Инкам было известно кодифицированное право. Свод инкских законов был составлен около середины XV в. Пачакути. Самым тяжким преступлением считалась государственная измена; из кожи виновного делался барабан, из костей флейты, дом виновного сравнивался с землей, земельный надел посыпался солью. Тяжким преступлением считалось вступить на территорию дворца Единственного Инки, богохульство; за них налагалась смертная казнь. Сурово карались должностные преступления; на обвиненного чиновника с высоты 1 метр сбрасывался камень на позвоночник. Практиковались наказания без вины - жителей деревни за преступление на их территории, отца за несовершеннолетнего. Преследовались аборты: за не рожденного мальчика женщина подлежала смерти, за не рожденную девочку - 200 ударам плетью. Наказывался инцест. Однако сапа инка не мог жениться ни на ком, кроме сестры. Были наказания за безделье, лень. Если человек крал от голода, то наказывался чиновник, не обеспечивший его продовольствием. Тяжким наказанием было заключение в тюрьму, т.к. камеры заполнялись хищниками, змеями, смертоносными насекомыми. Если заключенный не погибал за 48 часов, то считался невиновным, и сапа инка уплачивал ему компенсацию.
Обществу инков было присуща развитая стратификация. Высший слой составляли капак, знать, называвшаяся еще хатунринкрийоки, т.е. «большеухие», т.к. им оттягивались уши в знак высокого благородства. Кроме знати выделялись кураки, чиновники. Возглавлял чиновников тукук рикой, «тот, кто видит все». Ему непосредственно подчинялись унукамайоки, надзиратели над 10000 подданных; ниже их стояли уаранкамайоки, надзиравшие над 1000; затем шли пачакамайоки, смотрители над ста жителями; еще ниже были пикамайоки, смотрители над 50, и наконец, чунчакамайоки, контролеры над десятью подвластными. Основную массу населения составляли хатунруна, «маленькие люди»; они платили налоги, обрабатывали общественные земли, исполняли миту, различные общественные работы, 90 дней в году.
Инкская экономика носила такой же характер, как и майяская: отсутствовала частная собственность, не было денег. Однако была развита меновая торговля. Инки делали тростниковые лодки и уампу, плоты с крытыми постройками, мачтами и квадратными парусами. Они совершали плавания в океан. Известно, что Тупак Юпанки совершил морскую экспедицию в конце XV в. в Тихий океан. Его флотилия составляла несколько сотен уампу, на которых находилось 20 тысяч человек. Экспедиция длилась год, и историки полагают, что Тупак Юпанки доходил до о.Пасхи. После этого плаванья в Тауантинсуйу появились рабы-негроиды.
Инки строили дороги, крытые кирпичом и имевшие бордюры. Главная дорога, которую испанцы назвали “Королевской”, превышала протяженностью 5000 километров. Дороги местами прорубались в скалах, местами подымались на искуственных виадуках. Сохранилась 13 километровая дамба над болотом, являвшаяся составной частью одной из государственных дорог. Строились подвесные мосты. Самым известным был мост через р. Апуримак длинной 80 метров, на высоте 36 метров; он был сделан по приказу Сапа Инки Роки в 1350 г. и продержался 500 лет. Инки первыми стали использовать канатные дороги (оройи); тросы плелись из волокон листьев агавы; кабинки для путников также были плетенными. Дороги использовались для передвижения войск, для транспортировки товаров, которые переносили вручную. Существовала эстафетная почта. Для исполнения почтовой службы отбирались самые быстроногие и выносливые юноши. Должность почтальона (часки) считалась почетной. Лучшие часки награждались сапа инкой. От Куско до Куму расстояние превышало 2000 километров, и почта доходила за 5 дней. За задержку почтовой корреспонденции часки наказывались 50 ударами палкой по голове, после чего им отрезали ноги.
Инки довели до высокого искусства технику обработки драгоценных металлов. “Восьмым чудом Света” назвали конкистадоры “Золотой Сад” в Куско; в нем из золота и серебра были выполнены деревья, кусты, цветники; маисовые початки были сплетены из серебрянной проволоки; на лугу паслось стадо лам с детенышами, сделанными из драгоценных металов; две дюжины таких же искуственных пастухов “срывали” золотые яблоки с райских деревьев; по земле “ползали” золотые змеи со вставными глазами из драгоценных камней, “порхали” золотые бабочки, “сидели” золотые жуки.
Изумление вызывает строительная техника инков. Столица их царства, Куско, защищалась мощной крепостью из трех рядов стен - Саксауман. Первый ряд стен был выложен из блоков весом 350 тонн; был возведен 21 бастион. Шедевром архитектуры является Мачу-Пикчу, открытый в 1911 г. Х.Бингеном. Этот священный город находился на высоте 3000 метров над уровнем моря, в Старом Свете на такой высоте не строились даже деревни. В нем не было улиц, передвижение осуществлялось по лестницам, которых насчитывалось несколько сотен. Там были инкауаси - Дворец правителя, Дворец принцессы, Тореон - Круглая башня; в центре находился “Храм трех окон”, солнечная обсерватория инков, “место, где привязано Солнце”. Кроме этого, в Мачу - Пикчу был обнаружен подземный город, где хранились мумии нескольких поколений сапа инков.
У инков было два типа письма: кипу, предназначенное для передачи административно-экономической информации, и килька - для передачи традиций и ритуала; первый тип письма был «узелковым», использовались шнуры разной длины и разного цвета, на которых завязывались десятки видов узлов; второй тип письма - «рисунчатый». Известно, что один из самых прославленных правителей инков, Пачакути, реформатор, философ и поэт, повелел создать рисованную историю своего народа; полотна были вставлены в золоченые рамы и помещены в специально построенном дворце - Пукинканча, который являлся уникальным архивом и библиотекой. Сегодня известно более 400 знаков инкского письма. Т.Бартель предложил расшифровку части пиктограмм инков, он прочел надпись на «плаще» Виракочи, нового для инков божества, культ которого ввел Пачакути.
Большое внимание уделялось образованию и наукам. В Куско в середине XV в. была открыта высшая школа - ячауаси, первый университет Древней Америки. Там преподавали самые выдающиеся ученые, амаута. Преподавали ораторское искусство, ритуалы, право, астрономию, музыку. Существовали особые школы для девушек - аклья-уаси («дом невест Солнца»). В них отбирали со всего царства самых красивых и обучали женским искусствам. Некоторые становились фаворитками сапы инки, а многие отдавались в дар сановникам и чиновникам за заслуги.
Инкская цивилизация просуществовала до 20-х г. XVI в., до завоевания испанским конкистодором Франсиско Писарро. Он захватил и разграбил Куско, пленил последнего сапа инку Атауальпу, потом освободил его за фантастический выкуп: в течении 60 дней камера, в которой находился пленный сапа инка, была наполнена его подданными золотом и серебром до потолка; было доставлено более 5 тонн золота и 12 тонн серебра. Несмотря на это, в дальнейшем Атауальпа вновь был схвачен и сожжен.
4. Ацтеки на американском континенте
Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. В X в. в Мезоамерике появились тольтеки, принадлежавшие к языковой семье науа. Во главе их стоял вождь Мишкоатль. У него был наследник - Се-Акатль Топильцин, отличавшийся редкой мудростью. Топильцин был избран верховным жрецом тольтеков. В 980 г. он основал город Толлан или Тулу Шикокотитлан, построил храм Тлауискальпантекутли; алтарь в этом храме держали на руках статуи 4,5 метра высотой; храм был украшен колоннами в виде змей.
В XI в. от тольтеков отделился вождь Меши, образовался род мешиков, который двинулся в сторону озера Тескоко. В 1247 г. вождем этого рода был избран Теноч, с этого времени тольтекский род стал называться теночками. Они вели полукочевой образ жизни, отличались воинственностью, знали обработку металлов. В 1325 г. мешики-теночки поселились на островах озеро Тескоко. Так возник город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи.
Во главе государства стоял тлатоани. Его власть была абсолютной и передавалась по наследству. Еще при жизни Тлатоани избрал преемника из братьев или племянников. Тлатоани назначал Высший Совет, 4-х военначальников. Государство делилось на кальпулли, территориально-клановые единицы. Они находились под управлением кальпулеков. Над ними стоял тлатекутли.
Высшее сословие ацтекского общества составляли пилли, «дети господ», знать; они были свободны от налогов. Затем стояли теопантлалли, жрецы. К привилегированным сословиям относились также тлатокатлалли, чиновники, и почтека, торговцы. Податным сословием являлись масехуали - земледельцы, ремесленники, свободные общинники. Кроме этого, в ацтекском обществе были тлатлакотин, рабы.
Вся собственность была государственной. Масехуали обладали лишь правом пользования частью урожая со своих наделов и могли передавать это право по наследству. Денег ацтеки не знали. В качестве менового эквивалента использовали плоды какао и драгоценные минералы. Были развиты торговля и ремесло. Самым крупным торговым центром Древней Америки был Мешико-Теночтитлан.
Это было подлинное чудо ацтекской цивилизации. Город был расположен на озере Тескоко, занимал площадь 12 квадратных километров; он был построен по координатной сетке, был разделен искусственными каналами, через которые были возведены мосты. Город делился на четыре части, на 80 кварталов, соответствовавших кальпулли. В каждом квартале был свой центр, храм, рынок. Город соединялся с материком дамбами, которые были хорошо укреплены. В центре города, окруженном стеной, высилась пирамида Теокалли; на вершине были расположены два храма - бога войны Уицилопочтли и бога дождя Тлалоку. В этом же священном центре находился круглый храм Кецалькоатля, площадка для игры в мяч и дворец Моктесумы II. Вода озера Тескоко отличалась соленостью, и ацтекам приходилось делать плотины, дабы отделить пресную воду от соленой. На острова были проведены с материка акведуки для подачи пресной воды. Существовала развитая система канализации, для чего использовались керамические трубы. Наибольшее удивление вызывали плавучие сады (чинампы). Жилища отличались удобством; деревянные двери и замки отсутствовали; дверные проемы закрывались занавесками с золотыми или серебряными колокольчиками.
Существовало искусство воспитания - тлакауапауалицли. У ацтеков были два типа школ: тельпочкалли и кальмекак. Все юноши в возрасте 15 лет независимо от сословного состояния обязаны были поступить в школы. В тельпочкалли преподавали пипильтины, учителя; они давали основы письма, счета, ритуала, музыки; они проводили экзамен и отбирали самых талантливых для продолжения образования в кальмекаке. Там преподавали тламатиниме, мудрецы; под их руководством изучались риторика, песнопение, религия, астрология, осуществлялось толкование «книги судеб» (тоналаматль) и «книги лет» (шиуматль) т.е. истории мешиков и теночков, предков ацтеков.
Ацтекам была известна пиктографическая письменность. Они умели изготавливать кодексы, рисунчатые книги (тлакуилос). Они использовали два календаря - ритуальный, известный только жрецам, и общий, включавший 365 дней, 18 месяцев по 20 дней, плюс 5 добавочных дней.
Ацтеки почитали пару прародителей - Ометекутли, отца, и Ометуатль, мать. Особое место в мифологии и религии ацтеков занимали четыре владыки сторон света: Шипе-Тотек, Восток, обозначавшийся красным цветом; Тескатлипока, Север, соотносившийся с черным цветом; Уицилопочтли, Юг, его символом был голубой цвет; и Кецалькоатль, Запад, совпадавший с белым цветом. Между прочим, европейцы отождествлялись с посланцами Кецалькоатля, воспринимались как божественные существа, и потому им не оказывалось сопротивления.
В 1519 г. в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 г. был взят Мешико-Теночтитлан, последний тлатоани Моктесума II Шокойоцин был сожжен. Так завершилась история тольтекско-ацтекской цивилизации.
Литература
1. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар, 1995.
2. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. -М.: Мысль, 1988.
3. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль, 1990.
4. Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций: Книга для учащихся. М.: Просвещ. 1992.
5. Тойнби Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1996.
Страницы: 1, 2