Рефераты. Арсений Маркевич - организатор краеведческого движения в Крыму

Арсений Маркевич - организатор краеведческого движения в Крыму

55

Содержание

  • Содержание 1
  • Введение 2
  • Глава 1. Арсений Иванович Маркевич - организатор краеведческого движения в Крыму 5
    • 1.1. Период становления А.Маркевича 5
    • 1.2. Трудовая жизнь Арсения Ивановича 12
  • Выводы по первой главе 20
  • Глава 2 Характеристика работ А.И.Маркевича посвященных историческому прошлому Тавриды (Крыма) 21
    • 1.1. Памятники древности Крыма, их изучение и судьбы 21
    • 1.2. Таврическая губерния во времена Крымской войны 33
    • 1.3. Краткий исторический очерк возникновения Таврического университета 41
  • Выводы по второй главе 47
  • Глава 3. Анализ научных работ А.И. Маркевича относящихся к отдельным персоналиям проживавших и посещавших Тавриду (Крым) 48
  • Заключение 57
  • Список литературы 59
  • Приложение 1 61
  • Приложение 2 62
Введение

Историко-краеведческое изучение Крыма в последней четверти XIX-первой трети XX столетия неразрывно связано с именем замечательного деятеля отечественной исторической науки, основателя краеведческого движения в Таврической губернии, организатора архивного дела в Крыму Арсения Маркевича (1855-1942).

Арсений Иванович Маркевич - видный крымский историк, один из основателей Таврической ученой архивной комиссии. Был сначала правителем дел, а затем председателем ТУАК. Маркевич способствовал созданию Крымского центрального архива, Симферопольского художественного музея, Центрального музея Тавриды, Таврического университета. В 1927 году был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1937 году Арсений Иванович подвергся травле, его труды были названы контрреволюционными. Умер в блокадном Ленинграде. Как редкий энтузиаст культуры и просвещения Арсений Иванович Маркевич отдал всю жизнь подлинного труженика делу народного просвещения и науке в роли организатора и исследователя. Перу его принадлежит ряд ценных оригинальных трудов исторического характера, имеющих крупный научный интерес в историографии. Жизненный путь краеведа - яркий пример для подражания нынешнему поколению исследователей.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена, во-первых, важностью изучения истории Крыма в трудах А.И.Маркевича, так как некоторые материалы, относящиеся к истории Крыма, практически полностью утеряны, и только благодаря трудам Арсения Ивановича, мы можем восстановить утерянные сведения. Во-вторых, отсутствием систематизированных сведений по данной теме, в-третьих, актуальность данной темы обусловлена научной значимостью проблемы.

Целью данной работы является частное исследование научных трудов А.И.Маркевича, относящихся к истории Крыма.

Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:

1. Охарактеризовать работу А.И.Маркевича "Памятники древности Крыма, их изучение и судьбы"

2. Дать анализ работе А.И.Маркевича "Таврическая губерния, во время Крымской войны".

3. Дать краткий анализ и характеристику труда А.И.Маркевича "Краткий исторический очерк возникновения Таврического университета"

4. Дать характеристику статьям А.И.Маркевича, посвященным жизни и деятельности Андрея Яловича Фабра в Кыму и Александра Степановича Таранов-Велозерова.

5. Проанализировать работу Маркевича "Пушкин в Крыму"

6. Изучить особенности пребывания Декабристов в Крыму в трудах А.И.Маркевича

7. Дать характеристику научным материалам А.И.Маркевича о митингах в Крыму в начале прошлого столетия.

Методологической основой бакалаврской работы является анализ опубликованных статей, по поднимаемым в работе проблемам, и синтез научного изученного материала. Так же, используется описательный метод, и метод текстологического анализа, позволяющего описывать и приводить более точные исследования относительно изучаемого материала.

Источниковой базой послужили прежде всего архивные документы. В ходе работы над исследованием документов, автору удалось познакомится и активно использовать материалы Государственного Архива Автономной Республики Крым. В работе автор проанализировал архивные документы, которые дают подтверждение общеизвестным фактам.

Важными источниками исследования являются непосредственно сами работы А.И.Маркевича, которые изложены в его же публикациях. Важнейшими источниками являются такие публикации как: А.И.Маркевич "Краткий очерк возникновения Таврического университета", А.И.Маркевич "А.С.Пушкин в Крыму" и "Крым, в произведениях А.С.Пушкина", Маркевич А.И. "К биографии де Лашот Валуа".

Важные сведения по теме данного исследования содержатся в работе доктора исторических наук, профессора Андрея Анатольевича Непомнящего "Арсений Маркевич: Страницы истории крымского краеведения"[ Непомнящий А.А. Арсений Маркевич: Страницы истории крымского краеведения. - Симферополь: Бизнес-информ, 2005.- 432 с. (Библиография крымоведения; Вып.3)]. В этой монографии впервые создан жизненный и творческий путь крупнейшего крымского краеведа конца XIX - первой половины XX вв. - А.И.Маркевича (1855-1942). В ней на основе обширного корпуса эпистолярных источников восстановлены его научные связи с крупнейшими отечественными историками из академических центров. На фоне богатой различными фактами биографии ученого раскрыты сложные социально-политические процессы первой трети XX века. Монография предназначена для историков, библиографов, студентов университетов, всех, кто интересуется историей Крыма.

Глава 1. Арсений Иванович Маркевич - организатор краеведческого движения в Крыму

1.1. Период становления А.Маркевича

В один из дней обороны Севастополя 30 (!), 31 (!)[ Автор данной работы заметил крайне грубое нарушение в дате рождения А.Маркевича. В некоторых источниках, датой его рождения считается 30 марта 1855 года, тогда как по книге А.Непомнящего, Арсений Иванович родился именно 30 марта 1855 года. ] марта (по ст. стилю) 1855 года, в семье русского священника Ивана Маркевича родился мальчик, которому судьба уготовила блестящий, полный поисков и открытий, долгий жизненный путь.[ Газета "Крымские известия" № 65 (3295), суббота, 9 апреля 2005 года.] Очень скромный, трудовой быт его семьи был полон умственных, интеллектуальных интересов, которые были присущи его родне и по отцу, и по матери, урожденной Серно-Соловьевич, дочери протоиерея, настоятеля собора в Бресте. Его дед по отцу был магистром богословия Виленского университета, однокурсником митрополита Иосифа Семашко, один из родственников по матери был профессором университета, другой - видным деятелем по народному образованию в Таврической губернии. Приход отца состоял из мещан - семей древне православных, не переходивших в унию (перешедшие были уже католиками): Пашкевичей, Хавриевичей, Черетовичей, Лопушинских, Зубилевичей, Легоровичей и др., крестьян нескольких деревень, расположенных близ Бреста: Березовки, Колзовичей, Плоской, Дубровки, Гузней, Речицы, Шпановичей и Тришина и в течение многих лет - гарнизона Брестской крепости, до сооружения в ней в начале 70-х годов соборной церкви.

Обучался он сначала в уездном училище и прогимназии, а старшие классы гимназии прошел в ближайшей к Бресту гимназии в г. Бела, Седлецкой губернии, учащиеся которой состояли главным образом из детей крестьян Подляшья и Холмщины, тогда еще униатов, и украинцев Гродненской губернии. Преподаватели Вельской гимназии были почти все украинцы - киевляне, воспитанники Киевской духовной академии, а директор Е.М. Крыжановский и инспектор П.Г. Рублевский были в ней бакалаврами. Высшее образование он получил в молодом тогда (1872-6) Варшавском университете, на историко-филологическом факультете, по славянорусскому отделению. Его обучали: Н.Я. Аристов, М.А. Колосов, А.И. Никитинский, И.В. Цветаева, В.В. Макушев, В.А. Яковлев, А.И. Павинский, М.М. Троицкий, Г.Е. Струв, - все они были видные ученые. Бывший в то время профессором Варшавского университета Д.Я. Самоквасов устроил при университете археологический музей из своих раскопок, а доцент Ф.И. Иезбера - славянский этнографический музей. Оба они укрепили Маркевиче интерес к памятникам древности и старины. Его сильно увлекали славянство и славистика, и равно русская литература и история.

Уже в стенах университета проявились научно-исследовательские и литературные способности молодого ученого. В университетском издании в 1876 г. появилась публикация его дипломной работы "Юрий Крижанич и его литературная деятельность"[ Маркевич А.И. Юрий Крижанич и его литературная деятельность. Историко-литературный очерк // Варшавские университетские известия.- Варшава,1876.- N1.- С. I-Х, 1-122; N2.- С. 1-103.], которая в этом же году была напечатана в типографии Варшавского учебного округа отдельной книгой. Этот труд стал первой в славяноведческой литературе монографией о Ю. Крижаниче, в которой были использованы все опубликованные до того времени данные о жизни и деятельности ученого. Хотя работа и носила компилятивный характер, она встретила позитивный отклик критики, принесла молодому автору признание в научном мире[ Славяноведение в дореволюционной России.- М.,1979.- С.234.]. Работавшие в то время в университете профессор Д. Я. Самоквасов и доцент Ф. И. Иезбера развили и укрепили в А. И. Маркевиче интерес к истории, памятникам древности и старины. По окончании курса в университете в 1876 г. он получил место преподавателя русского языка, словесности и истории в Холмском Мариинском училище, где прослужил три года сейчас же после пресловутого обращения холмских и подляшских униатов при участии галичан в православие. Служба здесь имела для него интерес, главным образом, в том отношении, что дала возможность хорошо познакомиться с бытом и идеологией населения, русского и он его горячо полюбил.

В 1879 году перешел на службу в Шавельскую мужскую гимназию, Виленского учебного округа, в которой прослужил четыре года. Работа здесь была тяжелая, так как учащиеся состояли, главным образом, из жмудинов, плохо знавших русский язык, но труды мои были успешны, и в последний год моей службы в Шавлях сочинения абитуриентов этой гимназии на экзамене зрелости были признаны лучшими во всем учебном округе. Изучал литовский и жмудский языки и написал статью об игумене Брестском Афанасии Филиповиче. Но здоровье его на Жмуди стало сильно плошать, и он с радостью ухватился за предложение попечителя Одесского учебного округа П.А.Лавровского, знавшего его еще по Варшавскому университету, где он был ректором, перейти на службу к нему, именно преподавателем Симферопольской гимназии.

В 1883 г. Маркевич переехал в Симферополь. Крым пленил его не только природой и возродившим меня климатом, но еще в большей степени своей историей и древностями. Он стал усердно изучать их и литературу о Крыме. Важной вехой в его исторических познаниях стало путешествие летом 1884г. в Константинополь, Грецию, Египет, Палестину и Малую Азию, способствовавшие прояснению многих моментов исторического прошлого Крыма. Почему-то все, кто пишет о нем, помещают одну и ту же фотографию: старик с длинной седой бородой. (см. Приложение 1.) Может быть, просто не сохранилось других снимков - молодого, полного сил, каким прибыл он в Симферополь, чтобы навсегда остаться здесь. Или других - уже известного ученого, которому много раз предлагали лучшее место с лучшим жалованием, а он наотрез отказывался "улучшить свое положение" потому, что это означало расставание с городом и любимым делом. Давайте просто представим солнечный день и мужчину лет тридцати, пробирающегося к Петровской (или, как ее еще тогда называли, Собачьей) балке. Этого места избегали все, кто жил в "приличной" части города. Собачья балка начала застраиваться в 80-х годах позапрошлого века, селились там русские и цыгане - бедняки из бедняков. Но этот человек чужим себя здесь не чувствовал. "Благодетель" - вот как называли его обитатели балки. Ученый-историк Арсений Маркевич продолжал начатое его коллегами дело: навещал людей, ютящихся в пещерах - бывших склепах, где хоронили обитателей древнего города Неаполя Скифского, и просил обращать внимание на любые древние вещи, попадающиеся им. Платил за них Арсений Иванович щедро, часто из своего кармана, и за два года из добытых "неапольскими троглодитами" (так в шутку называли их ученые) вещей образовалась солидная музейная коллекция. Самое интересное, что о своей роли в ее появлении Маркевич не считал нужным упоминать, зато в научном труде перечислял фамилии: Цыганков, Пашковский, Турчанинов. Это не коллеги-археологи, а неграмотные, презираемые "чистой публикой" обитатели Собачьей балки, которых Арсению Ивановичу удалось увлечь своей страстью к сохранению древностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.