Рефераты. Битва за Москву

а южном фланге Западного фронта тоже сложилась напряженная обстановка.18 ноября танки 2-й танковой группы прорвали нашу оборону на стыке Западного и Юго-Западного фронтов и стали обходить Тулу с востока.25 ноября они вышли в район Каширы, но контрударом кавалерийского корпуса генерала П. Белова немцы были остановлены.

Утром 2 декабря 2-я танковая группа нанесла два удара, пытаясь сомкнуть кольцо окружения севернее Тулы. К 4 декабря немцы сумели перерезать железную и шоссейную дороги, связывающие Тулу с Москвой. Однако атаки советских войск заставили противника к 5 декабря перейти здесь к обороне.

Таким образом, к 5 декабря наступление немецких войск было остановлено на всех участках Западного фронта. Создалась благоприятная обстановка для перехода Красной Армии в контрнаступление.

Танковые части красной армии

К началу Великой Отечественной войны высшим оперативным соединением автобронетанковых войск Красной Армии был механизированный корпус в составе двух танковых (по 375 танков), одной моторизованной (275 танков) дивизий, мотоциклетного полка и других специальных частей и подразделений. Всего по штату в нем насчитывался 1031 танк. К 22 июня 1941 года в Красной Армии имелось 29 механизированных корпусов (всего 58 танковых и 29 моторизованных дивизий), отдельные - три танковых и две моторизованные дивизии, одна мотобронебригада, два танковых батальона и девать танковых полков кавалерийских дивизий.

К концу лета 1941 года боевой парк танковых частей Красной Армии, вследствие непрерывных боев и больших потерь, сильно сократился. Все это потребовало внесения коренных изменений в их организацию. Механизированные корпуса расформировывались, вместо них создавались отдельные танковые и мотострелковые дивизии сокращенного состава, а чуть позже - отдельные танковые и мотострелковые бригады и отдельные танковые батальоны.

Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) 6 июля 1941 года начинается формирование десяти отдельных танковых дивизий сокращенного состава. По утвержденному штату № 010/44 дивизия имела два танковых, мотострелковый, противотанковый артиллерийский полки и подразделения обеспечения. Всего в танковой дивизии насчитывалось 215 танков (20 KB, 42 Т-34, 143 Т-26, БТ и 10 Т-40, Т-38), 39 бронемашин (22 БА-10 и 17 БА-20), 761 различный автомобиль (включая специальные), 72 тягача и трактора (из них 20 полубронированных "Комсомолец"), 174 мотоцикла (из них 144 с коляской),20 45-мм противотанковых орудий. Для отличия новых танковых дивизий от прежних им присваивались номера, начиная с 101-го. На их формирование обращались соединения 23, 26 и 27-го механизированных корпусов и две дивизии на Дальнем Востоке. Всего в июле сформировали 10 таких дивизий (101-110-я). Но из-за нехватки техники две из них - 103 и 106-ю - вскоре переформировали в мотострелковые. В августе мотострелковой стала и 82-я моторизованная дивизия, находившаяся на Дальнем Востоке.

В ходе последующих боев (все "сотые" дивизии участвовали в боях на западном направлении за Смоленск и Ельню) из-за больших потерь 101, 104, 107-ю переформировали в мотострелковые, 106-ю в стрелковую (с сохранением прежнего номера), а 102, 105, 109, 110-я - в 144, 146, 148, 141 и 142-ю танковые бригады соответственно (две последних - на базе 110-й дивизии).

Директивой Генерального Штаба Красной Армии № Орг/4/538249 от 22 июля 1941 года на штат сокращенных переводились и танковые дивизии на дальнем Востоке и в Забайкалье. Причем за счет высвободившейся техники там сформировали еще две дивизии - 111 и 112-ю танковые.

В обороне Москвы участвовали три танковые дивизии - 58 (довоенного формирования), 108 и 112-я. В декабре 1941-го - январе 1942 года их переформировали в танковые бригады.

Из мотострелковых на московском направлении действовали четыре дивизии: 1-я гвардейская (бывшая 1-я Московская пролетарская) и 82-я довоенного формирования, 101 и 107-я, переформированные из танковых сокращенного состава. Причем в составе 82-й дивизии имелся не танковый полк, а 270-й отдельный танковый батальон.

23 августа 1941 года постановлением ГКО начинается формирование отдельных танковых бригад. Согласно штата № 010/75 она состояла из танкового полка трехбатальонного состава, мотострелкового батальона и четырех отдельных рот. Всего в бригаде насчитывалось 1992 человека, 93 танка (7 KB, 22 Т-34, 64 Т-26, БТ), шесть противотанковых и шесть зенитных орудий. По такому штату были сформированы 121, 141, 142, 144, 145, 146, 147-я и некоторые другие бригады. Однако уже 13 сентября 1941 года приказом НКО СССР № 0354 вводится новый штат танковой бригады № 010/87, согласно которому танковый полк включал в себя только два танковых батальона и сокращался с 548 до 422 человек и с 93 до 67 танков (7 KB, 22 Т-34, 32 Т-40). По такому штату формировалось большинство бригад, участвовавших в обороне Москвы, на него же переводились бригады, имеющие танковый полк трехбатальонного состава. К началу операции "Тайфун" по старому штату возможно содержались некоторые бригады Западного и Резервного фронтов (впрочем, они имели некомплект матчасти), а также 121-я танковая бригада Брянского фронта. Все остальные, участвовавшие в обороне Москвы, формировались по штату № 010/87.

Отдельные мотострелковые бригады по штату № 010/200, утвержденному 9 октября 1941 года, насчитывали 2997 человек и состояли из трех мотострелковых и танкового батальонов, артиллерийского и зенитного дивизионов, мотоциклетной роты и подразделений обеспечения. В составе ее танкового батальона (имел номер бригады) было 32 танка - 12 Т-34 и 20 Т-40, Т-60. Таких мотострелковых бригад в битве под Москвой участвовало три - 151, 152-я и отдельная мотострелковая.

23 августа 1941 года наркомом обороны был утвержден штат № 010/85 отдельного танкового батальона численностью 130 человек и 29 танков (9 Т-34,20 Т-40, Т-60). Состоящего из роты средних и двух рот легких танков. Эти батальоны предназначались для усиления стрелковых дивизий.28 ноября 1941 года вводится новый штат отдельного танкового батальона № 010/302 - 202 человека, рота тяжелых, рота средних и две роты легких танков, всего 5 KB, 11 Т-34 и 20 Т-60.

В боях под Москвой участвовали 15 отдельных танковых батальонов: 27, 31, 43, 113, 138-й (штата №010/85) и 35,89, 123,127, 133, 134, 135, 136 и 140-й (№ 010/302). Последние прибыли на фронт в первых числах декабря 1941 года. Кроме того, в составе 50-й армии имелся 51-й отдельный танковый батальон (телетанки), сформированный еще до войны и служивший базой для испытания новой спецтехники.

Кроме того, в составе некоторых стрелковых дивизий имелись отдельные танковые роты охраны штаба, насчитывавшие 15 машин Т-37, Т-38, реже Т-27, Т-26 или бронеавтомобилей. Аналогичные роты входили и в состав батальонов охраны штабов армий, но они имели чуть больше техники - 17-21 танк или бронеавтомобиль.

Кроме того, танки были в составе дивизий народного ополчения (танкетки Т-27, плавающие Т-37, Т-38), частях НКВД (отдельные мотострелковые дивизии особого назначения) и некоторых других частях.

МАТЧАСТЬ. Что касается матчасти танковых частей, то состав ее был довольно пестрым. В ходе боев использовалась вся гамма бронетанковой техники, производившейся в СССР до начала войны: Т-26 всех типов, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-37, Т-38, Т-40, Т-27, Т-28 (в небольшом количестве), Т-50, Т-34, KB, БА-3, БА-6, БА-10, БА-20, ФАИ, БА-27.

Оборонительные бои под Москвой стали одними из немногих, где использовались легкие танки Т-50. Эта машина, созданная на замену Т-26, должна была стать самым массовым танком Красной Армии. Ее производство началось с 1 июня 1941 года на заводе № 174 в Ленинграде. Однако из-за того, что Т-50 оказался довольно трудоемким (ненамного уступал в этом Т-34), до эвакуации завод № 174 сумел изготовить всего 40 таких машин, из которых 32 отправили под Ленинград, и лишь 8 направили в столицу, где они поступили на вооружение 150-й танковой бригады Брянского фронта.

Бои под Москвой были единственными за всю историю Великой Отечественной войны, в которых применялись танки Т-34, вооруженные 57-мм орудием ЗИС-4. Эта пушка, разработанная весной 1941 года на базе противотанковой пушки ЗИС-2, должна была поступать на вооружение модернизированных Т-34М, выпуск которых в связи с началом войны так и не был налажен. Правда, и производство ЗИС-4 началось только в августе 1941 года - до этого приоритет отдавали ее противотанковому варианту ЗИС-2. Всего было изготовлено около трех десятков ЗИС-4, 10 из которых Харьковский завод № 183 в сентябре 1941 года установил на танки Т-34.5 октября 1941 года все эти танки (кстати, приводимые некоторыми авторами обозначение "танк-истребитель" является неверным, Т-34 с 57-мм пушкой никакого особого обозначения не имел), вместе с 12 обычными (то есть с 76-мм пушками Ф-34) тридцатьчетверками транспортом № 21/414 направили во Владимир. Здесь все 22 машины поступили на укомплектование 21-го танкового полка 21-й танковой бригады. В октябре - ноябре 1941 года эта бригада воевала под Калинином, где потеряла все тридцатьчетверки с 57-мм пушками ЗИС-4.

Кроме того, бои под Москвой стали первыми, в которых использовались новые образцы танков, созданных в условиях военного времени - это Т-30 и Т-60. Первые представляли собой неплавающий вариант танка Т-40В литературе иногда встречается обозначение танка Т-40С (сухопутный), что является непра-вильным. Ни в документах завода №37, выпускав-шего Т-40, ни в документах ГАБТУ КА, ни в доку-ментах войсковых частей такое обозначение не встречается. Оно было введено в оборот примерно в 1970-е годы., от которого они отличались отсутствием водоходного оборудования и ниши для гребного винта. Т-30 вооружались 12,7-мм пулеметом ДШК, а с сентября 1940 года - 20-мм автоматической пушкой ТНШ (изготовлена на базе авиационной ШВАК). Танки Т-30 производились заводом № 37 в Москве в сентябре-октябре 1941 года (по отчету военпреда принято 200 машин в сентябре и 138 в октябре). Из этого количества в танковые бригады, действующие на Московском направлении за указанные два месяца отгрузили 308 машин (91% изготовленных). В январе-феврале 1942 года еще 247 Т-30 собрали на заводе № 38 в Кирове. Таким образом, в обороне Москвы участвовало 50% всех произведенных Т-30.

Что касается танков Т-60, то их боевой дебют состоялся также под Москвой. Первые серийные шестидесятки (5 машин) Горьковский автомобильный завод собрал 13 сентября, после чего начался их выпуск. А первой из танковых частей Т-60 получила уже упоминавшаяся 21-я танковая бригада - 10 машин. Все они были потеряны в боях в октябре-ноябре на Калининском направлении.

Еще одной любопытной, но мало известной боевой машиной, воевавшей под Москвой, стал бронированный трактор ХТЗ-16. История его появления такова.

В июле 1941 года из-за больших потерь Красной Армии в танках принимается решение о разворачивании массового выпуска бронированных тракторов. В сжатые сроки конструкторы НАТИ спроектировали несколько вариантов таких машин. Для изготовления приняли вариант, получивший обозначение ХТЗ-16 (или Т-16). Он представлял собой шасси сельскохозяйственного трактора СТЗ-5, на которое монтировался корпус, сваренный из 10-30 мм бронелистов. Вооружение машины состояло из 45-мм танковой пушки, спаренной с пулеметом ДТ, установленной в лобовом листе корпуса. Орудие имело ограниченные углы обстрела по горизонту, поэтому ХТЗ-16 являлся скорее самоходной установкой, хотя в документах того времени проходил как "бронетрактор". При боевой массе 8,625 т с экипажем их трех человек он развивал максимальную скорость 19,5 км/ч и имел запас хода в 120 км. Конечно, боевая ценность ХТЗ-16 была невысока, это было попыткой хотя бы как-то восполнить колоссальные потери в танках.

Изготовление бронетракторов поручили Харьковскому тракторному заводу, причем предполагалось начиная с августа выпускать по 1050 штук ежемесячно с последующим нарастанием. Однако из-за проблем с поставкой броневого листа ХТЗ начал изготовление бронетракторов только в сентябре, и до эвакуации передал Красной Армии более 120 таких машин. Большая часть из них поступила на вооружение танковых частей, действующих на Харьковском направлении. Под Москвой ХТЗ-16 имелись только в составе 133-й танковой бригады (получила 12 ХТЗ-16), а также три штуки были на НИБТ полигоне.

Еще одной интересной машиной, использовавшейся практически только в боях на московском направлении, была самоходная установка ЗИС-30 - 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2, смонтированная на шасси бронированного тягача "Комсомолец". Разработка этой машины началась еше в июле 1941 года на заводе № 92 в Горьком. Однако из-за отсутствия тягачей "Комсомолец" (завод № 37 прекратил их производство в августе 1941 года), изготовление ЗИС-30 началось лишь 21 сентября. Всего до 15 октября завод № 92 собрал 101 ЗИС-30 (включая первый опытный образец), после чего из-за отсутствия тягачей их производство прекратилось. Все эти машины в сентябре-октябре 1941 года поступили на укомплектование батарей противотанковых орудий (по 6 машин) в мотострелковые батальоны танковых бригад Западного и Брянского фронтов.

Бои за Москву стали первыми, в которых приняли участие английские танки, с осени 1941 года поступавшие в СССР по программе ленд-лиза. Правда, количество их было невелико (подробнее о них см. главу "Английские танки в боях под Москвой).

НИБТ полигон в обороне Москвы

Несколько слов хотелось бы сказать об участии в обороне столицы научно-испытательного бронетанкового полигона, находившегося в районе станции Кубинка Белорусской железной дороги. Сознанный в 1931 году он являлся своего рода научным центром, где испытывались опытные и серийные образцы автотракторной и бронетанковой техники отечественного производства, а также закупленные за границей и трофейные экземпляры. На полигоне имелись различные лаборатории и ремонтные мастерские.

Весь наличный парк машин полигона делился на "боевые испытательные" "вспомогательные" и "музейные". К последним относились опытные отечественные и импортные танки, броневики, автомобили и трактора. По состоянию на 22 августа 1941 года на полигоне имелось 17 различных танков и 5 бронемашин "испытательных", 126 автомобилей различного назначения, 21 трактор и 9 мотоциклов "вспомогательных" и 92 "музейных" (63 танка и броневика, 14 автомашин, 10 тракторов и 5 мотоциклов).

29 сентября 1941 года 42 машины музейного хранения эвакуировали в Казань. В это же время (август-сентябрь) через полигон проходит большое количество отгружаемых с заводов новых

танков, которые отсюда отправляются на укомплектование новых танковых частей. Здесь же в Кубинке доформировывается и доукомплектовывается ряд танковых бригад (например 4-я, под командованием Катукова), а мастерские полигона ведут ремонт танков (в частности, для той же 4-й бригады было выделено 5 БТ-7 с полигона).

В первых числах октября 1941 года, когда немецкие войска окружили наши части под Вязьмой и наступали на Москву, из машин НИБТ полигона спешно формируется танковая рота Семенова (по фамилии командира), которая 7 октября убывает в распоряжение начальника Можайского укрепрайона. В ее составе имелось 2 Т-26, опытные образцы танков Т-29, А-20, АТ-1, 3 бронемашины (2 БА-10 и 1 БА-20), 5 вездеходов ЗИС-22, 2 грузовика ЗИС-5, ремонтная летучка типа А и "ремлетучка японская" (на шасси грузовика "Исудзу", захваченная во время боев у реки Хапхин-Гол в 1939 году. - Прим. автора). Несколькими днями позже в роту Семенова отправили БТ-7. опытный БТ-ИС и возможно Т - 111 (Т-46-5) (насчет последней машины не все ясно, в документе напротив нее стоит приписка ручкой "рота укрепрайона или Казань", так что не исключено, что это танк отправили в эвакуацию. - Прим. автора).

8 октября начинает формироваться вторая танковая рота под командованием Максименко, которую тоже предполагается отправить в распоряжение начальника Можайского УРа. В ее состав включили Т-26, Т-40, 5 бронемашин (ФАИ, 2 БА-10 и 2 БА-20), а также ЗТ-16 (бронетрактора ХТЗ-16).

В тот же день создается рота самообороны полигона, куда включают: Т-38, опытные броневики Л Б-23 и БА-41, танкетку "Виккерс-Карден-Лойд" и мостовой танк ИТ-28 (мост на базе Т-28).

Кроме того, по состоянию на 9 октября на НИБТ полигоне имелись следующие машины (часть из них находилась в ремонте), числящихся в резерве ГАБТУ КА и предназначенных для вновь формируемых частей: 2 KB-1, 1 КВ-2,4 Т-34, 1 Т-50 (позже отправлен в роту Семенова), 1 БТ-5, 3 БТ-2, 6 Т-28, 4 Т-26, 7 ХТ-26, 1 Т-40, 12 Т-27, 4 трактора, грузовик, ремонтная летучка, 6 автоцистерн, 3 мотоцикла.

Пока не удалось найти никаких подробностей боевого применения танковых рот Семенова и Максименко. Известно только, что в ноябре 1941 года в 22-ю танковую бригаду "из автороты Семенова" передали две машины А-20 и Т-50. Они участвовали в боях в районе Павловской Слободы, а затем их отправили в ремонт.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.