Рефераты. Декабристы в Сибири

p align="left">Преследования со стороны властей за педагогическую деятельность значительно ограничивало эту сторону деятельности декабристов. Так, в 1836 году один из приказов генерал-губернатора Восточной Сибири гласил: "Из переписки гос. преступников, на поселении находящихся, усмотрел, что некоторые из них обучают крестьянских детей грамоте" и, находя это занятие "противным прямому смыслу существующих узаконений" и "желая отвратить вредное влияние таковых учителей на умы учеников", предписал Енисейскому гражданскому губернатору "положить предел этому злу, допущенному местными властями".

Бескорыстно трудясь на поприще образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И несмотря на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими осторожно высказанными мнениями, советами повлиять на дело улучшения образования в Сибири.

Кроме того, декабристы стремились выявить талантливых и способных сибиряков, оказывали им своевременную помощь, давали верное направление, подсказывали передовую идею и включали в общественную деятельность по культурному подъему Сибири.

Постоянной поддержкой и советом декабристов пользовался известный автор народной сказки "Конек Горбунок" П.П. Ершов, живший в Тобольске, где находились на поселении Фонвизины.

Учитель Ялуторовского уездного училища Голодников, подружившийся с декабристами Ялуторовской колонии и пополнявший у них свои знания, под руководством М.И. Муравьева-Апостола в 1845 году составил историко-статистическое описание Ялуторовского округа. При этом примером как нужно выполнять работу подобного рода явилась статья Штейнгеля "Историческое описание Ишимского Округа", напечатанная в журнале "Министерства Внутренних Дел".

Несомненно декабристы способствовали складыванию прочных исторических, археологических и этнографических интересов к Сибири у своего воспитанника М.С. Знаменского, который в 70-80-х годах XIX века сделал много для популяризации исторических сведений об этом богатом и заброшенном крае и собирался писать подробную историю города Тобольска".

Обратившись к изучению Сибири, он в своих произведениях дал не только реалистические зарисовки сибирского быта и природы, но, как правильно указывают исследователи Базанов, Сафронов, Набросал целую программу ее возможного преобразования: развития судостроения, путей сообщения, торговли, использования полезных ископаемых и т. д.

Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков.

Из среды учеников и друзей декабристов выросла сибирская интеллигенция, вышли ее общественные деятели: А.П. Першин - организатор и руководитель первой в истории русского рабочего движения забастовки забайкальских рабочих; организатор первого в России независимого рабоче-потребительского общества; М. Знаменский - учитель рисования, известный сибирский художник-карикатурист, краевед; А.П. Сазонович и О.Н. эБалакшина - учительницы рукоделия ялуторской женской школы; Т.Н. Сайлотов-Крюков (сын декабриста Н. Крюкова) - учитель Минусинского городского училища. Последний много сделал для начального женского образования в городе. М. Кюхельбеккер (сын В.К. Кюхельбекера), получив юридическое образование, с 1876 года был директором общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения в Петербурге. Одна из дочерей М. Кюхельбекера (а их было семеро) занималась педагогической деятельностью а Екатеринбурге. Сын декабриста Волконского, Михаил был с 1872 года товарищем министерства народного просвещения в России. Мария Свистунова, Варвара Поджио и другие - прекрасные музыкальные династии декабристов. Сестры Мария и Вера Ивашевы явились пламенными проповедницами и организаторами кружков женского равноправия в России. Они энергично выступали в 60-х годах XIX века за свободу и права женщин. Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в дальнейшее культурное развитие не только сибирского народа, но и всей России.

Декабристы и сибирская интеллигенция

Вопрос о связях декабристов с населением мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края - составная часть сибирских декабристоведческих исследований. Его разработка необходима, прежде всего, для более полного понимания круга, характера деятельности декабристов в ссылке, ее влияния на общественное развитие края, на подъем уровня культуры, образования его населения.

Тяжела была участь декабристов, поселенных в Туруханске, особенно Николая Сергеевича Бобрищева-Пушкина, прибывшего в Туруханск в 1827 г. Он и его брат Павел Сергеевич - члены Южного общества принимали активное участие в сокрытии "Русской правды" - самого радикального программного документа декабристов. Жестокость следствия, тюрьмы, ссылки вызвали у Н.С. Бобрищева-Пушкина психическое расстройство, которое особенно обострилось после пребывания его сначала в Троицком монастыре в Туруханске, затем в Спасском монастыре в Енисейске. Только в 1831 году он был переведен в Красноярск и помещен в больницу, где его состояние улучшилось. В 1833 г. в Красноярск после окончания срока каторжных работ приехал Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин. Он снял квартиру в городе и взял брата.

В 1828 г. в Минусинск переведен из Верхоянска Семен Григорьевич Краснокутский. Он был обер-прокурором Сената и в тайное общество вошел из-за глубокого убеждения в необходимости ограничения монархии и уничтожения крепостного права. Несмотря на тяжелую болезнь (паралич ног), Краснокутский и в ссылке не утратил интереса к вопросам общественной жизни. Будучи отличным знатоком государственного права, он постоянно оказывал помощь людям разных сословий по правовым вопросам.

С 1833 года в Енисейске поселились супруги Фонвизины Михаил Александрович и Наталья Дмитриевна. Михаил Александрович Фонвизин - виднейший деятель декабристского движения, сохранивший до конца дней твердость убеждений. В 1835 г. Фонвизины переселились в Красноярск. Вокруг живущих в Красноярске декабристов сложился кружок прогрессивно мыслящих чиновников. Фонвизин, продолжая изучать историю освободительного движения в России, начал писать труд "Обозрение проявлений политической жизни в России". В 1836 г. с освобождением декабристов, осужденных по второму разряду, в Красноярск приехал Михаил Фотиевич Митьков. После десятилетней каторги, с подорванным здоровьем, он занимался метеорологическими наблюдениями. Подобной работой в Красноярске еще никто не занимался. Митьков регулярно отмечал температуру воздуха, давление, состояние звездного неба и т. д. Академик Купфер, неутомимо трудившийся над развитием метеорологического дела в России, обработал и подготовил к печати наблюдения Митькова. Труд декабриста был разослан всем метеорологическим и астрономическим обсерваториям и естествоиспытателям.

Научную деятельность в губернии вел и декабрист Александр Иванович Якубович, живший в 1841-1845 гг. в Енисейском уезде, в селе Назимове. Наблюдения Якубовича были использованы академиком А.Ф. Миддендорфом, который поместил их в книге "Путешествие на север и восток Сибири" и, несмотря на запрещение, упомянул имя Якубовича в своем исследовании.

В 1839 г., после тринадцати лет каторги в Нерчинских рудниках и в Петровском Заводе, в Красноярск с семьей переселился Василий Львович Давыдов. В.Л. Давыдов принадлежал к знатной, богатой и культурной семье, оставившей заметный след в русской истории, военном искусстве, литературе. Он был в родстве с героями войны 1812 г. генералом Н.Н. Раевским, Денисом Давыдовым, с декабристами С.Н. Волконским и М.Ф. Орловым. В его имении Каменка под Киевом собирались на совещания декабристы. В Каменке у Давыдовых бывал А.С. Пушкин. Сам Василий Львович отличился как герой в Бородинском сражении, будучи адъютантом Багратиона.

В.Л. Давыдов состоял в Союзе Благоденствия, был одним из руководителей Южного общества. Хотя в восстании он не принимал непосредственного участия, осужден был по первому разряду. Жена его, Александра Ивановна, одной из первых последовала за мужем в Сибирь. Вскоре после приезда Давыдовых в Красноярск из Каменки прибыл обоз со всем необходимым, в том числе большой библиотекой. Квартира Давыдовых стала центром культурной жизни города.

Заброшенные в дикий и суровый край, принужденные по инструкции царя "снискивать пропитание собственными трудами", ссыльные декабристы, естественно, должны были искать себе занятия, которые не только до некоторой степени обеспечивали бы их материально, но и давали возможность входить в общение с местным населением. Большинство декабристов занялись хозяйственной деятельностью.

Михаил Матвеевич Спиридов, получив пятнадцать десятин земли в окрестностях Красноярска, занялся хлебопашеством и огородничеством. Его маленькое образцовое хозяйство служило школой для местных крестьян, особенно широкой популярностью пользовался сорт картофеля, выведенный декабристом и названный крестьянами "спиридовкой".

Декабрист Петр Иванович Фаленберг развел табачные плантации в Шушенском. Своим примером и советом он помогал крестьянам в ведении хозяйства. Поселенный там же Александр Филиппович Фролов старался научить крестьян передовым агротехническим приемам, занимался столярным и токарным делом, построил мельницу, оказывал населению медицинскую помощь.

Передовые, высокообразованные люди, гуманисты, декабристы своей деятельностью будоражили патриархальный быт тогдашних городов и сел, побуждали всех честных людей задумываться над социальными вопросами, критически относиться к существующему порядку. Неустанно пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для формирования местной интеллигенции.

Время, к сожалению, сохранило не все, связанное с пребыванием декабристов на территории нашего края, тем более важно сберечь все то, что осталось до наших дней.

В Красноярске, по ул. Мира, 67, находится старинное здание - бывшее Общественное собрание. Построено оно в 1854 году по проекту единственного сибиряка-декабриста Гавриила Степановича Батенькова. В Красноярском краевом краеведческом музее имеются некоторые личные вещи, письма декабристов. В Енисейске, в бывших кельях Спасского мужского монастыря, где содержался Н.С. Бобрищев-Пушкин, размещена музейная экспозиция, рассказывающая о жизни декабристов в годы ссылки.

В г. Минусинске сохранились и находятся на государственной охране дома Н.О. Мозгалевского и братьев Н.А. и А.А. Крюковых.

Не всем декабристам после Манифеста 1856 г. удалось вернуться в Россию. Одиннадцать человек навсегда остались в Енисейской земле. На могилах декабристов в советское время сооружены памятники.

В г. Назарове главная улица носит имя декабриста А. П. Арбузова, в память о декабристах, живших в Красноярске, одна из улиц названа улицей Декабристов.

Во всех краеведческих музеях края имеются разделы экспозиций, посвященные пребыванию и деятельности декабристов в период ссылки.

После восстания декабристов прошло 160 лет. Но в памяти народной навечно остается благородный подвиг декабристов - первенцев свободы.

Общественные кружки 30-40-х годов в Сибири

Одним из важных итогов пребывания декабристов в Сибири было создание программы подъема ее производительных сил и культурного уровня. Заслуживает внимания деятельность декабристов по воплощению этой программы. Следует отметить, что ее создание началось несколько лет спустя после значительного в истории Сибири события - проведение реформы М.М. Сперанского (1812-1822).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.