Рефераты. Восстание декабристов в источниках и воспоминаниях - (реферат)

Восстание декабристов в источниках и воспоминаниях - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
    “Восстание декабристов в источниках и воспоминаниях”
    Авторизованный реферат по курсу
    “Всемирная история: Основные этапы”
    Фамилия, имя, отчество студента
    Номер зачетной книжки
    Руководитель преподаватель)
    Рецензент ____________________________
    МОСКВА - 2001 год
    Содержание
    Содержание 2
    Введение 3
    Формирование революционного мировоззрения декабристов 4

Союз спасения или Общество истинных и верных сынов отечества 5 Союз благоденствия 6

    Основание Южного общества 8
    П. И. Пестель 9
    “Русская Правда” 10
    Основание Северного общества 12
    Конституция Н. Муравьева 13
    Борьба течений в Северном обществе. К. Ф. Рылеев 14

Сношения Северного и Южного обществ. Общие замыслы восстания 15 Общество соединенных славян. Славянский вопрос в руках революционного движения 16 Слияние Общества соединенных славян с Южным обществом декабристов 18 Междуцарствие 19

    Восстание 14 декабря 1825 года 20
    Суд и казнь 25
    Заключение 26
    Литература: 27
    Введение

Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века. Родоначаьлники идейно осознанной и организованной политической борьбы против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России. Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов ни в кое случае не должны затушевывать исключительность, своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на их судьбы. Нельзя забывать о том, что с протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия выступила небольшая часть передового дворянства. В целом же русское дворянство осталось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием. Великая заслуга декабристов заключалась в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, проезреть сословные привелелгии и пойти сознательно на явную гибель, во имя высоких и благородных идеалов.

Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и Петербургском университетах, Царкосельском лицее–лучших учебных заведениях того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали частные курсы у передовых профессоров.

С историей декабристкого движения неразрывно связаны имена А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов, ученых, художников (К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский, Н. А. Бестужев, Ф. П. Толстой).

    Формирование революционного мировоззрения декабристов

Декабристы выросли и сформировались в условиях русской действительности, в их мировоззрении отразились назревшие в русском историческом процессе очередные, коренные по значению исторические задачи–уничтожение крепостного права и ликвидация самодержавия. Принадлежа в большинстве своем к поколению, родившемуся на рубуже XVIII и XIX веков, они наблюдали сложную и полную социальныхз противоречий русскую действительность, где ярко выражались классовые контрасты, борьба старого с новым; в их среде постоянно обсуждалась деятельность самодержавия и сложные международные столкновения начала века. Многие из будущих декабристов стали задумываться над положением дел в родной стране еще на школьной скамье. Такие передовые русские учебные заведения, как Московский университет, “школа колонновожатых”(будущая академия Генерального штаба) и Царскосельский лицей явились питомниками декабристов. Тут, под воздействием русской революционной традиции, лекций передовых русских ученых, а также вдумываясь в произведения западноевропейских политических писателей и философов (Вольтер, Руссо, Монтескье), сыгравших немалую роль в подготовке французской революции, работала над русской действительностью пытливая молодая мысль будущих русских революционеров. Мысли о несправедливости дворянских привелегий, о вреде крепостничества, о деспотизме царя зародились у многих декабристов еще до войны 1812 года.

Отечественная война была воспринята декабристами как народная война и заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского народа, доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину, покрытые славой победой, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в угнетенное положение горячо любимой родины. Всюду царило крепостное право, произвол самодержавия ничем не был ограничен, сословный суд угнетал простой народ, чиноники-дворяне занимались взяточниством и казнокрадством, угнетенные массы коснели в темноте. С каждым днем усиливалась реакция, свирепствовала аракчеевщина. В этой атмосфере и возникло первое тайное общество декабристов.

Союз спасения или Общество истинных и верных сынов отечества Первое тайное общество декабристов возникло в 1816 году. Оно называлось Союзом спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и верных сынов отечества. Основателем был молодой полковник генерального штаба Александр Муравьев, членами–С. Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, М. Лунин, П. И. Пестель, И. И. Пущин– друг А. С. Пушкина –и другие. Это была дворянская военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на почве передовых идей времени. Общество насчитывало 30 членов. Оно имело писаный“статут”, в котором были объеденины и программа и устав общества. Первое время целью общества были лишь освобождение крестьян от крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и другая–введение в России конститутционной монархии. Но как осуществить эти цели? Иногда у декабристов возникали планы цареубийства, но после обсуждени яони отвергались; в обществе еще не было полного политического единодушия; группа более радикальных членов боролась с более умеренными. Внутренняя идейная борьба и неясность тактики заставили декабристов ликвидировать первое тайное общество и организовать в 1818 году второе– под названием Союз благоденствия. Союз благоденствия

Союз благоденствия, как и Союз спасения, был тайным революционным обществом. Члены его также ставили перед собой цели борьбы с крепостным правом и самодержавием, но, в отличие от первой, узкой и малрочисленной, заговорщецкой организации они хотели значительно расширить ее численный состав и активно воздействовать на создание в стране передового“общественного”мнения, которое, по мысли декабристов, могло явиться решающей силой в подготовке будущего переворота. Организация численно увеличилась (до 200 человек) был написан устав новго общества, по цвету переплета названный“Зеленой книгой”. Его первая часть излагала общие правила и цели общества, она содержала формулировку основных политических целей, известных только руководящим членам. Обществом руководила так называемая“Коренная управа”ю Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворянеЮ но и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения, осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа. Но, вместе с ростом недовольства угнетенных масс в стране, а также с нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820 годов Союз благоденствия сталявно леветь в политическо мотношении. В нем получили преобладание сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 12820 года в Петербурге состоялось совещние Коренной управы, где был поставлен доклад Пестеле о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все“за” и “против”конституционной монархии и республики, отдав решительное предпочтение последней. При поименном голосовании все без исключения члены высказалсиь за республику.

В свзяи с изменением программы возникла потребность и в новой тактике, которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных политических целей. Около 1820 года декабристы, люди военные, стали обсуждать вопрос о решительном военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского полка как бы подтвердило правильность решения о новой тактике: солдаты-гвардейцы уже организовал самостоятельное выступление.

В январе 1821 года в Москве собрался създ Коренной управы Союза благоденствия. Съезд объявил Союз“распущенным”, и под прикрытием этого постановления, которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно еобщество вновь реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и подготовили восстание декбристов в 1825 году.

    Основание Южного общества

Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала так называемая Южная управа Союза благоденствия с центром в Тульчине–местопребывании штаба 2-й армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав от своих делегатов, присутствовавших на съезде Коренной управы Союза благоденствия, о закрытии общества, Пестель и его единомышленники– декабристы Юшневский, Крюковы, Вольф, Ивашев, Барятинский и другие – решили постановлению о “закрытии” не подчиняться в “общество продолжать”. Новая организация, возникшая в марте 1821 года в тульчине, получила название Южного общества.

Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного общества. Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в январе 1822 года и заслушал доклад Пестеля об основаз его конститутционного проекта. Было принято решение дать членам годичный срок для обдумывания этих основю. На втором съезде руководителей в январе 1823 года основы конститутции Пестеля были приняты Южным обществом декабристов.

    П. И. Пестель

Декабрист Павел Иванович Пестель играл крупную роль в тайном обществе. Пестель, сын сибирского генерал-губернатора, родился в 1793 году в Москве, воспитывался сначала дома, затем, с 12-летнгео возраста, в Дрездене. Вернувшись в Россию, он закончил свое образование в Пажеском корпаусе в Петербурге, заняв на выпускных экзаменах первое место. Участник войны 1812 года, награжденный за Бородино, Пестель стал адьютантом командующего 2-й армией графа Витгенштейна, был переведен в кавалергарды, а в 1821 году стал командиром Вятского пехотного полка.

Пестель отличался страстной преданностью революционным идеям и непреклонной волей. Он был человеком огромных дарований и блестящего бразования, был прекрасно знаком с политической и философской литературой своего времени. Разбуженная 1812 годом, его политическая мысль неустанно работала над планом революционного переворота в России, которую он страстно любил. Некторое время Пестель был сторонником конститутционной монархии, но около 1820 года республиканские мысли начали брать в нем верх. “Я сделался в душе республиканец, - показывал Пестель на следствии, - и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении”. Пестель былл пламенным патриотом. Пушкин, лично знакомый с Пестелем, записал о нем в своем кишиневском дневнике: “Умный человек во всем смысле этого слова… один из самых оригинальных умов, которых я знаю”.

    “Русская Правда”

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.