Рефераты. Августовский путч 1991 года

аявляем:

1 В соответствии со статьей 127(3) Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" и идя на встречу требованиям широких масс, и необходимости принятия самых решительных мер, обеспечения законности и порядка ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР сроком на 6 месяцев с 4 часов по Московскому времени 19 августа 1991 года.

2 Установить что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и Законы СССР.

3 Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе:

Бакланов О.Д. - первый заместитель председателя Совета Обороны СССР, Крючков В.А. -председатель КГБ СССР, Павлов В.С. -премьер министр СССР, Пуго Б.К. министр внутренних дел СССР, Стародубцев В.А. -председатель крестьянского союза СССР, Тизяков А.И. -президент ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР. Язов Д.Т. - министр обороны СССР, Янаев Г.И. -исполняющий обязанности президента СССР. (Янаев, Павлов и Бакланов) 20 августа 1991г.

Вторым документом было "Заявление Советского руководства ", подписанное Г.И. Янаевым, В.С. Павловым и О.Д. Баклановым, о том что в отдельных местностях на срок до 6 месяцев с 19 августа вводиться чрезвычайное положение, осуществлять режим которого был призван ГКЧП СССР. Третий документ -«Обращение к советскому народу", где впервые на столь высоком уровне констатировалось, что начатая по инициативе М.С. Горбачева политика реформ зашла в тупик, и анализировались причины вызвавшие "безверие, апатию и отчаянье), потерю доверия к власти и неуправляемость страны. В числе главных причин называлось возникновение экстремистских сил, взявших курс на ликвидацию Советского Союза и захват власти любой ценой. Документ едва ли не впервые в советской истории открыто призывал защищать социализм. Апелляция к патриотическим чувствам была призвана подчеркнуть критичность момента, консолидировать всех государственнически настроенных граждан СССР, не зависимо от политических симпатий.

В четвертом документе - "Постановление ГКЧП №1" - перечислялся комплекс первоочередных для исполнения мер: незамедлительное расформирование структур власти и управления, военизированных формирований, противоречащих Конституции СССР и Законам СССР, подтверждение недействительности законов и решений, противоречащих Конституции и Законам СССР, приоритет общесоюзного законодательства; приостановка деятельности политических партий общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. Далее следовал перечень необходимых действий по охране общественного порядка и безопасности государства, общества и граждан; мер не допускающих проведение митингов уличных шествий и демонстраций, а также забастовок; по установлению контроля над средствами массовой информации, наведению порядка и дисциплины во всех сферах жизни общества; своевременной сборке урожая и удовлетворению первостепенных социальных нужд. В заключение авторы обращались ко всем политически здоровым силам с призывом объединиться, "чтобы положить конец нынешнему смутному времени". Правотворчество ГКЧП подкреплялось вводом в столицу войск (4 тысячи солдат и офицеров) и бронетехники.

Российское руководство против которого была преимущественно направлена активность ГКЧП, оперативно, продуманно и комплексно отреагировало на эти действия. Во-первых, была развернута мощная информационная компания. На одно из центральных мест вышла тема "заботы", о президенте СССР и его здоровье, что должно было сфокусировать внимание на сомнительности повода отстранения Горбачева от должности. В общественном сознании удалось демонизировать ГКЧП, назвав в первый же день происходящее "путчем хунты", что вызывало ассоциации с образами кровавых диктаторов и правового беспредела. Во-вторых, российские руководители призвали под стены Белого Дома (резиденцию Верховного Совета и Правительства РСФСР), своих сторонников и старались на протяжении всего периода противостояния сохранять живое кольцо (по разным сведениям там находилось от 4-до 90 тыс. защитников). Это было важным сдерживающим фактором, поскольку обе противостоящие стороны понимали политические последствия возможного кровопролития. В -третьих, Б.Н. Ельцин отталкиваясь от идеи утраты легитимности союзным руководством в связи с совершением "государственного преступления", подписал серию указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, в их числе подразделения КГБ, МВД и МО СССР. Он принял также на себя полномочия командующего Вооруженными силами СССР на территории РСФСР.

Противостояние между сторонниками ГКЧП и российских властей происходило в лишь в центре столицы. Руководители других союзных республик, а также областей и краев России все чаще проявляли сдержанность, ограничиваясь принятием документов, в которых выражалась готовность следовать Конституции СССР, российским законам и осуждалось введение чрезвычайного положения.

Глава 3

Утром 19 августа Центральное телевидение и Всесоюзное радио сообщили о том, что М.С. Горбачев тяжело болен, и не может выполнять свои обязанности, поэтому вице-президент Г. Янаев назначен исполнять обязанности президента СССР. В связи с ростом центробежных тенденций и необходимостью предотвращения хаоса и соблюдения порядка, указом Янаева в СССР вводилось чрезвычайное положение, а высшая власть в стране передавалась Государственному комитету по чрезвычайному положению ГКЧП. Заговорщики опирались на поддержку председателя Верховного Совета СССР Лукьянова.

Около 7 часов утра 19 августа подразделения 2-ой Таманской мотострелковой дивизии общей численностью 2107 человек, 127 танков, 169 БМП и БТР, и 4-ой Кантемировской танковой дивизии общей численностью 1702 человек и 235 танков,129 БМП и БТР, двинулись к Москве. К 12 часам дня войска взяли под контроль все ключевые объекты жизнеобеспечения столицы. Таким образом,19 августа 1991 года процесс демократических реформ в стране был прерван. Страна была поставлена на грань гражданской войны. Организаторы ГКЧП пытались лишить народ свободы, веры в перспективы демократии. В ответ тысячи людей пришли к Дому Советов России (который журналистами принято называть Белым Домом) - резиденции всенародно избранного президента РФ Б.Н. Ельцина. Перед зданием КГБ на Лубянке тотчас же снесли памятник Дзержинскому. Борьбу в защиту Конституции СССР, против путчистов возглавило демократическое ядро Верховного Совета РСФСР, президент Б.Н. Ельцин. Листовки и газеты демократических сил опубликовали 19-20 августа Указы Б.Н. Ельцина, в которых он призывал не признавать ГКЧП и активно бороться против власти незаконного комитета Крючкова-Янаева. Судьба путча во многом зависела от армии. В ней произошел раскол: небольшая часть признала власть ГКЧП, были введены войска в Москву, но большая часть военных придерживалась нейтралитета или отказывалась выполнять приказы ГКЧП, не желая выступать против собственного народа.

Первоначальный план заговорщиков строился на том, что власть они захватят "тихо", путем бескровного "дворцового переворота". Задача танковых подразделений в Москве, была ограничена приказом "охраны объектов" и по существу состояла в том чтобы внушить страх населению, парализовать любые попытки сопротивления. Но план сорвался: народ не склонил головы. Надо было срочно менять планы, тактику поведения. Плохие новости породили у членов ГКЧП растерянность и разногласия: одни требовали идти напролом, другие колебались и были склонны признать провал своих планов.

Утром 20 августа Крючков предложил план захвата Дома Советов. Это должна была быть совместная операция армии, КГБ и МВД под условным названием "Гром", она планировалась на 1 час ночи 21 августа, но так и не состоялась. Проведению операции помешали два обстоятельства: во-первых, раскол в армии, в результате чего контроль ГКЧП над армией был фактически утрачен. Ситуация в армии была сложнее чем могла показаться на первый взгляд - при сохранении свойственной ей дисциплины и субардинации, здесь как и в обществе существовали различные политические симпатии, которые проявлялись менее открыто, но в определенные моменты оказывали значительное влияние на события. Так произошло и в августе 1991 г. когда в составе армейского руководства идейно-политического единства уже не существовало.

А во-вторых, несогласованность и нежелание путчистов взять на себя ответственность за "большую кровь". Армия ждала действий КГБ, КГБ - действий армии, а МВД и тех и других. Операция "Гром", как и путч в целом провалилась, 21 августа рычаги реальной власти взяли в свои руки так называемые демократы. Лидером победившего демократического большинства был Б.Н. Ельцин.

Старая система власти рухнула почти моментально. Это у многих вызвало удивление, некоторые даже утверждали что путч-всего лишь миф, спектакль для "простой публики". Но это не так. Путч был острой и настоящей схваткой. А быстрота падения коммунистического режима свидетельствует о том, что так рухнуть только прогнивший режим, окончательно потерявший народное доверие.

Глава 4

После августовского кризиса сложилась ситуация когда принимаемые лидерами решения определялись не конституцией и законами СССР, а реальными соотношениями сил и политической целесообразностью. С конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают что в действительности Советский Союз умер сразу после "августа" формально продолжая существовать до конца года.

Со 2-по 5 сентября 1991 г. работал пятый внеочередной съезд народных депутатов который юридически закрепил пост кризисную ситуацию. Из решений съезда следовало: Принималась новая конституция, страна вступала в новый период и назначались новые органы власти. В рамках этого переходного периода разрешалось подготовить и подписать всеми желающими республиками договор о союзе суверенных государств, в котором каждая из них сможет самостоятельно определять формы своего участия. Выступавшие руководители просили поддержать намерение их республик вступить в ООН и стать полнокровными субъектами международного права.

Не смотря на оптимизм лидеров, у многих делегатов складывалось ощущение что они присутствуют на "собрании обреченных", на "похоронах Советского Союза". И действительно съезд принял конституционный закон "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период". Он предусматривал прекращение деятельности высших органов государственной власти СССР -Съезда и Верховного Совета, обладавших правом принятия общих для всех республик законов. В соответствии с законом был создан Госсовет СССР с участием президента СССР и высших должностных лиц республик, которому на неопределенный по времени "переходный период", передавались реальные функции управления. Оценивая происходящее президент России заявил, что наступает конец длившейся более года между республиками и союзным Центром "холодной войны".

Создание Госсовета СССР легализовало положение существовавшее с конца апреля 1991 года, когда начался Новоогаревский процесс. Именно тогда важнейшие вопросы будущего Союза стали обсуждаться за закрытыми дверями в узком кругу высших руководителей республик, которые далеко не всегда информировали о происходящем на переговорах представительные органы. На практике Госсовет стал не органом для "согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы" как декларировалось изначально, а институтом в рамках которого оформляли свое движение к полной независимости почувствовавшие "вкус свободы" республики.

23 августа 1991 года Б.Н. Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", положения которого позднее развиты в серии других актов и привели к фактическому запрещению КПСС. Основанием для подготовки указа послужила уверенность в том что КПРФ поддержала ГКЧП в государственном перевороте. МВД и Прокуратура получили указание провести расследование фактов антиконституционной деятельности компартии РСФСР. Согласно указу президента от 25 августа 1991 года "Об имуществе КПСС и Компартии", все недвижимое и движимое имущество, включая денежные и валютные счета, становились государственной собственностью России". В этот же день Горбачев объявил о сложении с себя полномочий Генерального секретаря и призвал партию само распуститься, эти события вызвали цепную реакцию в союзных республиках. До конца августа деятельность компартии была приостановлена в Белоруссии, Грузии, Киргизии, Эстонии; запрещены компартии на Украине, Молдавии и Литве. Процесс "департизации" республик в основном завершился к середине сентября 1991 года.

Одним из компонентов демонтажа союзных структур стало назначение на высшие должности СССР, только лиц которых поддерживало российское руководство. Горбачев был лишен права самостоятельно выбирать людей по своему усмотрению. "У нас уже есть горький опыт, август нас многому научил, поэтому теперь прошу вас все кадровые изменения - по согласованию со мной" - заявил ему российский президент после возращения того из Фороса. Определился и главный критерий выдвижения на главные должности: отношения к ГКЧП и степень поддержки российского руководства в августовские дни наступил 1991 года. Шанс на назначение получали лишь те, кто активно выступил на стороне Белого Дома, "нейтральные" кандидатуры не рассматривались.

25 августа приказом Горбачева был ликвидирован Совет Министров СССР, а вместо него создан Комитет оперативного управления народным хозяйством, который возглавил Российский премьер-министр Силаев. И.С. создание комитета и назначение его руководства обозначили еще одну важную после августовскую тенденцию -перевод советских структур под управление российских органов власти. Тем самым преодолевалось "двоевластие", существовавшее на территории республики более года. До конца 1991 года под юрисдикцию России перешли органы гражданской и военной прокуратуры, министерство финансов и Госплан СССР.

24 августа 1991 года ВС УССР провозгласил Украину независимым демократическим государством, заявив что с этого момента действующими на территории являются лишь Конституция, законы, акты, постановления республики. В тот же день о своей независимости провозгласила и Белоруссия, 27 августа это сделала Молдавия.30 -го августа Азербайджан, 31-Киргизия и Узбекистан. Грузинский лидер З. Гамсахурдия выступил с требованием чтобы мировое сообщество фактически и юридически признало независимость Грузии. Верховные палаты Литвы, Латвии и Эстонии, еще 20-21 августа заявили о своей независимости и восстановлении Конституций, действовавших до 1940 года. Независимость трех последних Россия признала уже 24 августа.

В августе-ноябре 1991 года развернулось реформирование КГБ. Оно шло по двум направлениям. Первое - дезинтеграция, раздробление КГБ на ряд самостоятельных ведомств и лишение его монополии на все виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности. Предполагалось "разорвать" комитет на части (В.В. Бакатин), которые находясь в прямом подчинении главе государства, конкурировали и уравновешивали бы друг - друга. Второе направление - дезинтеграция или вертикальная дезинтеграция, предоставление самостоятельности республиканским органам безопасности в сочетании главным образом координирующей работой межреспубликанских структур.

Уже в августе КГБ был лишен нескольких десятков тысяч войск специального назначения. Служба охраны преобразована в Управление охраны при аппарате президента СССР.29 августа произошло выделение из КГБ комплекса управлений, отвечавших за правительственную связь, шифровку и радиоэлектронную разведку. На их базе создан Комитет правительственной связи при Президенте СССР. После этих сравнительно небольших по масштабам, структурных изменений дошла очередь и до самых крупных подразделений Комитета разведки, контрразведки и пограничных войск.

11 сентября вместо Коллегии КГБ создан координационный совет в составе председателей комитетов республик. Республиканские органы власти получили право самостоятельно назначать председателей своих комитетов которые фактически становились автономными руководителями с большими полномочиями. К началу декабря большинство союзных структур были либо ликвидированы, либо поделены, либо перешли под юрисдикцию России, либо просто были дезорганизованы. Как отмечал в начале декабря 1991 года С.М. Шахрай, к тому моменту "юридически и фактически существование Союза не может быть доказано».

· 23 декабря во время встречи М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина обсуждались вопросы, связанные с прекращением деятельности союзных структур.25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлем был спущен красный союзный флаг и заменен на трехцветный российский.

Заключение

Кто же в августе 1991 года совершил переворот? Что сыграло решающую роль? Можно сделать вывод, что к середине 1991 года в стране очень интенсивно развивались деструктивные процессы, поэтому нужно было принимать решительные меры, это осознавали все. За право вывода страны из кризиса боролись два четко обозначившихся центра политической власти: союзное руководство и российские лидеры. На бескомпромиссность повлияло то что за каждым из них стояли не просто личностные амбиции, а различные представления о путях развития страны. Первые выступали за развитие системы Советов и сохранения единого социалистического государства в рамках СССР. Вторые - заявляли о приверженности либеральным подходам в экономике, о необходимости изменения советской системы, считали возможным осуществить это только в рамках конфедеративного союза государств. С союзным руководством ассоциировали все неудачи в социально-экономической, национальной и внешней политике, поэтому его авторитет постоянно падал…в то время как "молодая российская демократия" продемонстрировала большую активность. Огромное значение сыграл временной фактор, к августу 1991 года ситуация совсем вышла из-под контроля, дезинтеграция страны зашла очень далеко, союзный центр существовал во многом номинально, а сам президент еще до 19 августа переходил на позиции "сильнейших", следовал в политическом форватере политических лидеров. В этом плане он объективно был заинтересован в том чтобы отодвинуть своих соратников по союзным структурам, правовая предпочтительность их позиции в глазах Горбачева меркла перед реальным соотношением политических сил, в котором сам президент уже определился.

Единственными дееспособными общегосударственными структурами оставались спецслужбы и вооруженные силы СССР. Однако уже тогда сложно было понять насколько эффективным могло быть их вмешательство в ситуацию. Этот вопрос так и остался в числе риторических, поскольку реализованное частью политиков и военных выступление не было подготовлено не политически, ни технически, что и привело к неудаче.

Трудность понимания событий 19-21 августа состоит в том, что "путч" начали одни, а переворот совершили другие, противоположные силы. Угасание военного вмешательства со стороны ГКЧП сопровождалось расширением правотворчества российских властных структур, которые в чрезвычайных условиях пошли на то что собирались сделать только после намеченного подписания Союзного договора. Этот момент можно выделить, поскольку в действиях российского руководства 19-21 августа не было экспромтов: все принятые акты отражали давно и определенно обозначенные позиции. В том плане нельзя согласиться с широко распространенной точкой зрения, согласно которой "путч" сорвал планы реформирования Советского Союза. События августа 1991 года лишь перевели процесс дезинтеграции СССР в открытую форму, положив начало новому периоду, основным содержанием которого явился последовательный демонтаж союзных структур.

Литература

1. Иванов Р. Ф Политическая история современной России 1991-2001г. М.: 2001г.

2. Барсенков А.С. Курс лекций: Введение в современную Российскую историю. М.: 2002г.

3. Шахрай С.М. Советский Союз был убит вирусом -анти СССР // Независимая газета 1996 г.10 дек.

4. Грачев А.С. Кремлевская хроника М.: 1994г.

5. Гловацкий М.Е. Россия которую мы не знали 1939-1993г. М.: 1995.

6. Черняев А.С. Дневник помощника Президента СССР. М.: 1991.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.