Рефераты. Австрийская социал-демократия в годы первой республики

0 июля по предложению Хануша Национальное собрание приняло закон об оплачиваемых отпусках, которые составляли одну-две недели в году в зависимости от стажа рабочего. Ученикам и молодым рабочим в 1919 г. был предоставлен четырехнедельный отпуск, чтобы дать им возможность частично провести его в государственных домах отдыха и, таким образом, спасти их от угрозы заболевания туберкулезом. По словам О. Бауэра, этот закон, наряду с введением 8-часового рабочего дня способствовал тому, что "состояние здоровья рабочих в первые три года после войны начало удивительно быстро улучшаться."

Серьезных успехов социал-демократы достигли в области разработки и утверждения законодательства о социализации. Еще 14 марта, до утверждения состава правительства, Конституционным собранием был принят Закон "О подготовке социализации", провозглашавший необходимость конфискации "подходящих для этого промышленных предприятий в пользу государства, земель или общин". Для подготовки соответствующих законов создавалась комиссия по социализации, председатель которой получал права госсекретаря (члена правительства). Председателем комиссии на заседании Конституционного собрания был избран Отто Бауэр.

Работать в комиссии по социализации О. Бауэру было нелегко. Как писал позднее В. Элленбоген, сменивший своего товарища на данном посту, "не были определены компетенции,24разграничение полномочий с другими учреждениями, неясно обозначена сфера влияния комиссии". "Буржуазные партии использовали тактику затягивания и делали ставку на выигрыш времени". Однако уже 24 апреля О. Бауэр внес на обсуждение в парламент четыре законопроекта, предварительно проработанные в комиссии по социализации:

1) о производственных советах,

2) об обобществленных предприятиях,

3) об отчуждении предприятий,

4) о переводе предприятий в собственность общин.

Наибольшее значение имел закон о производственных советах (Betriebsrate), принятый 15 мая. Основными задачами производственных советов, создаваемых на предприятиях с числом занятых более 20 человек, были: подготовка (совместно с профсоюзами) коллективных договоров и контроль над их осуществлением, участие в установлении и изменении трудового распорядка, контроль над осуществлением законов об охране труда и страховании рабочих, участие в управлении бытовыми и благотворительными учреждениями, пенсионными кассами.

Производственные советы получили также право контролировать выплату заработной платы. Начиная с 1 января 1920 г., они могли знакомиться с балансовыми ведомостями и некоторой другой документацией предприятий. В административные советы (дирекцию) акционерных обществ они имели право направлять по два своих представителя, которым предоставлялись те же права и обязанности, что и другим членам дирекции, за исключением права представительства и подписи. Также двух своих уполномоченных производственные советы могли делегировать в наблюдательные советы акционерных обществ, имевших основной капитал более 1 млн. крон.

На заседании Конституционного собрания 22 мая была зачитана правительственная программа социализации, куда входили: обобществление угледобывающих предприятий и оптовой торговли углем, предприятий по добыче и переработке железной руды, электростанций, крупных лесных массивов и деревообрабатывающей промышленности. Отмечалась необходимость принятия особого закона о ликвидации крупной земельной собственности.

Однако проекту закона об отчуждении предприятий не повезло - он превратился в закон "О методах отчуждения промышленных предприятий", принятый Национальным собранием 30 мая. "Из законопроекта... ХСП и пан-германцам удалось сделать чисто процессуальный закон, т.е. - совершенно бесполезную вещь", - писал В. Элленбоген.

29 июля был принят Закон об общественных предприятиях (Gemeinwirtschaftliche Unternehmungen), определивший основные формы и методы социализации. Законом различались общественные предприятия (gemeinwirtschaftliche Anstalten), которые основываются государством, землями или общинами, и предприятия общественного характера, в управлении которых государство принимает долевое участие.

Органами управления общественного предприятия должны были быть общее собрание, дирекция и наблюдательный комитет. В общем собрании участвовали представители государства, производственных советов (1/4 мест), дирекции, кредитного института, а также могли привлекаться представители общественных организаций и потребителей продукции предприятия. Именно общее собрание назначало дирекцию, заключало долгосрочные договоры, утверждало итоговые финансовые документы, участвовало в распределении прибыли.

По словам Элленбогена, также и этот закон был несвободен от недостатков. В частности, не было указано, кто от государства уполномочен участвовать в создании общественных предприятий и на это стало претендовать министерство внутренних дел. Не была отрегулирована доля участия в прибылях рабочих.

Тем не менее, закон заработал! Первой ласточкой стало создание "Объединенных кожевенных и обувных предприятий" с участием государства и организаций потребителей. Несмотря на сложные стартовые условия (пришлось перестраивать здания и обучать рабочих, заниматься поисками сырья), предприятие закончило первый год с чистой прибылью, а позднее увеличило выпуск обуви со 100 до 800 пар в день.

Также успешным было создание общественного предприятия "Австрийские лекарства", основанного государством совместно с фондом больничных учреждений и больничными кассами. Чистая прибыль предприятия в первый год его существования составила 2,7 млн. крон, 0,8 млн. крон были использованы на различные выплаты рабочим, в том числе - в качестве участия в прибылях.

Конечно, были не только успехи. Так, сорвалась социализация концерна "Альпине", поскольку большинство акций оказалось в руках итальянских фирм.

Дальнейшая законотворческая деятельность комиссии по социализации, возглавляемой О. Бауэром, не была поддержана Национальным собранием: не были приняты уже разработанные законы об обобществлении угольной и электронной промышленности, крупных лесных массивов, оптовой торговли лесом, сверхкрупной земельной собственности.

На другом поприще - посту министра иностранных дел - Отто Бауэра постигла полная неудача. Сен-Жерменским мирным договором, подписанным 10 сентября 1919 г. между союзными державами и Австрией, фактически был запрещен аншлюс, за который Бауэр неустанно боролся. Ратификация мирного договора Национальным собранием 17 октября означала одновременно и истечение срока полномочий второго правительства Реннера.

Формирование второй правительственной коалиции (3-го правительства Реннера) проходило в иных политических условиях, чем создание первой. Как писал О. Бауэр, ХСП под фактическим руководством И. Зайпеля "вступила во вторую коалицию значительной более сильной... Социал-демократия теперь делила свою власть... с частью городской буржуазии". Следствием этого стала "бесплодная позиционная война между двумя партнерами по коалиции," т.к "каждая из двух партий была достаточно сильной, чтобы воспрепятствовать действиям другой, но не достаточно сильной, чтобы навязать другой свою волю".

На заседании Венского рабочего совета 14 октября О. Бауэр вновь выступил с защитой решения в пользу коалиции, прибегнув к прежней аргументации, но уже не нашел для себя возможности личного участия в правительстве. Совет в своем 3р6ешении поддержал заключение коалиционного соглашения, назвав его "печальной необходимостью".

Министерство иностранных дел в новом правительстве возглавил К. Реннер, вновь ставший канцлером. Председателем комиссии по социализации был избран Вильгельм Элленбоген. М. Эльдерш стал госсекретарем внутренних дел. Ю. Дейч, Ф. Хануш, О. Глёкель остались на своих постах. Заместителем министра юстиции стал А. Эйслер, адвокат из Граца.

Новое правительственное соглашение содержало пункты о проведении финансовой реформы, принятии конституции страны, обеспечении гражданских прав, военной реформе, реформе школы, осуществлении социализации, социальной политике. Социал-демократы добились включения в соглашение требований, касающихся реформы налоговой системы: введение налога на собственность и на прирост имущества, налога на содержание квартир класса "люкс". В пункте о скорейшем взимании единовременного налога с имуществ им пришлось сделать уступку: часть налога предполагалось погасить облигациями военного займа.

Значительные уступки были сделаны социал-демократами в вопросах социализации и военной реформы. В разделе "Социализация" предусматривалось принятие уже разработанного закона о переводе предприятий в собственность общин и подчеркивалось, что "Программа социализации"" сохраняет свое значение, но ее осуществление отодвигалось на неопределенный срок. Фольксвер ("народная армия") прекращала свое существование - вместо нее создавались "вооруженные силы" (Wehrmacht), командный состав которых формировался из офицеров и унтер-офицеров австро-венгерской армии. Оговаривалось, правда, что армия не должна принимать участия в политических акциях, направленных против демократической республики. Сохранялись и солдатские советы.

Раздел "Социальная политика" отражал требования социал-демократов. Здесь предусматривалось принятие закона об арбитражных палатах и коллективных договорах, введение специального налога в пользу страхования инвалидов, принятие обязательной программы государственной поддержки безработных, создание рабочих палат, создание системы страхования по старости и на случай инвалидности.

Законодательство в социально-политической области в период существования второй коалиции значительно продвинулось вперед.17 декабря 1919 г. был принят новый закон о 8-часовом рабочем дне (прежний носил временный характер) - не только для крупных, но и для мелких предприятий. Хотя введение этого закона натолкнулось на сопротивление предпринимателей, значение его нельзя было переоценить. "Сокращение ежедневного рабочего времени обеспечило рабочим досуг для занятий культурой, экономикой, участия в общественных делах".

Вскоре Национальным собранием был одобрен законопроект Хануша о создании арбитражных палат (Einigungsamter) и коллективных договорах. Созданные на паритетных началах из представителей рабочих и предпринимателей, арбитражные палаты должны были улаживать споры, возникшие на производстве, в том числе - разногласия между производственными советами и дирекцией предприятий, а также способствовать заключению коллективных договоров.

В середине декабря Ф. Хануш внес на обсуждение в Национальное собрание законопроект о создании рабочих палат (Arbeiterkammer), который стал законом 26 февраля 1920 г. По замыслу Хануша, рабочие палаты должны были представлять интересы рабочих и служащих и иметь те же права, что и палаты промышленности и торговли. В частности, им предоставлялись права законодательной инициативы и соучастия в управлении производством.

24 марта был принят закон о страховании по безработице, которым фактически была создана система государственной поддержки безработных.

Большое значение социал-демократы придавали проведению реформы средней и высшей школы - в министерстве даже был создан специальный "отдел школьной реформы". Еще в период первой коалиции предпринимаются некоторые шаги в деле реформирования школьной системы: в апреле 1919 г. были созданы "Временный комитет по воспитанию и обучению" и "Временные палаты учителей", которые должны были стать консультативными органами министерства образования. В целях укрепления взаимодействия семьи и школы был издан указ о создании союзов родителей (Elterngemeinschaften) и выборах родительских советов (Elternraten). Указ от 18 октября 1919 г. рекомендовал учителям поддерживать возникающие школьные общины, чтобы тем самым пробудить у молодежи "республиканское гражданское сознание".

Одним из первых шагов О. Глёкеля на посту заместителя министра была отмена обязательного участия школьников в религиозных обрядах (школьном богослужении, исповедях, религиозных процессиях). Это был ошибочный шаг, вызвавший болезненную реакцию партнеров по коалиции и затем умело ими использовавшийся в борьбе против всех начинаний социал-демократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.