Французскую революцию английского историка и философа Томаса Карлейля, отражающий настроения многих после кровавых событий 1793 года: “...Революция - это безумие, которое живет в сердцах людей. Оно и в том и в другом человеке; как ярость или как ужас оно во всех людях.... Революция - это открытое восстание и насильственная победа вырвавшейся на свободу анархии против разложившейся, исчерпавшей себя власти; это анархия, которая взламывает тюрьмы, выплескивается из бездонных глубин и бесконтрольно, неудержимо бушует, охватывая мир, которая нарастает от приступа к приступу лихорадочного бешенства, пока не перегорит сама собой, пока не разовьются элементы нового порядка, которые она содержит (ибо любая сила содержит таковые), пока анархия не будет если не упрятана снова в тюрьму, то обуздана, а ее безумные силы не окажутся направлены к своему предназначению как здравые и контролируемые”. [4 в кн. Т. Карлейль, “Французская революфия. История”] Каждая революция несёт не только разрушение старого образа жизни. Рушатся судьбы людей, их отношения. Постепенно меняются взгляды людей, их ценности. Вихрь разложения захватывает и души. Не случайно, приверженцы гуманистических идеалов свободы и неприкосновенности личности, пусть и под давлением обстоятельств (контрреволюция, внешние враги и т. д. ) обагрили свои руки кровью народа, потоками лившейся с гильотин. Именно французская революция остро поставила вопрос: “ Нужно ли добиваться лучшей доли для одних, пусть даже большинства, жертвуя жизнями других людей? ” А по другому, без крови и убийства, можно ли изменить порядок вещей?

Часть философов ужасы революции связывали с тем, что поколение эпохи просвещения потеряло идею Бога. Идеология просвещения, идеология гуманизма освободила человека, поставила его в центр природы и мироздания. В человеке, считали философы, есть два начала: душа - как бы нечто божественное, и тело что-то вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы и правда не превосходим некоторых животных. А что касается души, то мы настолько способны воспринять божественное, что сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Эти два начала в человеке всегда враждуют и находятся в неясном раздоре друг с другом. Тело наслаждается вещами видимыми. И как всякое видимое, оно преходяще и смертно, его тянет вниз. Душа же стремится вверх, ищет того, что истинно и вечно, презирая то, что видимо и тленно. Бессмертная, она любит бессмертное, если только не утонет в грязи тела. Освободившись от божественного человек освобождается от бессмертной нетленной души. Находя истину только посредством разума, он теряет её.

Если человек - это дух и плоть, то что питает дух человека, освобожденного от божественной небесной истины? Его низменные страсти и желания? Что заставляет человека думать не о себе, а о других? Любить людей, прощать им обиды, терпеть нетерпимость соперников? Высокий нравственный закон, созданный самими людьми? Но почему тогда никто не удержался в рамках этого закона? Ведь, революционеры не были злодеями, эгоистами, хапугами. Ведь, санкюлоты когда-то простые законопослушные граждане - просто хотели добиться большей справедливости. Когда они перешли черту, после которой страна провалилась в бездну разнузданной анархии и кровавого террора? Может быть порочна сама идея полного освобождения человека? И человек несвободен от высшего морального закона жизни. Некоторые философы, признавая французскую революцию практической кульминацией эпохи просвещения, её кровавые итоги считают не случайными. И называют революцию закономерным провалом самих идей просвещения. Освобождаясь от высшей Божественной зависимости, говорят они, человек попадает под власть греха. И сама революция и события после неё это показали это. Вот почему революция не сдержала своих обещаний, вот почему не удержалась республика, вот почему все события после революции привели к восстановлению монархию. Начав революцию, Франция должна была искупить свой грех.

И все-таки Великая французская революция очень сложна и не случайно вызывает так много различных и противоречивых оценок. Слишком много разных групп людей, разных общественных течений, разных сословий пытались за счет неё найти для себя лучшую долю и по-своему решить вопросы справедливости и свободы. Огромное стремление народа к освобождению от гнета богатых, от несправедливости не может не вызывать сочувствие. Но как сделать всех свободными, довольными и богатыми? В рамках законов, диктуемых духовенством ответов не было. В 1789 г. в обществе появились социалистические воззрения. Ещё Руссо, Гельвеций, Мабли, Дидро и др. считали неравенство состояний и скопление богатств в руках немногих людей главным препятствием к установлению демократической свободы. А в годы революции эти воззрения начали высказываться с большей силой. Немало деятелей революции утверждало, что равенство в политических правах ещё ничего не даёт, если нет права на деле. Это последнее, говорил Кондорсе, представляет собой “последнюю цель социального искусства”, так как неравенство богатств, неравенство состояний и неравенство образования - главные причины всех зол. Вот как эти идеи выражены в одной из брошюр того времени “Наказе бедных”: “Всегда было и всегда будет только два действительно отдельных класса граждан - собственники и несобственники, из которых первые владеют всем, а вторые ничем”. [5 в кн. Всемирная история в 24т. , т. 16]Весьма распространенная формула первых лет революции: “Большие состояния представляют препятствие к свободе”. В крупных городах, в народе в потребностях самой жизни возникали первые коммунистические идеи. Главные из которых: о распределении средств существования и о всеобщей собственности на землю, а также право всех на образование. Предполагалось наряду с правом всех на продукты и товары первой и второй необходимости, также личное право на избыток.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.