Рефераты. Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

p align="left">Однако не согласованные между собой локальные гидротехнические предприятия отдельных царств часто были чреваты губительными последствиями. Так, возведение береговых дамб на Хуанхэ царством Ци привело к страшным наводнениям в царстве Вэй, расположенном выше по течению реки. Тем не менее, достигнутые в этот период успехи в борьбе с разливами Хуанхэ в нижнем и среднем ее течении привели к быстрому росту населения в этих регионах. Проведение комплекса необходимых ирригационно-мелиоративных работ и строительство многопрофильных оросительных систем наряду с усовершенствованием сельскохозяйственной технологии (введение пахоты на волах, более эффективных методов удобрения, изобретение водоподъемных механизмов) позволило значительно повысить общую продуктивность земледельческого производства, что отвечало насущным потребностям древнекитайской экономики. Именно с этого времени развитие культуры поливного земледелия становится важнейшим фактором прогресса китайской цивилизации [12, 284].

Расширение и интенсификация сельскохозяйственного производства, строительство обширных ирригационных систем намного, по сравнению с предыдущим периодом, увеличили потребности сельского населения и администрации царств в ремесленной продукции. Земледелие и царские работы во всевозрастающих количествах поглощали железные орудия труда новых и усовершенствованных форм, изготовление которых требовало высокой степени дифференциации металлургического и кузнечного ремесел. Только достаточно развитое городское специализированное производство могло в больших масштабах удовлетворять эти требования [17, 116].

Действительно, из сообщений источников и результатов археологических раскопок известно, что в период Чжаньго города переживали период расцвета, выражавшегося в увеличении их числа, их размеров, в стремительном росте городского населения. В «Планах Сражающихся царств» сказано, что в древние времена «число жителей даже больших городов не превышало трех тысяч семей», а в V-III вв. до н.э. «города с десятью тысячами семей стали столь многочисленны, что смотрели друг на друга» [9, 205].

В период Восточного Чжоу царства Ли и Ци славились своим ремеслом. В период Чжаньго во всех царствах, расположенных к востоку от гор Тайхан, наблюдался дальнейший подъем ремесла. Мастера по дереву делились на семь категорий, мастера по металлу - на шесть, кожевники и рисовальщики - на пять, шлифовальщики и ювелиры - на пять, гончары - на две категории [6, 220]. Эти сведения позволяют говорить о дифференциации ремесла. Все ремесла были казенными.

Войны, происходившие в период Чжаньго, достигали колоссальных размеров, в отдельных войнах с обеих сторон участвовало до миллиона солдат. Для производства оружия и военных припасов требовалось большое количество рабочих рук (рабов-ремесленников). Поэтому казна была вынуждена разрешить простым ремесленникам из народа свободно производить и обменивать изделия широкого потребления. Уже в конце периода Восточного Чжоу существовали ремесленники из народа, которых называли «сто ремесленников, живущих в рядах» или «люди ремесленных рядов». К периоду Чжаньго их становилось все больше и больше. Земледельцы и ремесленники ведут оживленный обмен. Все это привело к расцвету частной торговли. Во всех городах среднего размера имелись рынки, и поэтому эти города назывались «поселениями с рынками» [14, 202].

К периоду Чжаньго относятся первые упоминания торгового обмена, происходившего между Китаем и «варварской» периферией, который приносил китайским торговцам огромную прибыль и обогащал пограничные царства Цинь, Чжао, Янь и Чу.

Подъем производства, развитие частного ремесла и торговля привели к усовершенствованию древнекитайской денежной системы. В обращение было пущено несколько стабильных типов бронзовых монет. В центральных владениях Хань, Чжао и Вэй отливали лопатовидные монеты, в Ци и Янь - ножевидные, а в Цинь - круглые. Каждый их типов характеризовался определенным весом и достоинством. На юге, в царстве Чу, где добывали золото, имели хождение золотые монеты в форме небольших пластинок [6, 223]. Существует мнение, что в то время торговцам разрешалось самим чеканить деньги и, получив право на чеканку монет, торговцы открыли себе еще более широкую дорогу к богатству.

В период Чжаньго эволюция городского ремесла и торговли происходила в условиях возникновения больших государств, разрушения экономической изоляции отдельных районов и уничтожения разного рода внутренних барьеров. По сравнению с предыдущим временем районы сбыта ремесленной продукции необычайно расширились. Сложились новые условия для дальнейшей специализации и разделения труда в сфере торгово-ремесленной продукции. Это определило рост значения денежного хозяйства в период Чжаньго. К началу Чжаньго здесь завершилось превращение крестьянского надела в индивидуально-семейное владение, передававшееся по наследству, а так же сложилась всеобщая военно-податная система [7, 398].

B V-III вв. до н.э. в Китае господствующий класс представляли: наследственная аристократия («линчжу»), землевладельцы-помещики («дичжу»), и ученые-чиновники («ши») и крупные торговцы. К периоду Чжаньго наследственная аристократия лишилась своих особых политических прав. В то же время в каждом из царств крупные официальные посты занимали как пришлые наемные сановники из других родовых фамилий, так и местная родовая аристократия. При решении серьезных государственных дел ван советовался со своими сановниками из родственной ему местной аристократии. Они имели право низложить вана. Однако в шести восточных царствах аристократия еще сохраняла свою мощь. Поэтому в политическом и экономическом отношениях они отставали от Цинь.

В класс землевладельцев входили военачальники, министры и чиновники, которые имели земли и усадьбы. В период Чжаньго основным способом приобретения собственности на землю стала купля-продажа земли, и «человек, имевший деньги, мог наслаждаться всеми радостями жизни» [6, 224].

Некоторые помещики занимались одновременно и торговлей. Так, существовали нетитулованные богачи-землевладельцы, которые имели по тысяче финиковых пальм, тысяче каштановых деревьев и т.д. Были помещики, вышедшие из крестьян. При дворе класс землевладельцев имел право участвовать в решении политических вопросов. Общий подъем класса землевладельцев нанес сильный удар власти наследственной аристократии. Вместе с тем в процессе скупки помещиками земель крестьяне теряли все больше и больше обрабатываемых ими земель [7, 399].

К V-III вв. до н.э. ученый-сановник превратился в самого активного члена общества. Подавляющее большинство ученых-чиновников являлось представителями класса землевладельцев, принимавших участие в политической деятельности. После краха системы сильных родов влияние ванов и аристократии было ослаблено. Они нуждались в защитниках, поэтому им пришлось обратиться за помощью к ученым-чиновникам из класса землевладельцев. Группу «ши» можно в основном разделить на четыре категории: в первую категорию входили ученые - проповедники конфуцианства, моизма, даосизма, номинализма, легизма и т.д. Представители этой категории пользовались большой известностью и уважением. Ко второй категории относились политические деятели. Хорошо зная политические теории, обладая большими способностями и красноречием, они добивались крупных чиновничьих постов, богатств и знатности. К третьей категории относились специалисты в области астрономии, географии, медицины и т.д., а так же бродячие ученые, которые добывали себе пропитание и одежду за счет предсказаний, гаданий и т.п. Наконец, четвертой категорией были различные нахлебники и приживальщики. С помощью аристократов, военачальников и министров они жили за счет народа [6, 225].

Хотя эти четыре категории «ши» по своему составу и общественному положению были различны, у них была общая цель - укрепить положение господствующего класса.

В период Чжаньго крупные богатые торговцы, так же как и ученые-чиновники, являлись самыми активными членами общества. Крупных торговцев можно разделить на три категории. К первой относились торговцы, занимавшиеся политической деятельностью. Ко второй - торговцы, занимавшиеся сельским хозяйством и скотоводством. К третьей - вкладывавшие свои капиталы одновременно и в крупное ремесло. Среди людей, используемых в торговом деле, были приказчики. Например, бедняки часто шли в семьи богатых купцов, учились торговле и потом торговали вместо них [5, 159]. Большинство этих людей купцы превращали в рабов путем ростовщических махинаций и купли. Поэтому крупные торговцы фактически являлись рабовладельцами [6, 228].

Таким образом, господствующие классы в период Чжаньго состояли из ослабевшей и одряхлевшей наследственной аристократии и молодого поднимавшегося класса землевладельцев (включая ученых-чиновников и крупных торговцев).

Следующую ступень в общественной лестнице занимали крестьяне. Они составляли большую часть населения и занимали важное место в производстве. Условия жизни крестьян были в основном одинаковыми во всех царствах. Торговцы и землевладельцы, пользуясь трудным положением крестьян, ссужали им деньги под большие проценты, приобретая зерно, землю и рабов. Крестьяне, подвергавшиеся жесточайшей эксплуатации, прилагали все силы, чтобы найти средства к существованию, многие бросали земледелие и искали применения в ремесле. Обезземеленные крестьяне брались за любую работу: нанимались работниками в купеческие лавки и превращались в батраков. Немалое число крестьян устремилось в столичные города, нанимаясь там на временную работу, на строительство оросительных сооружений. Но часто эта работа не могла обеспечить крестьянам средства к существованию, и им ничего не оставалось, как продавать себя в рабство [6, 231].

Особенностью периода Чжоу является то, что все средства производства находились в собственности ванского дома. Как говорилось: «Под всем небом нет такой земли, которая не принадлежала бы ванну, по всей земле от края до края нет таких людей, которые не были бы слугами ванна». Вся земля и весь труд в сельском хозяйстве находились в собственности ванна. Людям предоставлялось лишь право пользования, но не право собственника [2, 29].

В период Чжаньго мелкое ремесло и торговля получили более широкое распространение, чем во времена Восточного Чжоу. Во всех царствах значительная часть населения промышляла мелким ремеслом и торговлей. Люди, относившиеся к этой категории, сами изготавливали изделия, и сами продавали их на рынке. Представители господствующего класса выступали за то, чтобы запретить ремесленнику изготовлять орудия на дому. Ясно, что свободные самостоятельные мелкие ремесленники и торговцы занимали важное место в производстве, они были основным подспорьем крестьянского производства.

В обществе имелось также определенное количество рабов из военнопленных, преступников и бедняков. Власти и семьи богачей использовали их для выполнения различных работ, но чаще в ремесленном производстве. Государственные ремесленники изготовляли вещи для аристократии и вооружение. Так же рабский труд применялся в сельском хозяйстве и на рудниках.[6, 232].

В период Чжаньго феодальное общество состояло в основном из землевладельцев и крестьян. Но главную роль при решении политических вопросов в восточных царствах по-прежнему играла наследственная аристократия. Длительные войны между Цинь и шестью другими царствами свидетельствовали о том, что тогда в основном шла борьба между государствами, где власть полностью принадлежала землевладельцам, и государствами, в которых власть разделяли наследственная аристократия и землевладельцы.[6, 233].

Военная система в Цинь была лучше, чем в других государствах. «В Цинь возвеличивали за военные заслуги независимо от общественного положения человека: каждый проявлял храбрость, стремясь добиться военных заслуг» [6, 239]. Поэтому в политическом и военном отношении княжество Цинь обладало преимуществами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.