34
Содержание
Англия заявила о своих правах на территории в Северной Америке еще в 1497, но лишь столетие спустя накопила достаточно материальных и людских ресурсов, чтобы основать постоянные поселения в Новом Свете. В течение 16 в. численность населения Англии и Уэльса почти удвоилась, так что колонизацию стали рассматривать как панацею от «перенаселенности» и средство избавления страны от «полчищ назойливых попрошаек». Но у поборников колонизации был и более действенный стимул - несметное количество золота и серебра, добытых Испанией в результате жесточайшей эксплуатации индейцев в Мексике и Перу. Наконец, растущая экономическая мощь Англии и увеличение массы инвестиционного капитала обеспечили финансовую основу колонизации. Первое поселение в Виргинии субсидировалось группой лондонских купцов. Колонизацию благословила англиканская церковь. Самойло А. Английские колонии в Северной Америке. - М., 1963. - С. 32.
Несмотря на тяготы жизни в Виргинии, сотне колонистов, направленных туда лондонскими купцами, удалось выжить. Их колония Джеймстаун стала первым постоянным английским поселением в Америке.
Последующие попытки колонизации предпринимались как с религиозными, так и с коммерческими целями. Небольшой отряд «пилигримов» - пуританских сепаратистов, покинувших Англию из-за религиозных преследований, после непродолжительного пребывания в Нидерландах прибыл в 1620 в Плимут (Новая Англия). На прилегающей к побережью залива Массачусетс территории, в 47 км к северу от Плимута, в 1630 г. поселился более крупный отряд пуритан во главе с Джоном Уинтропом. Оба поселения объединились в 1691 и образовали колонию залива Массачусетс. В 1620-х годах новые поселения возникли также в Нью-Гэмпшире и Мэне (последнее стало частью Массачусетса в 1677 и его обычно не называют в числе первых 13 колоний). Еще одной колонией, возникшей как религиозная община, стал Мэриленд, где в 1634 на земле, дарованной семье английского католика Джорджа Калверта, лорда Балтимора, появилось поселение Сент-Мэри. В колонии обосновалось много католиков, и она славилась своей религиозной терпимостью до 1692, когда была провозглашена королевским владением под эгидой англиканской церкви.
Род-Айленд и Коннектикут стали «отпрысками» колонии залива Массачусетс. В 1635 и 1636 массачусетские поселенцы основали города Уэтерсфилд, Уинсор и Хартфорд в долине р.Коннектикут. Одних сюда привлекли слухи о необычайно плодородных землях, другие, ведомые Томасом Хукером, оставили Массачусетс из-за разногласий с руководителями колонии. Все три города объединились в 1637, а спустя два года приняли хартию «Основные законы Коннектикута», установив свой собственный порядок правления. Карл II в 1662 даровал Коннектикуту хартию на самоопределение, одновременно присоединив к трем городам на р.Коннектикут поселения, основанные в Нью-Хейвене в 1638 Джоном Давенпортом и Теофилом Итоном. Когда пастора-диссидента Роджера Уильямса и его последователей изгнали из Массачусетса, они в 1636 основали поселение Провиденс. Вскоре возникли поселки Портсмут, Ньюпорт и Уоруик, а в 1644 Роджер Уильямс добился хартии, по которой все четыре поселения объединялись в единую колонию Род-Айленд. Новая история стран Европы и Америки. - М., 1997. - С. 89.
Прочие колонии даровались королем (прямо или косвенно) либо единоличному владельцу, либо группе владельцев. Так, Карл II в знак благодарности за поддержку во время гражданской войны в Англии даровал в 1663 восьмерым своим друзьям огромную территорию Каролины, впоследствии поделенную на Северную и Южную Каролину. В следующем году он подарил своему брату, герцогу Йоркскому, территорию, включавшую колонию Новые Нидерланды, которую голландцы начали заселять с 1624. Герцог Йоркский, в честь которого была переименована колония, отобрал у голландцев эти земли. В том же году он даровал часть земель Джорджу Картерету и Джони Беркли, которые стали владельцами колонии Нью-Джерси. В 1681 Карл II передал английскому квакеру Уильяму Пенну большую территорию к западу от р.Делавэр. В честь адмирала, отца Пенна, колония была названия Пенсильванией. Поселенцы из Германии и Голландии, а также с Британских островов охотно прибывали в Пенсильванию, отличавшуюся широкой веротерпимостью. Делавэр, где в 1638, прежде чем эта территория вошла в состав Новых Нидерландов, шведы основали Уилмингтон, в 1682 отошел к Уильяму Пенну. Впоследствии Делавэр стал отдельной колонией с собственной ассамблеей, хотя и продолжал оставаться собственностью Пенна и управлялся губернатором Пенсильвании. Последняя из 13 колоний, Джорджия, получила хартию в 1732 - ей суждено было стать военным форпостом против испанцев во Флориде, а также пристанищем бедняков и беглых должников. На следующий год Джеймс Оглторп привел в Джорджию первую группу поселенцев и заложил город Саванну.
В первые три четверти 18 в. в Америку прибыли 600 тыс. человек, из них около трети составляли африканцы, завезенные в Новый Свет против их воли. К 1763 они составляли 60% населения в Южной Каролине и от 25 до 40% - в Северной Каролине, Виргинии, Мэриленде и Джорджии. Наличие огромной массы рабов наложило глубокий отпечаток на все сферы жизни в этих колониях и способствовало формированию совершенно особой «южной» культуры. Очерки новой и новейшей истории США. - М., 1960. - С. 56.
Свои особенности имели среднеатлантические колонии и периферические районы колоний от Пенсильвании до Джорджии, где осела большая часть из 300 тыс. немцев, шотландцев и ирландцев, смешавшись со старожилами - английскими квакерами, голландцами и шведами. В результате образовалась пестрая мозаика разных культур, языков и обычаев. Новые поселенцы требовали от властей терпимости к своим религиозным убеждениям и зачастую отказывались платить налоги и поддерживать официальную англиканскую церковь. Начиная с 1730-х годов многие законодательные органы колоний санкционировали религиозный плюрализм, заложив основу для последующих декретов о свободе вероисповеданий и отделении церкви от государства. К середине 18 в. только в Новой Англии сохранялась этническая и религиозная однородность. История США. - М., 1983. - С. 25.
Рост численности населения сопровождался миграциями во внутренние районы материка. Примитивная система земледелия без применения удобрений, севооборотов и азотфиксирующих трав, вела к снижению плодородия освоенных земель, что создавало предпосылки для дальнейшей экспансии на запад.
Эта миграция порождала тяжелые социальные проблемы; каждому поколению колонистов приходилось на новом месте восстанавливать дух общины. Наиболее серьезные проблемы возникли в Каролине, где поселенцы стремились к обособленности от соседей, религиозных институтов не существовало, а многообразие культур препятствовало формированию общинного сознания. Войны с индейцами в 1760-х годах дискредитировали авторитет местных властей и церкви в Южной Каролине. Порядок был восстановлен лишь благодаря вмешательству отрядов местной самообороны, которые расправлялись с бандами преступников несанкционированными методами, нередко граничившими с произволом.
Отсутствие обычных институтов управления колониями порождало вспышки анархии и насилия и диктаторские методы правления. Законодательные органы колоний, как правило, не спешили вводить систему судопроизводства, налогообложения и политического представительства в периферических районах. Не сумев добиться равноправия законными методами, обитатели этих отдаленных районов пытались утвердить свои права силой. В 1763 «Пакстонская братва» прошла маршем по улицам Филадельфии, чтобы вынудить пенсильванских законодателей поддержать их самовольное вторжение на земли индейцев. Через несколько лет вооруженный отряд самообороны из западных районов Северной Каролины прибыл в столицу, чтобы выразить протест против коррупции в судах и несправедливого налогообложения.
Рост населения в 18 в. сопровождался развитием экономики и неуклонным повышением благосостояния. К 1770 общий экспорт 13 колоний достиг 3 млн. фунтов стерлингов в год. Примерно половина экспорта (рис, табак, индиго) направлялась в Великобританию, 30% (пшеница, скот, лес) поставлялись в Вест-Индию, 17% (рыба и рис) - в Южную Европу. К 1760-м годам колонии в Америке стали основными потребителями британских товаров. Істрія держави і права зарубіжних країн (за ред.. Страхова М.). - К., 2003. - С. 78.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5