Рефераты. Чехия и Словакия от начала Первой мировой к концу Второй мировой войны

p align="left">В системе правящего блока после выборов 1929 г. произошли существенные сдвиги, определившие политическое развитие страны вплоть до 1938 г. При активном участии Масарика был обеспечен возврат к коалиции центра - прежде всего реформистских и буржуазных партий. Возникла самая широкая за весь период развития правящая коалиция. В ней были представлены чешско-словацкие и немецкие демократические партии. С привлечением к сотрудничеству социалистов произошла демократизация структуры правящего блока, способствовавшая в условиях кризиса 30-х гг. некоторому ослаблению социальной напряженности. Из прежнего состава в коалиции недоставало лишь Словацкой партии Глинки, усилившей борьбу за национально-политическую автономию. Новое правительство возглавил аграрий Ф.Удржал.

В условиях экономического кризиса усиливается радикализация рабочего и крестьянского движения, неоднократно происходили стычки демонстрантов и участников забастовок с полицией. В результате применения властями оружия погибло несколько десятков рабочих и крестьян, что вызывало протесты прогрессивной интеллигенции. Правительство широкой коалиции Ф.Удржала пыталось действовать с помощью полумер и активизации программ социальной поддержки безработных. С августа 1930 г. было организовано бесплатное питание, не состоявшие в профсоюзе безработные стали получать по 10-20 крон в неделю на пропитание. Были развернуты картофельная, хлебная, молочная и др. благотворительные кампании.

Осенью 1932 г. правительство Удржала, не справившись с социальными последствиями кризиса, было вынуждено уйти в отставку.

К власти пришло правительство "сильной руки" агрария Я. Малипетра, удержавшееся у власти до осени 1935 г. С вступлением в силу в июне 1933 г. чрезвычайного закона о расширенных полномочиях исполнительной власти в социальной и экономической сферах парламентская система претерпевала заметную модификацию. Действие закона продлевалось до конца 30-х гг., в результате чего закреплялась практика делегирования прав парламента правительству. Между тем требование правых сил о наделении чрезвычайными полномочиями премьер-министра было отклонено, что предотвратило последующее развитие политической системы ЧСР по авторитарному сценарию. Несмотря на издание более 240 указов и постановлений, направленных на внесение заметных корректив в развитие экономики и увеличение роли правительства в ее регулировании, усилия государства в деле преодоления экономических трудностей и структурной модернизации народного хозяйства не были достаточно эффективными.

В годы кризиса произошла активизация оппозиционных антидемократических течений, а также коммунистов, выступавших под лозунгом "единственное спасение - Советы", "Не Масарик, а Ленин". К авторитарным методам правления склонялись даже такие традиционные партии, как аграрная и национал-демократической. Однако в большинстве своем чешское и словацкое общество отвергало внутреннюю реакцию.

Экономический кризис особенно тяжело сказался на экономике приграничных районов, сориентированной на экспорт. Они получали меньшую государственную поддержку, чем чешские области. Это облегчало задачу гитлеровской пропаганды, разжигавшей враждебное отношение немцев к чехам и их государству. Демонстративные действия немецких националистов, копировавших национал-социалистскую символику, побудили правительство приостановить деятельность немецких политических партий. В октябре 1933 г. две немецкие радикальные партии были запрещены. Однако их лидеры смогли уже через несколько дней создать Судето-немецкий патриотический фронт, переименованный в 1935 г. в Судето-немецкую партию. Ее возглавил учитель физкультуры К.Генлейн, по имени которого сепаратистское движение получило название генлейновского. Усиление последнего крайне насторожило чешскую политическую элиту.

Своего рода пробой сил реакции и демократии в ЧСР стали парламентские и президентские выборы 1935 г. Выборы в парламент показали, что в чехословацком политическом лагере не произошло существенной перегруппировки политических сил. Среди традиционных партий самой сильной была аграрная (14,3%). Некоторого усиления добились коммунисты. Настораживающим моментом становились симпатии ряда чешских, словацких и немецких избирателей к тоталитаризму. Чешский фашизм в лице нового Национального объединения ("Народни съедноцени") получил 5,5% голосов. В Словакии значительно укрепила свои позиции партия Глинки. Но угрозу таил прежде всего успех генлейновцев (15,2%), их абсолютный перевес среди немецких избирателей. Лишь процедурные уловки при распределении мандатов обеспечили аграриям перевес в парламенте и позволили сохранить пост премьера за чехами.

Созданным осенью 1935 г. правительством широкой коалиции во главе с аграрием М.Годжей был предпринят ряд мер против внутренней опасности в лице генлейновского судетонемецкого движения, вся деятельность которого была направлена на дестабилизацию и развал ЧСР. Так, например, был наложен запрет на проведение судетонемецкой культурной недели и съезда генлейновцев, намеченного на апрель 1936 г. Власти ЧСР прибегли также к ограничению их пропагандистской и политической деятельности и даже готовились к роспуску партии судетонемецких сепаратистов. Одновременно ЧСР стала надежным прибежищем преследуемых нацистами демократов и борцов против фашизма из Германии и Австрии, сумевших развернуть здесь антигитлеровское движение.

Следующим испытанием для демократических сил стали президентские выборы в декабре 1935 г. В результате сложнейших закулисных переговоров удалось вместо подавшего в отставку по возрасту Т.Г.Масарика провести на пост президента ЧСР Э.Бенеша. За него было подано 340 бюллетеней в парламенте, 76 оказались недействительными, а 24 - за кандидата от правого блока. Бенеша поддержали и коммунисты. Таким образом, в ходе жесткой конфронтации демократических и крайне правых сил был сохранен прежний демократический характер политической системы ЧСР.

Внешняя политика ЧСР, направленная на упрочение Версальской системы, зиждилась на принципах, сформулированных в 1918 г. Т.Г.Масариком. Перспективной целью его программы было объединение новых государств региона в рамках широкой федерации по принципу американской. Однако идею президента так и не удалось реализовать, хотя она продолжала служить ориентиром для чехословацкой дипломатии. Наиболее тесные связи поддерживались с Францией как опорой Версальской системы. Развивались отношения со всеми ведущими державами Европы. В 1921 г. был заключен договор с Австрией. Еще летом 1920 г. были подписаны соглашения между ЧСР, Королевством СХС и Румынией, направленные против венгерского ревизионизма. Они стали фундаментом для создания военно-политического союза этих стран, получившего название Малая Антанта. В своей деятельности члены блока исходили из программных принципов Лиги наций и содействовали проведению в жизнь идеи коллективной безопасности в Европе. В 1922 г. Чехословакия признала Советское правительство де-факто, юридическое признание последовало лишь в 1934 г.

ЧСР стремилась поддерживать нормальные взаимоотношения со всеми соседями, активно участвовала в работе Лиги наций.

Начало дестабилизации международного положения Чехословакии относится ко времени прихода к власти в Германии Гитлера. В качестве своей первоочередной задачи он поставил ликвидацию Версальской системы и поддерживаемого ею территориального статус-кво. Для этого нацисты активно использовали немецкое население сопредельных государств, имевшее там статус национального меньшинства.

Внутренний экстремизм нарастал параллельно с обострением международных отношений. Кризис 30-х гг. ускорил разложение Версальской системы, от стабильности которой зависело положение республики. Главной опасностью становилась агрессивная политика Германии. Дипломатия ЧСР продолжала считать важнейшей гарантией целостности республики союз с Францией. При этом Бенеш все отчетливее осознавал неотложную необходимость повышения безопасности страны. Попытки упрочить Малую Антанту оказались не слишком успешными, вследствие расхождения интересов Югославии и Румынии. В этих условиях Бенеш ухватился за концепцию коллективной безопасности, которую в Лиге наций активно пропагандировал СССР. В рамках сближения Франции и СССР в мае 1935 г. был заключен союзнический чехословацко-советский договор, согласно которому СССР обязался оказать военную помощь ЧСР вслед за Францией.

Но усилия руководителей Чехословакии не смогли уберечь ее от все возрастающей внешнеполитической изоляции. Великие державы, поддерживавшие ранее стабильность в Центральной Европе, все более попустительствовали экспансионистской политике Германии, прикрывавшейся лозунгом права наций на самоопределение. Это наглядно проявилось в ходе аншлюса Австрии в марте 1938 г. На очереди была ЧСР.

5. Чехословакия накануне и в период Мюнхенского сговора

Враждебный чехословацкой государственности характер генлейновской партии становился все более откровенным по мере успехов Гитлера на международной арене. Руководство партии в конце 1937 г. приняло решение оказывать всемерную поддержку гитлеровцам в целях ликвидации Чехословакии. Обнародование в апреле 1938 г. автономистской программы и непрерывные переговоры Генлейна о путях ее реализации с властями ЧСР в течение 1938 г. стали средством для нагнетания кризисной атмосферы в республике. Все это было на руку нацистской Германии. Судетонемецкие лидеры начали также активный поиск союзников среди националистических партий польского и венгерского меньшинств, что использовалось соседними странами. Последние в течение 1938 г. содействовали Германии в достижении изоляции ЧСР, рассчитывая на территориальные и политические выгоды и приобретения. Народная партия Глинки также усилила борьбу за автономию Словакии в рамках ЧСР, противодействуя одновременно стремлению Венгрии оторвать от нее ряд территорий.

Руководители ЧСР тешили себя надеждой, что союзники не бросят ее на произвол судьбы перед лицом Германии ни в политическом, ни в военном отношении. Действовал чехословацко-французский договор, вселявший уверенность в то, что Франция ради сохранения своих позиций в Центральной Европе не принесет Чехословакию в жертву нацистам. Рассчитывали также на Великобританию, реальный учет ею значения ЧСР для судеб европейского мира и демократии в целом. Республика была единственной из всех малых государств Центральной Европы, имевшей договорные союзнические отношения с СССР. Правда, соглашение 1935 г. с СССР рассматривалось Прагой прежде всего как инструмент политического воздействия на потенциального агрессора, а не как реальный военно-политический союз. На характере внешней политики ЧСР накануне мюнхенского сговора и ее прогнозах во многом сказался необоснованный политический оптимизм президента Бенеша.

С мая 1938 г. началась усиленная кампания Германии по дестабилизации ЧСР как извне, так и изнутри. Нацистская пропаганда развернула газетную шумиху о преследовании нацменьшинств в Чехословакии и опасности большевизма. Кампания находила определенный резонанс за рубежом, особенно среди сторонников умиротворения агрессора, выражавших готовность прибегнуть к политическому давлению на правительство ЧСР.

Чехословакия готовилась к отражению угрозы, в том числе и в военном отношении. Это способствовало сплочению чешского населения, готового в любой момент выступить на защиту территориальной целостности страны. Большинство же немецких, польских и венгерских жителей пограничья, подстрекаемых из-за рубежа, стремились к отрыву от Чехословакии.

Сложной была и обстановка на востоке республики, в Словакии и Подкарпатской Руси. Несмотря на все усилия правящих кругов, процесс формирования единого политического "чехословацкого народа" так и не продвинулся вперед. Напротив, шла интенсивная консолидация словацкой нации. Словацкое общество должным образом оценивало общечехословацкие ценности, однако существующую угрозу со стороны Германии воспринимало менее остро. Втайне даже вынашивалась идея словацкой унии с Польшей в случае поражения ЧСР в войне с Германией, чтобы противостоять территориальным притязаниям Венгрии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.