Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом плане. Так выразилось стремление художников отыскать в прошлом черты, отвечающие чувствам людей сегодняшнего дня. Эта тенденция особенна заметна в творчестве Серова -“Ходоки у В. И. Ленина”. Продолжая в новых исторических условиях осуществлять ленинский план монументальной пропаганды, скульпторы в послевоенное десятилетие приложили немало усилий для сооружения самых различных памятников.
Наряду с сооружением жилых массивов (район Новых Черемушек в Москве) возводятся и уникальные по тем временам здания. Так, в Москве, появляются первые высотные здания, во многом определившие силуэт города. Сооружение высотных зданий было для советских градостроителей абсолютно новым делом. Сама задача организации строительства подобных домов, а по сути, сложнейших архитектурно-инженерных сооружений потребовала поднять на более высокий уровень целые отрасли промышленности. Московские “высотки” с их выразительными, запоминающими силуэтами родственны городу характером архитектурных форм. Высотные дома столицы долго несли в своем облике черты национального своеобразия с его красочностью, устремленностью ввысь, ясностью образа и жизнеутверждающим оптимизмом.
Решения ХХ съезда были восприняты как освежающие и обезнадеживающие перемены получили название “оттепель”. Гораздо меньше успехов в живописи того периода чем в литературе. Соцреализм умирал, а новое искусство стало слишком формалистическим, чтобы волновать хотя бы широкие слои интеллигенции. Брежневский бюрократизм в искусстве
В конце 50-х годов советское общество входит в так называемую стадию “развитого социализма”, что и находит отражение в искусстве. Его направленность напрямую определялось решениями Коммунистической партии.
Характерная черта искусства 60-70гг. - складывающаяся гармоничная совокупность разных видов и отраслей художественного творчества - от декоративно-прикладного до обращающихся в изобразительной форме к масштабным идеологическим проблемам. А вот, что читали читатели об этом периоде в статье журнала “Искусство” за 1965 год:
“ К 50-летию Великого Октября определяются во всех областях нашей социалистической действительности результаты совершенного всеми поколениями революционеров, результаты созданного нашим народом за годы Советской власти. И перед нами стоят задачи огромной важности -средствами всех видов и жанров нашего многонационального искусства выразить революционный энтузиазм народа, гуманистическое мировосприятие советского человека. (.... ) Существует еще неясность в ряде образных проблем монументального искусства. Нам очень сильно мешает распространенное сейчас представление о том, что монументальность заключается во внешней обобщенности, в некоем внешнем условном знаке понятия, образа, предмета. Появился в нашем искусстве некий человек вообще. (.... ) Особое место в кругу произведений монументального искусства займут работы по реконструкции города Ульяновска и села Шушенского, которые будут вестись художниками в тесном содружестве с архитекторами. (.... ) Образ В. И. Ленина волнует творческую фантазию многих мастеров искусства у нас и за рубежом. На зональных и отчетных выставках наметилось стремление художников к глубоким и оригинальным решениям картин на исторические темы. (.... ) Я думаю, не стоит скрывать, что, говоря о новаторстве, мы, по существу, находимся между двумя крайностями: либо в полной преданности традициям, либо в отрицании традиций и приверженности к абстрактно понимаемому новаторству. Ни та, ни другая крайность не несет в себе живого начала. ” (ж. Искусство №1 1965 г. авт. Е. Белашова. Народный художник СССР изд. “Искусство” Москва)
Новый облик искусства 60-70-х гг. отчетливее выступает в живописи. В самом начале 60-х годов возникает стремление как можно ярче и правдивее показать жизнь советских людей, романтику трудовых подвигов, освоение новых земель. На одно из первых мест в последнее десятилетие выдвинулись проблемы синтеза различных видов искусства. Мы встречаемся с синтезом скульптуры и архитектуры в различных монументах, в том числе в мемориальных памятниках жертвам фашизма. Помимо мемориальных комплексов по всей стране в 60-70-е годы было поставлены много памятников Ленину, а также многим деятелям прошлого. Эти памятники обогащалиЛениниану в нашем искусстве.
В настоящий период можно наблюдать подлинный расцвет графических искусств. В каждой республике, во всех художественных центрах есть интересные мастера. Но графика распространяется не только вширь. Все глубже реализуются ее возможности в плане охвата новых тем, разнообразнее становятся выразительные средства и технические приемы. Наряду с такими мастерами, как Н. А. Пономарев (р. 1918), В. Н. Минаев (р. 1912), Э. К. Окас (р, 1915), Д. А. Дубинский (1920-1960), выдвинувшихся еще в прошлый период, в 60-х-70-х годах успешно трудятся художники, свежо и по-своему смотрящие на мир. Это Г. Ф. Захаров, И. В. Голицин, Д. С. Бисти, Е. М. Сидоркин.
Последнее десятилетие - период бурного и повсеместного развития архитектуры. Строительство ведется теперь уже индустриальными методами, с применением каркасно-панельных и панельных конструкций. Это касается и жилых комплексов, и общественных зданий - больниц, клубов, кинотеатров, стадионов, школ и т. д. Сформировался лаконичный стиль -“брежневок”.
Выдающимся сооружением последних лет является башня телецентра в Останкине в Москве (1964-1967; архитекторы Д. И. Бурдин, М. А. Шкуд, Л. И. Щипаткин). Советское искусство в то время прямо и смело утверждало свои коммунистические и нравственные идеалы. Советское искусство развивалось, ему было присущ постоянный и напряженный поиск.
В то же время шестидесятилетняя история советского искусства позволяет подвести некоторые существенные итоги.
Пожалуй, самой важной чертой советского искусства является то, что оно смело вторглось в жизнь, что оно являлось воспитателем коммунистических идеалов. Глубокая связь с окружающей действительностью, с делами и днями Советской страны, советского народа. Эта связь определяется особенностями метода социалистического реализма, в основе которого лежат принципы народности, правдивости, коммунистической идейности и партийности.
Советское искусство отличается самым положительным свойством - оптимизмом, желанием видеть самое лучшее, самое красивое в нашей жизни, каждого советского человека. Кажется, что из этого вытекает и другое качество нашего отношения к искусству - терпимость к индивидуальным особенностям творчества того или иного художника. Терпимость необходима и к возможным ошибкам художника в поисках прекрасного. Но.... “но” заключается в том, чтобы ошибки не стали обычной формой работы, когда они как бы заранее предрешены сущностью работы, переходящей формалистический нигилизм. Поиски без учета традиций, опыта искусства прошлого, без ясной цели не приведут к новому и доброму. Я голосую за мир
В Европе и других континентах мощно ширилось в 80-хантиракетное антиядерное движение. Отвести угрозу термоядерной катастрофы, предотвратить новую мировую войну, не дать погибнуть человеческой цивилизации -такова воля всех честных людей земли. Однако, не считаясь с волей народов земли, администрация Соединенных Штатов Америки разворачивало небывалую гонку вооружений. Сотни миллионов долларов были брошены на наращивание ядерного, нейтронного, химического, а тогда еще и лазерного и космического оружия. “Я голосую мир! ” Под таким названием Творческое наследие будущим поколениям
Искусство дано чудесное свойство - воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. Картины дают новый смысл нашему существованию, обогащая наш культурный мир. Изобразительное искусство - не только область видения. Видимое нас ведет в область размышлений. У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое. Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. Фанатизм пуритан и магометан, с которыми они преследовали изображения, именно и обнаруживает их глубокое почитание силы искусства. Никчемна роль искусства, которое не смотрят, как роль книги, которую не читают. Одна из страшных катастроф человека - та, что оно не вынесено за рамки человеческой потребности. Об искусстве трудно спорить, хотя споры идут постоянно.
Радостная особенность советского периода заключается в том, что искусство настоятельно входит в жизнь советского народа. Оно стало частицей души почти каждого, формирует его мировоззрение и высокие эстетические вкусы. Теперь трудно представить Москву без скульптурных памятников Пушкину, Горькому, без динамичной скульптуры В. Мухиной “Рабочий и колхозница” и многих других монументальных произведений. Людям представлена широчайшая возможность знакомится с сокровищами мирового, отечественного классического и советского искусства.
Художник должен искать общественные решения. Средства для создания монументальных образов - это советская геральдика, образная символика, ставшие популярным обозначения атома, космических пространств. Символы мира, дружбы, труда.... Только большие идеи могут дать величественные пластические решения. Большое искусство рождается в результате большого человеческого чувства - это может быть и радость, но может быть и гнев. Самое трудное в искусстве - умение слить воедино непосредственность, остроту чувства с живой мыслью, и сделать это так, чтобы пережитая художником мысль звучала в душе, в сознании зрителя. Искусство создается и воспринимается по разному и по разным причинам. С разными чувствами зарождаются настольная фарфоровая статуэтка и величественный монумент. Мы иногда слышим от художника, как тяжело было ему писать картину. Другой, наоборот. Как П. Кончаловский, видел в творчестве радость, полноту жизни, счастье труда. Эти свойства относятся к характерам художников, к цели их труда. Вероятно, “Траурный марш” приносил Шопену тяжелые переживания. Но “Сказки Венского леса” Иоганна Штрауса рождались любовью к жизни, полнокровны и радостным преклонением перед прекрасной природой.
Большое произведение по-разному затрагивает человеческие чувства, давая каждому пережить личное и общественное.
Проходит время. Но оно, как живое, вновь и вновь дает радость творчества все новым и новым поколениям. “Новая форма рождает новое содержание. Искусство было всегда вольно от жизни,
И на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города” В. Шкловский 1919г. Список используемой литературы А. Наков “Русский авангард” Москва. “Искусство” 1991 Журнал “Искусство” №1 1965 год. Изд. Искусство. Москва
История России с древнейших времен Л. Е. Герин Изд-во “Учитель” Волгоград. 1996г.
Детская энциклопедия. В 12 томах. Том 12. Изд. 3. Ведущий редакторы: Шимановская Т. Л. , Таттар Г. В. Изд. “Педагогика” Москва 1977г.
“Искусство” Книга для чтения Сост. М. В. Алпатов Изд. “Просвещение” Москва 1969г.
“Государственный Русский Музей Сов. Живопись 1920е годы Авт. -сост. Н. П. Лаврова “Советский художник” Москва 1978г.
“На страже мирного труда” Альбом Авт. -сост. Ю. И. Нехорошев “Советский художник” 1978 г.
В. П. Сысоев “Александр Денейка” Том 1 Монография. Москва “Изобразительное искусство” 1989
А. А. Денейка “Жизнь, Искусство, Время” Литературно-художественное наследие. Том 2 Сост. В. П. Сысоев “Изобразительное искусство” 1989
Большая Компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия 1996г. Изг. В Великобритании
“Государственная Третьяковская галерея” Авт. -сост. Ю. К. Королев Изд. “Изобразительное искусство” 1987г.
Страницы: 1, 2, 3