Рефераты. Диссидентство в СССР

p align="left">Во второй половине 70-х гг. в диссидентстве появилось течение, позднее названное "национал-коммунистическим". Оно претендовало на то, чтобы вместе с властями бороться против сионизма за самобытное Российское государство. Существовали две группировки таких "коммунистов": православные во главе с Г.М. Шимановым и Ф.В. Карелиным; язычники во главе с A.M. Ивановым (Скуратовым), В.Н. Емельяновым, В.И. Скурлатовым. Обе группировки активно отмежевывались от диссидентства в его либеральной ипостаси, критиковали деятельность МХГ, Рабочей комиссии, Христианского комитета защиты верующих, Солженицынского фонда. В 1980-1982 гг. выпущено пять номеров самиздатского журнала "Многая лета". Основными его авторами, кроме редактора Шиманова, были Ф.В. Карелин и В.И. Прилуцкий. Вокруг них группировался кружок из десятка единомышленников. Основная идея журнала состояла в том, чтобы склонить советскую власть к политике "здравого смысла", укрепить власть за счет коммун, объединенных по родовому и религиозному признакам. В 1982 г., после угроз КГБ, Шиманов прекратил выпуск журнала. С его закрытием организованные структуры русского национального диссидентского движения перестали существовать.

В религиозном отношении в русском национально-патриотическом движении были не только христиане. К середине 70-х гг. сформировались небольшие, но устойчивые группы "неоязычников", призывавших вернуться к дохристианским верованиям. "Неоязычники" считали праславян и древних славян частью племен древних ариев, имевших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании.

Диссидентство как общественное явление представляло собой спектр общественных организаций и движений, литературных направлений, художественных школ, совокупность индивидуальных диссидентских поступков. Известное оппозиционное единство диссидентству как общественному явлению придавало активное неприятие сложившихся в СССР порядков, стремление к свободе и правам человека. Однако цели, способы и результаты переобустройства советского общества и государства представители различных направлений диссидентства видели неодинаково. Поэтому о внутреннем единстве между всеми диссидентами говорить нельзя.

Глава 2. Общество, власть, диссиденты

§1 Правовая ответственность за инакомыслие в СССР

Для борьбы с диссидентами власть использовала соответствующие положения советского законодательства, дискредитацию через средства массовой информации. Проводником карательной политики являлся в основном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таких преступлениях как "общественно опасное умышленное деяние, направленное на подрыв или ослабление советского общенародного государства, государственного или общественного строя и внешней безопасности СССР, совершенное в целях подрыва или ослабления Советской власти". Для уголовного преследования диссидентов до 1960 г. использовался пункт 10 статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. и аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик. «Контрреволюционная агитация» предусматривала лишение свободы на срок до 25 лет. С 1960 г. статья 70 УК РСФСР 1960 г. - «антисоветская агитация» и аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик предусматривали лишение свободы на срок до 7 лет плюс 5 лет ссылки (до 10 лет плюс 5 лет ссылки для ранее судимых за подобное преступление). С 1966 г. также была введена статья 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы на срок до 3 лет. По данным Верховного суда и прокуратуры СССР, в 1956-1987 гг. за подобные преступления было осуждено 8145 чел. За 1956-1960 гг. ежегодно в среднем осуждалось 935 чел., в 1961-1965 гг. -- 214, в 1966-1970 гг. -- 136, в 1971-1975 гг. -- 161, в 1976-1980 гг. -- 69, в 1981-1985 гг. -- 108, в 1986-1987 гг. -- 14 человек.[4]

Специфическим видом наказания диссидентов было принудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу, что с юридической точки зрения не являлось репрессивной санкцией. К диссидентам применялась и такая мера воздействия как лишение советского гражданства. С 1966 по 1988 г. за действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР" были лишены советского гражданства около 100 человек, в т.ч. М.С. Восленский (1976), П.Г. Григоренко (1978), В.П. Аксенов (1980), В.Н. Войнович (1986). Несколько заключенных оппозиционеров (Г. Винс, А. Гинзбург, В. Мороз, М. Дымшиц, Э. Кузнецов) были обменены на арестованных за границей двух советских разведчиков, а В.К. Буковский -- на оказавшегося в заключении лидера чилийских коммунистов Л. Корвалана.

На «демократическом» западе отношение к своим внутренним инакомыслящим было мягко говоря не очень демократичным. В 50-х гг. в политической жизни США происходит усиление тоталитарных тенденций, связанных с понятием маккартизма. В 1954г. принят «Акт 1954 года о контроле над коммунистами».Он объявил коммунистическую партию незаконной. Закон 1954г., как и принятый в 1950г. закон «Маккарэна» запрещал коммунистам получать заграничный паспорт, состоять на государственной службе. Мировой коммунизм представлялся серьезной угрозой американскому образу жизни. Маккартизм - политический экстремизм, нетерпимость к инакомыслию, использование сомнительных методов расследования случаев предполагаемой угрозы безопасности, создание атмосферы страха и подозрительности [15,с.9].

Таким образом, относительно жесткое преследование диссидентов в СССР диктовалась ещё внешней политикой, холодной войной.

§2 Влияние диссидентов на общество и власть

Развитию диссидентства во многом способствовал «тамиздат» -- издание за рубежом с последующей популяризацией зарубежным радиовещанием и распространением в СССР созданных вне рамок социалистического реализма, неподцензурных литературных произведений: Б.Л. Пастернак Доктор Живаго (1958); А.Д. Синявский. Суд идет (1959), Любимов (1963); В.С. Гроссман. Жизнь и судьба (1959), Все течет (1963); Ю.М. Даниэль. Говорит Москва (1961), Искупление (1963) и др. Внутри СССР распространялся "самиздат" -- изготовление на пишущих машинках в нескольких экземплярах, с последующей перепечаткой диссидентских материалов и документов.

Первым самиздатским литературным журналом был "Синтаксис" (М., 1959-1960, ред. А.И. Гинзбург). Вышло три номера, тираж которых достигал 300 экз. Состоял из стихов московских и ленинградских поэтов, публикации которых встречали препятствия со стороны цензуры. В № 1 журнала (декабрь 1959 г.) публиковались А. Аронов, Н. Глазков, Г. Сапгир, И. Холин, С. Чудаков; в № 2 (февраль 1960 г.) -- А. Аврусин, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Шестаков; в № 3 (апрель 1960 г.) -- Д. Бобышев, И. Бродский, А. Кушнер, В. Уфлянд и др. Все выпуски перепечатаны в энтеэсовском журнале "Грани" (1965. № 58). Были частично подготовлены еще два выпуска (4-й посвящался ленинградской поэзии, 5-й -- поэтам республик Прибалтики). Однако с арестом Гинзбурга (июль 1960 г.) выпуск "Синтаксиса" прекратился.

За "Синтаксисом" последовали другие "самиздатские" альманахи и журналы, а в 1964 г. группа молодых московских литераторов во главе с Л. Губановым создала неофициальное объединение творческой молодежи СМОГ (расшифровки: Самое Молодое Общество Гениев; Смелость, Мысль, Образ, Глубина; Сжатый Миг Отраженной Гиперболы) В июле 1965 г. смогисты осуществили выпуск журнала "Сфинксы" (М., 1965, ред. В.Я. Тарсис), в том же году его содержание воспроизвели "Грани" (№ 59). В журнале опубликованы стихи В. Алейникова, В. Батшева, С. Морозова, Ю. Вишневской и др. Были изданы также самиздатские сборники смогистов: "Здравствуйте, мы гении", "Авангард" (М., 1965), "Чу!" (М., 1965) и др. Общество существовало до 14 апреля 1966 г., когда состоялось последнее выступление СМОГ у памятника Маяковскому. После этого участники объединения прошествовали от площади Маяковского, до Центрального дома литераторов, подняв над головами эпатажный лозунг "Лишим социалистический реализм невинности!".

Летом 1970 г. у трапа пассажирского самолета, курсировавшего из Ленинграда в Приозерск, были арестованы 12 человек, намеревавшихся захватить и использовать самолет для вылета в Израиль. Суд над "самолетчиками", безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию, закончился вынесением суровых приговоров зачинщикам этой акции и арестами среди сионистской молодежи в ряде городов страны. Суд привлек внимание мировой общественности к проблеме свободы выезда из СССР. Благодаря этому властям пришлось с каждым годом увеличивать количество разрешений на выезд. Всего из СССР с 1971 по 1986 г. эмигрировало за рубеж более 255 тыс. взрослого населения (с учетом детей свыше 360 тыс.). Почти 80% всех эмигрантов составляли лица еврейской национальности, автоматически получавшие статус беженцев при въезде в США и Канаду. Согласно переписям, численность еврейского населения в СССР сократилась с 2151 тыс. человек в 1970 г. до 1154 тыс. -- в 1989 г., в России (2002) -- до 230 тыс.

"Самолетный процесс" привлек внимания властей и общественности к проблеме еврейского национализма и сионизму как одной из форм его выражения. При выработке международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1973 г. представители некоторых государств в ООН пытались осудить антисемитизм, но возражали против предложения советской делегации отнести к расовой дискриминации как антисемитизм, так и сионизм. Тем не менее 10 ноября 1975 г. ООН приняла резолюцию, определявшую, что "сионизм является формой расизма и расовой дискриминации". После упразднения СССР резолюция была отменена. Процесс над угонщиками самолета показывал, что значительная часть "правозащитников" использовала правозащитную идею для прикрытия воинствующего национализма и других далеких от прав человека идей. Однако именно в 70-х гг. правозащитное движение становится одним из главных составляющих движения диссидентов. В ноябре 1970 г. В.Н. Чалидзе создал Комитет защиты прав человека, куда вошли крупные ученые А.Д. Сахаров и И.Р. Шафаревич. Комитет действовал до 1973 г. В 1973 г. возникла русская секция "Международной амнистии".

Новый подъем диссидентства во многом связан с появлением на Западе в 1973 г., а затем и в "самиздате" солженицынского "опыта художественного исследования" государственной репрессивной системы под названием "Архипелаг ГУЛАГ".5 сентября 1973 г. А.И. Солженицын написал "Письмо вождям Советского Союза", в котором предлагал выход из главных, по его мнению, опасностей грозивших нам в ближайшие 10-30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии, "отдать ее Китаю" а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть "старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь", и уже не повторять ошибок конца войны, когда "снова вытащили Передовое Учение из нафталина". Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй. По изучении письма власти в январе 1974 г. решили привлечь писателя к уголовной ответственности "за злостную антисоветскую деятельность", а затем лишить гражданства и выдворить из страны. Писателя арестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму, а 13 февраля выслали за границу. В Швейцарии он основал Русский фонд помощи заключенным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заключения А.И. Гинзбург.

В 1974 г. А.Д. Сахаров написал работу "Тревога и надежды", в которой было представлено видение будущего мировой цивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Лучшим способом избежать этого он полагал конвергенцию двух систем. "Я считаю, писал он, особенно важным преодоление распада мира на антагонистические группы государств, процесс сближения (конвергенции) социалистической и капиталистической систем, сопровождающийся демилитаризацией, укреплением международного доверия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного личного начала в человеке. Я предполагаю, что экономический строй, возникший в результате этого процесса сближения, должен представлять собой экономику смешанного типа". Учитывая, что объем валовой продукции советской экономики составлял 12% от мировой (а она почти вся капиталистическая), имелись в виду прежде всего преобразования в СССР. Суждения "отца водородной бомбы" производили большое впечатление в стране и мире. М.С. Горбачев со временем положил их в основу курса внутренней и внешней политики государства, полагая возможным начать конвергенцию в одностороннем порядке.

Власти в то время считали, что одна из главных опасностей для государства исходит от диссидентов. Стремясь приглушить усилившуюся с началом участия советских войск в гражданской войне в Афганистане напряженность общественной жизни, они ужесточили репрессии против диссидентов. В конце 1979 -- начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитных, но и оппозиционных властям национальных, религиозных организаций. А.Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане был лишен правительственных наград и выслан в г. Горький (январь 1980 г.). Через полтора года заместитель председателя КГБ С.К. Цвигун объявил со страниц журнала "Коммунист" (1981. № 14), что антиобщественные элементы, маскировавшиеся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное движение перестало существовать. Власти толковали диссидентов как средство идеологической борьбы Запада с СССР: «С приходом к власти в США администрации Рейгана в 1981 г. широкомасштабная идеологическая диверсия против стран социализма была открыто возведена в ранг государственной политики. Важной составной частью общей стратегии империализма являются также подрывные кампании против коммунистического движения в целом. Такова, например, кампания в «защиту прав человека», которая рассматривалась на Западе как основа для развития идеологической борьбы против СССР»[14,с.37]

Идеи диссидентства широко популяризировались мировыми средствами массовой информации. Один только Сахаров в 1972-1979 гг. провел 150 пресс-конференций, подготовил 1200 передач для иностранного радио. Диссидентству в Советском Союзе активно содействовало американское ЦРУ. Известно, например, что к 1975 г. оно участвовало в издании на русском языке более 1500 книг русских и советских авторов.

Спуск государственного флага СССР с флагштока над куполами Кремля 25 декабря 1991 г., если смотреть на это событие через призму антисоветского диссидентства, означает, что на позиции движения перешли по существу главные силы бывшего партийного и государственного руководства. Они стали движущей силой номенклатурной революции 1991-1993 гг., которая моментально (по историческим меркам) подрубила устои "развитого социализма" и обрушила здание "нерушимого Союза". Феномен внутрипартийного либерального диссидентства, его метод хорошо обрисованы в статье А.Н. Яковлева "Большевизм социальная болезнь XX века" (1999). В ней утверждается, что во времена "развитого социализма" группа "истинных реформаторов" раскрутила новый виток разоблачения "культа личности Сталина" "с четким подтекстом: преступник не только Сталин, но и сама система преступна". Партдиссиденты исходили из убеждения, что "советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма". К нашим дням обнаружилось, что своего рода "генеральным диссидентом" был М.С. Горбачев. Об этом свидетельствует его выступление на семинаре в американском университете в Турции в 1999 г. Он говорит: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма ,невыносимой диктатуры над людьми»[8,с.1]

Таким образом, диссидентские идеи пройдя путь через социокультурную сферу общества проникли во власть. И только здесь они смогли реализоваться в виде системных реформ.

Заключение

Особенность диссидентства заключается в том что данное явление зародилось в советской культуре и боролось против политических и правовых институтов той же самой культуры. В таком аспекте диссидентство можно обозначить как особую субкультуру.

Поводом для проявления диссидентской деятельности стала смена политического курса власти, характеризующаяся относительной либерализацией, начавшаяся после XX съезда партии (1956).Национально-государственная идеология СССР, как государственно - общественный идеал , на практике реализовывалась не так как предполагалось в теории потому, что содержала в себе элементы мифа и утопии. Последние оказывались благодатной почвой для построения и распространения диссидентами своих идей.

Диссидентство возникло по объективным причинам и представляло собой способ альтернативного разрешения негативных явлений советского государства таких как: чрезмерный бюрократизм, попустительство в национальной политике, ограниченность гражданских прав и свобод. Изначально диссиденты не были иностранными агентами. Однако впоследствии на Западе и особенно в США сразу поняли какую выгоду можно извлечь, используя их в своих целях. Некоторые стали средством воздействия на политическую обстановку в СССР, прежде всего это относится к отдельным «правозащитникам».

Таким образом, проявление внимание к различным формам инакомыслия и его объективный анализ необходимы для успешной деятельности по управлению социально-политической системой.

Библиография

1.Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период, М, 2006;

2. Амальрик А.А. Записки диссидента. - М.: Слово, 1991

3.Большой энциклопедический словарь,М:АСТ,2005

4.Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России 1938-2002,М,2003

5.Безбородов А.Б, Мейер М.М.Пивовар Е.И.Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50х-80х гг,М,1994

6.Буковский В. "И возвращается ветер"...: Письма русского путешественника. - М: Демократическая Россия, 1990.

7.Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса 1964-1994.М.1996

8.Горбачев,М.С.-Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/9b/1006517.htm (2.12.2009)

9.Исаев И.А.История государства и права России,М:Юристъ,2001

10. Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе.1953-1982 гг.М.,2005

11.Марченко А.Т. Живи как все: История инакомыслия. - М: ВЕСТЬ-ВИМО, 1993

12.Политическая история России,М:Юристъ,1998

13.Орлова Р., Копелев Л. Мы жили в Москве: 1956 - 1980. - М.: Книга, 1990

14. Научный коммунизм :словарь ,под ред.А.М.Румянцева, М 1983

15.Хлудова Л.Н. Основные тенденции социально - экономического и политического развития стран Западной Европы и США.Армавир,2008

16.Шубин А.В.Преданная демократия.СССР и неформалы(1986-1989),М,2006

17.Шубин А.В.Диссиденты,неформалы и свобода в СССР,Вече,2008

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.