Рефераты. Армия Петра I

татьи, пункты, инструкции, регламенты, указы составили огромный свод документов, частично заимствованных из военных законов других стран, частично оригинальных, подготовленных самим Петром 1. Наиболее важные из них подшивались в рукописные сборники, находившиеся в канцеляриях должностных лиц. Естественно, что при переписывании допускались различные неточности, порой искажавшие смысл тех или иных постановлений. Использование многих документов было затруднено. Ситуация настоятельно требовала создания единого свода военного законодательства, который бы вобрал в себя как предыдущий опыт, так и требования самого последнего времени.

Так появился Устав воинский. К его составлению Петр I приступил весной 1712 года, а уже в апреле 1715 года в Санкт-Петербурге из печати вышли его вторая и третья книги:"Артикул воинский купно с процессом надлежащий судящим" (кн. II) и "Книга о эксерциции, церемониях и должностях воинским людям надлежащих". Артикул представляет собой свод уголовного законодательства, основанный на тексте короля Густава-Адольфа с небольшими изменениями. Воинское преступление здесь рассматривается как ослушание, неисполнение приказания, т.е. с чисто военной точки зрения. Наказание же должно стать прежде всего возмездием, а не средством исправления. Отсюда обилие страшных наказаний. Этот документ оказал огромное влияние на развитие всей карательной системы в России.

Третья книга содержит в первой части строевой Устав, известный с начала Северной войны, третья часть, о званиях и полковых чинах, взята из Устава Вейде с некоторыми дополнениями. Вторая часть книги "О приуготовлении к маршу" является инструкцией из 41 пункта, составленной на основе правил саксонского фельдмаршала Я. Флемминга. Законодательство Петра.//Преображенский А. -М., 1997, с. 138

С 1715 года Петр I начинает работу над первой книгой собственно Устава, которая выходит из печати в 1716 году. В 1717 году вышло второе издание. Книга содержала изложение обязанностей всех военных чинов.

В течение нескольких лет шла напряженная работа над текстом, исправлялись и заменялись отдельные статьи и положения. Впервые полное издание всех трех книг вместе было осуществлено в 1719 году под заглавием "Книга Устав воинский о должности генералов, фелт маршалов и всего генералитета и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и о иных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно. Купно при сем Артикул воинский и с процессом надлежащим к судящим, и эксерцициею, о церемониях и должностях воинским людям надлежащих". Военные уставы Петра Великого / Сост. П. П. Епшранов. М.. 1946, с. 36

Итак, издание состоит из трех книг. Первая книга содержит собственно Устав (68 глав), в котором изложены военно-учредительные законы. Вторая книга включает "Артикул воинский с кратким толкованием" (209 статей) -- военно-уголовный кодекс, а также "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб" (3 части и 14 глав). Третья книга состоит из трех частей: 1-я -- "О эксерциции (или учении)", 2-я -- "О приуготовлении к маршу", 3-я -- "О званиях и о должности полковых чинов".

В основу каждой из книг положены лучшие иностранные образцы:

немецкие (I кн.), шведские (II кн.), саксонские (II кн., 2-я часть), французские (экзерциции), а также богатый отечественный опыт. Воинский Устав Петра определил дальнейшее развитие русского военного законодательства. Буганов В. Петр Великий и его время. -М., 1988, с. 239

5. Становление российского флота

Попытки выйти на большую воду и обзавестись собственной военной силой на море предпринимались еще и в допетровское время. Но это были робкие первые шаги, которые не могли иметь большого значения. С петровским царствованием связано создание в России регулярного военного флота, и в первую очередь на Балтике, ибо этот район был решающим как в политическом, так и в экономическом плане. Попытки создать флот на Азовском море в начале правления Петра играли роль испытательного полигона. Но если нужда в галерах и бомбардирских судах в основном успешно удовлетворялась, то совсем иначе дело обстояло с крупными парусными кораблями, строительство которых еще только разворачивалось. Петр вынужден был прибегнуть к их покупке за границей. Качество этих судов было невысоким, но покупка обходилась казне дешевле, чем строительство у себя, и, главное, позволяла в короткий срок укомплектовать флот минимально необходимым числом боевых кораблей. Всего было куплено и построено по заказу за границей 17 линейных кораблей и 7 фрегатов, причем пик приходится на период с 1711 по 1715 год. Лишь два корабля и два фрегата из этого числа были заказаны в 1721 году.

Формирование корабельного состава Балтийского флота проходило в несколько этапов, что имело ряд причин. Первоначально, пока основные боевые действия происходили на суше и активно велось азовское строительство, от молодого Балтийского флота требовалось выполнение ограниченного круга задач -- обороны строящейся новой столицы и помощи сухопутным силам. Судостроительная база для Балтики была очень слабой. Основные мастера работали в Воронеже. Поэтому в течение первого десятилетия на Олонецкой и Сясьской верфях были построены 15 фрегатов и 13 шняв, большинство из которых пришли в негодность уже к 1710 году. Лишь фрегат "Штандарт" и шнява "Мункер" ввиду добротности постройки прослужили долгие годы. Валишевский К. Петр Великий. -М., 1993, с. 74

Второй этап начинается после Полтавской битвы, когда стало ясно, что теперь основной театр военных действий перемещается на Балтийское море. Флоту потребовались линейные корабли -- основная ударная сила на море. В это время было построено несколько 50 -- 54-пушечных, линейных кораблей Тогда же начинает функционировать Санкт-Псгербургское адмиралтейство. Там был спущен на воду линкор "Полтава".

Увеличение корабельного состава русского военно-морского флота, расширение круга его применения поставили во главу угла проблему комплектования его кадрами, как рядовыми, так и офицерскими. В рядовые матросы набирали рекрутов преимущественно из районов, жители которых были знакомы с судоходством, занимались рыбной ловлей и промыслом морского зверя. Правда, для их обучения пришлось прибегнуть к найму матросов за рубежом. Среди офицерского состава процент иностранцев был неизмеримо выше. На первых порах иноземцы получали гораздо более высокое жалованье по сравнению с их русскими коллегами. Такие меры были вынужденными, ибо требовалось время для подготовки собственных кадров, а боеспособный, укомплектованный специалистами флот нужен был немедленно. Подготовке отечественных квалифицированных моряков Петр I уделял огромное внимание. Хорошо известны такие его мероприятия, как посылка молодежи за границу для приобретения морских специальностей, создание навигационной школы, Морской академии и школы практического обучения на кораблях, где будущие наши моряки приобретали прекрасный опыт. В петровское царствование иноземцы в большинстве своем верой и правдой служили новому своему отечеству. Имена выдающихся офицеров -- К. Крюйса, И. Ьоциса, М. Змаевича, П. Сиверса, Т. 1ордона. Дж. Паддона, В. Шельтин-га, Ф Вильбоа, В. Беринга, кораблестроителей -- Д. Дена, О. Ная, Р. Кожина, P. Броуна, В. Геренса с сыном, М. Пангало и других неотделимы от славной истории русского флота. Многие из них навсегда остались в России и положили начало известным морским династиям.

Со временем, когда наш флот был уже достаточно укомплектован отечественными кадрами, отпала необходимость столь широкого найма специалистов за границей, и многим иностранцам была дана отставка, что особенно характерно для низших чинов. Так, уже в 1721 году на флоте не осталось ни одного матроса иностранца. Среди младшего и среднего комсостава была проведена строгая ревизия, приведшая к увольнению большого числа иностранцев, проявивших хоть в чем-то свою некомпетентность. Законодательство Петра.//Преображенский А. -М., 1997, с. 139

Так ликвидировались издержки, которые были неизбежны в начале становления русского флота, когда на службу порой поступали люди, далекие от морского дела, привлеченные высоким жалованьем и легкой возможностью сделать в России быструю карьеру. Однако случаев предательства среди иностранцев-моряков практически не было. Самые высшие должности занимали русские -- Ф.М. Апраксин, Ф.А. Головин, сам Петр I. Многие русские офицеры -- братья Наум и Иван Си-нявины, К. Зотов, И. Муханов, М. Коробьин, Д. Мясной -- дослужились до высоких чинов, а кораблестроители Ф. Салтыков, Ф. Скляев, Г. Меншиков, Ф. Пальчиков и их более молодые коллеги Г. Окунев, И. Рамбург значительно продвинули вперед отечественное кораблестроение.

При комплектовании войск Петр отдавал значительное предпочтение флоту по сравнению с армией. Лучшие рекруты всегда отправлялись на флот, и в тех случаях, когда нехватка личного состава была особо ощутимой, в матросы и корабельные плотники переводились солдаты из сухопутных частей. Морские офицеры были более приближены к Петру, чем сухопутные. Флот был любимым детищем Петра, и тот отдавал ему все самое лучшее. Неукомплектованность была хроническим явлением, и часто корабли не могли выйти в море именно по причине нехватки личного состава.

При составлении команд кораблей Балтийского флота за образец был взят голландский флот. Судовые экипажи состояли на две трети из матросов и пушкарей и на одну треть из морских солдат. Выгодно отличало русский флот от других очень ограниченное использование невольников на гребных судах. В основном использовались солдаты или вольнонаемные, которые во время боя являлись не пассивными, равнодушными зрителями, а дополнительной боевой силой, способной прийти на выручку в решающий момент.

Такой сложный организм, как военно-морской флот, не мог нормально функционировать без четкой системы управления. Одновременно с флотом возникают, действуют и развиваются особые учреждения, обеспечивающие нормальную деятельность всех его звеньев. С самого начала существования петровского флота управление им было возложено на адмирала, а для решения многочисленных сопутствующих непосредственно” боевой службе задач учреждалась должность адмиралтей-ца. Первыми адмиралами были Ф. Лефорт (1696 -- 1699) и Ф Головин (1699 -- 1707), адмиралтейцами -- В. Протасьев (1696 -- 1700) и Ф. Апраксин (1700 -- 1707). Первым морским учреждением стал созданный в 1698 году Приказ воинского морского флота, в ведении которого находились служившие на флоте иностранцы и Монетный двор. Собственно же адмиралтейскими делами ведал Владимирский судный приказ, преобразованный в 1700 году в Приказ адмиралтейских дел, в управлении которого были кораблестроение, снабжение флота, финансы, а также все адмиралтейские и морские чины "из русских". Пока создавался только Азовский флот, этой системы было достаточно, но с началом строительства флота для Балтики потребовалось значительное расширение системы управления "морской частью". Возникает необходимость при едином подчинении всего морского управления более четко разграничить обязанности административной и портовой администрации от собственно морской. Так, хотя главным начальником Балтийского флота числился адмирал Ф. Головин, до него самого доводили только общие распоряжения. Основными вопросами, связанными с созданием флота, занимался сам Петр, а общее руководство кораблестроением осуществлял ингер-манландский комендант А. Менши-ков. Работой же Олонецкой, а затем С.-Петербургской верфей непосредственно руководил олонецкий комендант И. Яковлев.

Военное командование на Балтике осуществляли: корабельным флотом -- вице-адмирал К. Крюйс, галерным -- шаутбенахт И. Боцис. Так было до 1707 года. Здесь не приходится говорить о четкости и слаженности управления делами флота. Обязанности административных лиц четко не разграничивались. Сферы их деятельности постоянно перекрещивались. Кроме того, некоторые были некомпетентны во флотских делах, что часто приводило к различного рода конфликтам, погасить которые порой было способно лишь радикальное вмешательство самого Петра. Буганов В. Петр Великий и его время. -М., 1988, с. 237

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.