Рефераты. Зарождение высшей школы Российской империи - (лекции)

Зарождение высшей школы Российской империи - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Лекция по теме “ Зарождение высшей школы
    Российской империи”
    Тема 2: Зарождение высшей школы Российской империи.
    Лекция - 2 часа.
    Учебные вопросы:
    1. Преобразования Петра 1 в сфере образования.
    2. Создание Академии наук, университета и гимназии.
    3. Московский университет в XVIII веке.
    4. Первый инженерный вуз России.
    5. Создание Медико-хирургической академии.
    Литература: - Полное собрание законов Российской империи.
    СПб. 1830. Т. 5, 7, 21, 25.
    - Академические акты. СПб. 1850.
    - Архив Российской академии наук. Ф. 3. Оп. 1. Д. 791.

- Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года. М. 1995. - Императорская военно-медицинская академия. СПб. 1902.

- Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. М. 1960-1963. Т. 1-3.

    - Русский биографический словарь. СПб. 1905. Т. 6.

- Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. СПб. 1875. Т. 1. - Забелин И. Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы. М. 1884. Т. 1.

- Змеев В. А. Эволюция высшей школы Российской империи. М. 1998. - Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской академии наук. М. -Л. 1962.

- Соколов Д. И. Историческое и статистическое описание Горного кадетского корпуса. СПб. 1830.

- Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб. 1880. Т. 1-2. - Шевырев С. П. История Императорского университета. М. 1885.

    Введение.

На пороге XXI века у людей возникает острая потребность в осмыслении узловых вопросов отечественной истории, тенденций развития общества, причин переживаемых Россией трудностей. Распад Советского Союза и неизбежные проблемы переходного периода породили у соотечественников ностальгические чувства по имперскому периоду российской истории. В общественном сознании россиян укоренилось мнение, что выходить из системного кризиса следует опираясь на собственные силы с использованием отечественного исторического опыта. Взирая на многовековую историю российской государственности, думающий человек приходит к обоснованному выводу, что двухсотлетний имперский период был весьма сложным, но результативным по своим долговременным последствиям. За 200 лет (от начала XVIII до начала

XX вв. ) Россия превратилась из аморфного государственного образования с полунищим и полуграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура. В начале XX века Российская империя по основным показателям уверенно догоняла наиболее развитые государства мира, а ее потенциальные возможности не имели аналогов.

Российская образовательная система, как губка впитавшая лучший мировой опыт, развивалась с учетом отечественных особенностей. Для образовательной системы Российской империи были характерны, во-первых, многонациональный, поли конфессиональный характер, во-вторых, направленность на решение практических задач общества, в-третьих, тесная связь с наукой. Локомотивом российской образовательной системы с начала XVIII века стала светская высшая школа, которая вместе с другими учебными заведениями вытягивала страну на путь прогресса.

    Преобразование Петра 1 в сфере образования.

Образовательная система России складывалась постепенно, светские учебные заведения стали создаваться во второй половине XVII века. В 1654 г. при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. Ученики считались принятыми на службу, получали жалование и находились в полном подчинении приказа. В 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа, численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 чел. (см. : Забелин И. Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы. М. 1884. Т. 1. С. 1114). Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.

В петровскую эпоху стали создаваться новые учебные заведения, прежде всего военной направленности. После возвращения из своего первого путешествия по Европе Петр 1 решил открыть в Преображенском полку военную школу. Учебное подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадет. В 1898 г. начались планомерные занятия по математике, артиллерии и фортификации. Теория подкреплялась практической службой кадет и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от усвоения учениками своих будущих должностных обязанностей.

Царь Петр1 принимал непосредственное участие в создании и развитии учебного подразделения Преображенского полка, командиром (полковником) которого являлся. Он лично следил за ходом преподавания наук в бомбардирской роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Непосредственное руководство школой было поручено “ от бомбардир капитану ” Г. Г. Скорнякову-Писареву. Согласно именному приказу Петра 1 от 31 октября 1701 г. в бомбардирскую роту Преображенского полка могли добровольно поступать в солдаты “ всяких чинов люди ”.

14 января 1701 г. Петр 1 издал указ об учреждении в Москве Школы математических и навигационных наук. До 1706 г. эта школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей “дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов ” в возрасте от 12 до 20 лет. Штатная численность школы доходила до

500 чел. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”. Размещалась эта школа в Сухаревой башне недалеко от Сретенских ворот (см. : Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. СПб. 1875. Т. 1. С. 591).

Для преподавания в школе основных дисциплин из Англии был приглашен профессор А. Д. Фарварсон, который вскоре стал ее директором. Некоторые занятия с учениками проводили офицеры русской армии и флота. Среди учителей школы следует назвать известного русского математика Л. Ф. Магницкого, издавшего в 1703 г. учебник “Арифметика, сиречь наука числительная”. Учащиеся первоначально изучали русскую грамматику и арифметику в подготовительном классе(“русская школа”), затем осваивали геометрию и тригонометрию (“цифирная школа”), наконец, овладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и занимались фехтованием (“верхние классы”).

Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генерал -квартирмейстеру. Петр 1 внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.

В 1715 г. на базе высших (навигаторских) классов школы была создана Морская академия (Академия морской гвардии), которую разместили в Петербурге. Младшие классы Школы математических и навигационных наук еще несколько лет оставались в Москве и выполняли роль подготовительного училища для академии. Общее руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А. А. Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую Петр 1 утвердил 1 октября 1715 г. ( см. : Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830. Т. 5. №2937).

Учащиеся академии составляли “морскую гвардию” и организационно подразделялись на 6 бригад по 50 чел. в каждой. Возглавляли бригады кадровые морские офицеры, которые отвечали за обучение, воспитание и службу своих подчиненных. В Морской академии была установлена жесткая воинская дисциплина, которая насаждалась строгими мерами воздействия, вплоть до телесных наказаний нарушителей. За неявку в академию после отпуска предусматривались каторжные работы, а за побег смертная казнь (приговоры практически не исполнялись).

В Морской академии преподавали математику, навигацию, географию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Много сделал для развития Морской академии ее директор Г. Г. Скорняков-Писарев, получивший разностороннее образование в Италии и Германии. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С. И. Мордвинов, географ-исследователь Д. Л. Овцын и известный мореплаватель А. И. Чириков.

Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII века приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны.

В тот период в российской провинции, кроме церковных приходов, очагами цивилизации являлись военные гарнизоны. Поэтому Петр 1 решил создать школы для солдатских детей при 49 полках русской армии.

С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы в школе грамоте и различным ремеслам обучалось 50 человек (см. : Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб. 1880. Ч. 1-2. С. 10. ). Также по указам Петра 1 были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле (в 1719 г. ), в Таврове ( в 1720 г. ) и при Петербургской партикулярной верфи (в 1722 г. ). В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили “грамоте и цифири”. Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.

Важную инициативу проявил вице-губернатор А. А. Курбатов, который в 1711 г. открыл в Архангельске начальную школу для местных детей.

Петр 1 обрадовался такому начинанию и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии.

Таким образом, в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

    Создание Академии наук, университета и гимназии.

По поручению императора Петра I российский подданный лейб-медик Л. Л. Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. В архиве Российской Академии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке основополагающего документа. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов.

28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. В документе, в частности, отмечалось, что Академия нужна не только " для размножения наук", но и чтобы "чрез обучение и распложение оных, польза в народе впредь была" (см. : Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830. Т. 7. № 4443. §3).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.