Рефераты. Чешские земли в второй половине XІХ в. - 1914 г.

p align="left">Фактически с июня 1861 г. Национальная партия включала старочешское течение, представлявшее интересы более умеренных представителей чешской общественно-политической элиты, и младочешское, выражавшее взгляды укреплявшей свои позиции промышленной и торговой буржуазии, радикально настроенных политических деятелей. С начала 1862 г. по отношению к официальному курсу чешских либералов заявило о себе оппозиционное течение во главе с братьями Ваврами, К.Сладковским, Й.Бараком, издававшее собственный политический еженедельник “Глас” (”Голос”). Эта группировка, видевшая в крестьянском сословии ядро нации, полагала, что дворянство утратило свою историческую роль и не могло рассматриваться как реальный союзник в политической борьбе за интересы чешского народа. В качестве одного из программных положений сторонники Сладковского выдвигали тезис о быстром и полном восстановлении баланса сил чехов и немцев в чешских землях, акцентировали внимание на проблемах развития экономики, промышленности и торговли. Весной 1863 г. в ходе обсуждения проекта избирательного закона, ослаблявшего позиции австро-немецкой буржуазии в торговой и ремесленной палате и аристократов в курии землевладельцев в земском сейме, Сладковский публично выступил против коалиции лидеров чешской буржуазии с консервативной аристократией и отрицал концепцию национального единства как несостоятельную.

Несмотря на стремление лидеров Национальной партии представить чешский буржуазный лагерь как единое целое, с этого времени можно говорить о существовании в Национальной партии двух фракций, громко заявивших о себе в связи с восстанием 25 января 1863 г. в Королевстве Польском. Умеренно-либеральное крыло было представлено группировкой вокруг газеты “Нaрод” (”Нация”, выходила с декабря 1863 г.), лидерами которой стали известнейшие чешские политики - Ф.Л. Ригер, Ф. Палацкий. Леволиберальное или либерально-демократическое течение блокировалось вокруг редакций газет “Нaродни листы” и “Глас”, объединившихся в 1865 г. Кроме того активно действовала группа, отличавшаяся политическим радикализмом и представленная интеллигентами-разночинцами, студенчеством во главе с Й. Бараком, Р Турн-Таксисом, Й.В. Фричем, проживавшим за границей.

Ф. Палацкий характеризовал восстание как безнадежное и вредное для всех славян событие, “большое несчастье” для поляков, осудил позицию младочехов и особенно радикалов - “революционеров по инстинкту”. Младочехи видели в восстании пример последовательной борьбы за восстановление государственной независимости. Однако такие радикальные методы борьбы, как вооруженное восстание, выдвижение на первый план национальной программы социальных мотивов были неприемлемы для ведущих группировок чешской буржуазии. В то же время разгром восстания расценивался Ф.Л.Ригером как удар по идее самоутверждения славян в качестве самобытных наций в Европе.

С лета 1863 г. чешская либеральная буржуазия перешла к тактике пассивного сопротивления. Чешские депутаты рейхсрата отказались от участия в его работе, обосновав этот шаг тем, что действовавший избирательный закон ограничивал представительство чешских земель.

Политическая жизнь середины 60-х годов проходила в условиях обсуждения, а затем заключения австро-венгерского соглашения. Обеспокоенный таким развитием событий Палацкий протестовал против намечавшегося дуализма и попытался всесторонне обосновать федералистскую программу в цикле статей “Идея австрийского государства” /1864 - 1865/. Его австрославистская концепция была модифицирована с учетом новых политических реальностей, ибо в основу федерации он предложил положить комбинацию исторического и этнического принципов. Его план устройства федерации помимо наследственных австрийских провинций и Венгрии включал комплексы чешских, польских, итальянских земель в западной части монархии и “иллирийское королевство”, Хорватию, Трансильванию в Транслейтании. Таким образом, словаки, закарпатские украинцы, сербы оставались в составе Венгрии, а русины - в польской группе.

2. Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.

Заключение австро-венгерского соглашения в 1867 г. привело к тому, что Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгрию. Единое абсолютистское государство превратилось в двухцентровое. Формой государственного правления стала дуалистическая монархия, состоящая из двух парламентских монархий, которые сохраняли суверенитет и имели для обоих государств единого монарха [конституционный король для Транслейтании (земли Венгерской короны включали королевства Венгрию, Хорватию и Славонию), император - для Цислейтании, австрийской части монархии].

Для ведения “общих дел”, определенных в законе о “Соглашении”, были образованы три общих министерства (иностранных дел, военное и финансов) и общее представительство, составленное из делегаций по 60 человек от обоих парламентов. Государственные расходы были поделены между Австрией и Венгрией в соотношении 70 : 30 (в течение 10 лет объединенная комиссия, обладающая совещательными правами, должна была участвовать в распределении доходов). Обе страны независимо друг от друга осуществляли управление, судебную деятельность, а также самостоятельно решали большинство финансовых и хозяйственных вопросов, находящихся под контролем своих парламентов. Габсбургская монархия сохранялась как единая территория в таможенном отношении с единой системой денежных знаков и др. Финансовые обязательства сторон, как и принципы финансовой и экономической политики должны были согласовываться каждые 10 лет.

Превращение Цислейтании в конституционное буржуазное парламентское государство выражалось в принятии целого ряда государственных законов, составивших Декабрьскую конституцию 1867 г., вводившую буржуазные по существу и конституционные по форме порядки. При этом, несмотря на деятельность парламента, император сохранял полномочия в значительной мере абсолютистского характера.

Наиболее далеко идущие последствия имел 14-й параграф конституции, согласно которому правительство фактически могло управлять государством в обход парламента.

Конституция 1867 г., с одной стороны, признавала за всеми землями полноту государственной власти, а с другой - рассматривала их лишь как “историко-политические индивидуальности”. Это означало, что все 17 королевств и земель внутри самой Цислейтании представляли отдельные государственные единицы, не связанные между собой, но объединенные представительством в рейхсрате.

О буржуазно-демократическом характере Конституции 1867 г. свидетельствовали провозглашение политических прав и свобод, в частности, единое государственное гражданство, равенство граждан перед законом, свобода передвижения, неприкосновенность личности, сохранение тайны переписки, право петиций, собраний, союзов, свобода совести, науки, выбора профессии, право на защиту национальных интересов. Приобрело силу закона требование буржуазии о введении всеобщей воинской повинности, была проведена реформа в области налоговой политики, реформа управленческого аппарата, школьная реформа, признан гражданский брак.

Конституция заявляла о правах наций лишь в самом общем виде. Она признавала автономные права за землями, как правило, населенными различными народностями, имевшими собственные законодательные учреждения - сеймы. В свою очередь, они обладали весьма узкими правами и занимались делами местного уровня. К их компетенции относились: выработка земского устава, избирательных законов, регулирующих выборы в сейм, общинные дела, школьное обучение, за исключением университетов, вопросы, касающиеся обработки земли, проведения и содержания путей сообщения местного значения и т.п.

Во второй половине 60-х годов чешская буржуазия подняла знамя чешского государственного исторического права, возведя его в ранг общенациональной идеи. В ставших традиционными “посланиях и просьбах” к императору она требовала восстановить автономию и единство земель Чешской короны во главе с придворным канцлером и генеральным сеймом, провести избирательную реформу в духе национального равноправия, добиться согласия императора на коронацию Чешской короной.

Во время австро-венгерских переговоров чехи стремились оживить федералистскую концепцию, добиться ее поддержки со стороны славянских федералистов. В основу федеративной структуры были положены “исторические земли”. После провозглашения в феврале 1867 г. Австро-Венгрии младочехи перешли в крайнюю оппозицию по отношению к правительству, старочехи высказались за выход чешских депутатов из сейма.

Как антидуалистическую демонстрацию рассматривали и старочехи, и младочехи участие чешских общественных деятелей, ученых во Всероссийской этнографической выставке в мае 1867 г. Однако они не нашли полного понимания у российского правительства, ибо последнее трактовало чешский вопрос как внутреннее дело империи Габсбургов. Летом 1867 г. чехами была предпринята попытка установить контакты с Францией. В меморандуме, который вручил Ригер Наполеону III, указывалось на “стратегическое значение чешских земель“ для всей Европы, подчеркивалась роль славянских народов как противовеса угрозе пангерманизма. Но и на этот раз лидерам чешской буржуазии не удалось получить действенной помощи за границей.

Весной 1868 г. в чешских землях стремительно нарастает движение таборов, которое принимает массовый характер. Оно продолжалось до сентября 1871 г. Его сторонников объединили оппозиционные настроения, усилившиеся после заключения австро-венгерского соглашения и подогреваемые националистическими заявлениями лидеров немецкого населения чешских земель. В Чехии в движении таборов участвовало от 500 тыс. до 1 млн., в Моравии - около 450 тыс., в Силезии - 25 тыс. человек. Младочехи декларировали свою солидарность с народом, поддержали демократические требования, сформулированные в ходе этих выступлений. Между тем старочехи быстро встали на путь переговоров с правительством.

22 августа 1868 г. в день открытия чешского земского сейма, который не созывался с апреля 1867 г., от имени 81 чешского депутата была подана Декларация, в которой обосновывался их отказ от участия в работе сейма. Декларация не признавала новое дуалистическое устройство империи. Этот документ представлял собой программное заявление чешской политической элиты, в котором защищалась государственно-правовая самобытность чешских земель, указывалось, что заключение австро-венгерского соглашения означает признание политического приоритета австрийских немцев и венгров над славянами, говорилось о необходимости справедливого политического представительства в рейхсрате чешского народа, подписании договора между ним и государем. Речь шла о чешско-австрийском соглашении между “чешским королем, монархом и политическо-исторической чешской нацией”, об обеспечении равноправия чехов и немцев в чешских землях.

В этой ситуации историческое дворянство стало рассматриваться старочехами как перспективный союзник на пути конституционных преобразований монархии, в достижении федералистского соглашения с австрийским императорским домом. Младочехи же, в свою очередь, хотя и с рядом оговорок, шли в фарватере стратегической линии старочехов.

Начавшиеся переговоры с правительством вылились в подготовку трех документов: Фундаментальных статей, определявших положение Чехии в составе Австро-Венгрии, проекта закона о защите национальностей в Чехии и нового избирательного закона, определявшего порядок выборов в чешский сейм. 10 октября 1871 г. Фундаментальные статьи были приняты чешским сеймом за исключением немецких депутатов-либералов. По сути чешские парламентарии признали австро-венгерский дуализм, отказались от идеи реорганизации империи на основе триализма: Австрия - Венгрия - комплекс объединенных чешских земель. По аналогии с текстом австро-венгерского соглашения Чешское королевство предоставляло “всем королевствам и землям империи право решения общих вопросов”: иностранных и военных дел, финансов. Оговаривалось число и условия участия чешских представителей в составе австрийской делегации, избранной, правда, не рейхсратом, а сеймом. Общеавстрийскими делами являлись торговля, налоговая политика (косвенные налоги), денежная система, коммуникации, законодательство о гражданстве. Законодательная компетенция в этих сферах передавалась бы особому конгрессу делегатов - сенату, заменяющему верхнюю палату рейхсрата Цислейтании. Исполнительный орган - общеавстрийское правительство - формировался из придворных канцлеров или же земских министров, т.е. глав правительств отдельных земель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.