Рефераты. Деятельность ссыльных декабристов в Красноярске

p align="left">Михаил Александрович с увлечением переводил произведения зарубежных классиков, занимался философией, историей, изучал различные стороны жизни России. Из чтения книг, размышлений и бесед с товарищами по изгнанию рождались мысли, заметки, статьи. Так появился обширный труд «Обозрение проявлений политической жизни в России». У Фонвизиных была богатейшая библиотека, там постоянно велись разговоры на различные политические темы. Михаил Александрович был признанным авторитетом в вопросах текущей политики. Дом Фонвизиных, как и дом Давыдовых, становится центром культурной жизни в Красноярске. Об этом также свидетельствуют воспоминания М.Д. Францевой о декабристах: «Нередко собирались у них (у Фонвизиных - прим. автора) друзья, беседовали, спорили. Фон-Визины получали разные журналы, русские и иностранные, следили за политикой и вообще за всем, что делалось в Европе. Все их интересовало. Умные, увлекательные их беседы были весьма поучительны» Там же, с. 662-663..

В 1838 году Фонвизиных перевели в Тобольск, а в 1853 году Михаил Александрович получил разрешение вернуться на родину - в поместье Марьино, где через год скончался.

4. Митьков Михаил Фотиевич (1791-1849).

Михаил Фотиевич занимал одно из ведущих мест в Московской управе Северного общества. Отбыв десять лет каторги, декабрист с 1836 года до самой смерти (23 октября 1849 года) находился на поселении в Красноярске. С 1839 года М.Ф. Митьков снимал квартиру в слободе Теребиловке, на западной окраине города, в доме мещанина из поселенцев Антона Петрова.

После 1842 года М.Ф. Митьков переезжает в собственный дом на Благовещенской улице, который он приобрел у Давыдовых.

Круг интересов М.Ф. Митькова был очень широк. Он выписывал все московские газеты и журналы, книги Пушкина, Лермонтова, Жуковского, «Избранные места переписки с друзьями» Гоголя, «Историю государства Российского» Карамзина, а также медицинские пособия. Увлекаясь точными науками, декабрист оборудовал у себя механическую мастерскую и метеорологическую площадку. Начиная с 1833 года он более десяти лет вел специальные наблюдения за погодой. Обработанные и опубликованные в 1864 году академиком А.Я. Купфером измерения декабриста вошли в состав многих выдающихся исследований ученых нашей страны. Пасецкий В.М. Географические исследования декабристов. М.: Наука, 1977. С. 122-126. Подлинные журналы с его наблюдениями хранятся в Красноярском краеведческом музее. Даже будучи тяжелобольным, М.Ф. Митьков неустанно трудился. Лечил его, как он сам писал в письмах, «Егор Иванович Бетигер». Это был Карл Беттигер - выпускник Лейпцигского университета, доктор философии, врач и пастор. За служебную провинность он попал в тюрьму, откуда спустя девять лет его велели выслать в одну из внутренних губерний под надзор полиции. В 1840 году за широкие контакты с ссыльными из губернской Вятки Беттигера высылают в Сибирь. Петряев Е. Живая память. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 101-102. После недолгого пребывания в Омске и Туринске Беттигер оказался в Красноярске. Несмотря на усилия опытного врача, тяжелая болезнь, усугубленная неподходящим климатом, подтачивала силы декабриста. После смерти М.Ф. Митькова И.И. Пущин, В.Л. Давыдов и М.М. Спиридов продали его дом. На Троицком кладбище декабристу установлен скромный памятник.

5. Давыдов Василий Львович (1792-1855).

Василий Львович происходил из знатного рода, славившимся не только своим богатством, но и яркими, талантливыми людьми. Генерал Н.Н. Раевский, герой Отечественной войны 1812 года, был его родным братом по матери, известный поэт и легендарный партизан Денис Давыдов - двоюродным братом.

Участник войны 1812 года, герой Бородинского сражения, Василий Львович Давыдов в числе лучших представителей дворянства, желавших счастья своему народу, вступил в Союз благоденствия, а затем стал одним из членов Южного общества. Как активный его член В.Л. Давыдов был осужден и выслан на каторгу, где пробыл тринадцать лет. В конце сентября - начале октября 1839 года он прибыл на поселение в Красноярск. Целых шестнадцать лет прожил декабрист со своей семьей в Красноярске.

«Властителем дум» называли Василия Львовича жители Красноярска. Часто в доме Давыдовых собирались друзья-декабристы, образованные чиновники, студенты. К услугам гостей был клавесин Александры Ивановны, великолепная библиотека. Звучала музыка, читались стихи, ставились театральные инсценировки. Обладая литературным дарованием, Давыдов писал стихи, в которых преобладали политические и гражданские мотивы. Желая дать хорошее образование своим детям, Василий Львович и Александра Ивановна создали домашнюю школу, в которой учились и дети из семей близких друзей. Давыдов вел переписку с другими декабристами. В его окружение входили чиновник князь Н.А. Костров, ставший видным этнографом и писателем, доктор Лессинг, семья горного инженера и архитектора Ледантю, инженер - изобретатель И.А. Лопатин, сын купца и золотопромышленника Н.В. Латкин, впоследствии автор ряда работ по экономике и природным богатствам, а также другие известные люди. Деловые отношения декабрист поддерживал с местными крупными золотопромышленниками - братьями Мясниковыми, В.Ф. Базилевским, семьей И.К. Кузнецова, особенно с его сыном Петром Ивановичем, известным меценатом. Александра Ивановна, по единодушному мнению всех, кто ее знал, была прекрасным человеком. Декабрист А.Е. Розен писал: «необыкновенная кротость нрава, всегда ровное расположение духа и смирение отличали ее» Комментарии Г.Ф. Быкони к письму М.А. Фонвизина В.Л. Давыдову в Красноярск / История Красноярска. Документы и материалы XVII - первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000. С. 682-683.. О «большом уме и ангельском сердце» А.И. Давыдовой говорил декабрист Н.И. Лорер. Там же, с.683.

Семья Давыдовых известна своим атеизмом, но посещать церковь декабристы были обязаны. Однако как только начинался молебен во здравие царя, Давыдов, Митьков, Спиридов демонстративно покидали церковь.

Умер Давыдов 1855 году и похоронен в Красноярске на Покровском кладбище.

6. Спиридов Михаил Матвеевич (1796-1854).

Видный декабрист, майор Пензенского пехотного полка, член Общества соединенных славян, осужденный по I разряду на 20 лет каторги, прибыл в Красноярск на несколько месяцев раньше В.Л. Давыдова. Они последними из осужденных по I разряду были выпущены на поселение. М.В. Спиридов, выходец из старинного дворянского рода, был прекрасно образованным человеком. Участвуя в Отечественной войне 1812 года, М.М. Спиридов проявил большую личную храбрость, воинское умение и был награжден золотым оружием и многими орденами.

В Петровском Заводе, в «каторжной академии», он читал по просьбе товарищей свои записки по средневековой истории. Будучи гуманным и прогрессивно мыслящим человеком, Михаил Матвеевич стал убежденным участником декабристского движения. По «Росписи государственных преступников» ему вменялось в вину: «…умышлял на цареубийство, вызывался сам, дав клятву на образе совершить оное, и назначал к тому других; участвовал в управлении Славянским обществом, старался о распространении его принятием членов и возбуждал нижних чинов». Солдаты называли его борцом за свою волю, на следствии по делу Черниговского полка они признавались: «Мы за таких командиров готовы лечь…». Сам М.М. Спиридов показывал на допросах, что «…был более всего приведен в скорбь бедностью поселян, …видел неусыпную деятельность хлебопашца, плоды которой служат обогащению их панов, …видел голод», «сознаюсь, мое сердце содрогнулось, жалея их…». Поэтому не удивительно, что, находясь на поселении на хуторе Дрокино (в 12 км от Красноярска) и занимаясь сельским хозяйством, М.М. Спиридов вскоре прослыл «заступником и другом крестьян». До смертного своего часа Михаил Матвеевич занимался своим образцовым хозяйством, совершенствуя приемы обработки земли, вводя новые орудия труда, сельскохозяйственные культуры. Умер М.М. Спиридов 26 декабря 1854 года и похоронен, согласно завещанию, на крестьянском кладбище в с. Емельяново (ранее Зеледеево). В центре села ему установлен памятник работы красноярского скульптора А.Х. Абдрахимова.

Заключение

Вся деятельность ссыльных декабристов в Красноярске была направлена на ускорение общественно - политического и культурного развития города. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования.

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны.

Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни Красноярска и сибирского края в целом.

Список использованной литературы

1. Быконя Г.Ф., Федорова В.Т., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. XVII-XIX века. Издательство Красноярского университета, 1990.

2. История Красноярска. Документы и материалы XVII - первая половина XIX века. Сост. Г.Ф. Быконя, Красноярск, Офсет, 2000.

3. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. - Красноярск: группа компаний «Платина», 2005.

4. Красноярск: этапы исторического пути. Красноярск, Офсет, 2003.

5. Пасецкий В.М. Географические исследования декабристов. М.: Наука, 1977.

6. Петряев Е. Живая память. М.: Молодая гвардия, 1984.

7. Постнов Ю.С. Сибирь в поэзии декабристов. Новосибирск: Наука, 1976.

8. Сто знаменитых красноярцев. Красноярск, 2003.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.