Рефераты. Древнейший период истории Азербайджана

p align="center">ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ БРОНЗЫ

Ходжалы-Кедабекская культура. Археологическими исследованиями и раскопками установлено, что в эпоху бронзы Азербайджан был одной из густо населенных стран древнего мира. Он отличался своей высокой для того времени культурой. В Азербайджане тогда процветали две родственные археологическими культуры - Ходжалы-Кедабекская и НахичеванскаяВначале эту культуру называли Кызыл-Ванской..

Ходжалы-Кедабекская культура является самой основной и древнейшей в Азербайджане. Возникла она в период энеолита, когда местные жители впервые ознакомились с металлом - медью. Ходжалы-Кедабекской культуры определяется сроком примерно в 3 тыс. лет. Последний период ее существования совпадает почти с серединой тысячелетия до н. э., когда бронзовые орудия и оружие стали вытесняться железными. В этот период Ходжалы-Кедабекская культура в результате взаимовлияний с соседними культурами, дальнейшего развития производства, изменений в общественных и идеологии стала менять свой облик, свои характерные особенности. Но, несмотря на это, отдельные элементы ее сохранились в быту азербайджанцев до последних веков. Особенно консервативными оказались некоторые формы и орнаменты керамических изделий.

Необходимо отметить, что некоторые черты Ходжалы-Кедабекской культуры характерны почти для всего Закавказья. Они свидетельствуют о том, что культурные связи между закавказскими народами существовали с глубокой древности.

В Азербайджанской ССР памятники Ходжалы-Кедабекской культуры находятся и предгорной полосах Малого Кавказа и в долине на правобережье р. Куры; следы ее встречаются в Муганской степи и в районе Талышских гор.

Типичными памятниками Ходжалы-Кедабекской культуры являются циклопические сооружения, стены которых стоят из больших глыб камней на сухой кладке. Циклопические сооружения выявлены пока в Ханларском, Дастафюрском, Шамхорском и Кедабекском районах. Наличие их предполагается в Кубатлинском, Таузском и Казахском районах. В Нахичеванской АССР они зафиксированы в Норашенском районе. Одно из них - «Огланкала» («Крепость юноши») - отличается от всех остальных циклопических сооружений тем, что стены его сложены из грубообтесанных камней почти четырехугольной формы. Азербайджанцы предгорной и нагорной частей (Малого Кавказа, где расположена основная масса этих памятников, именуют их главным образом «калача» (маленькая крепость), а иногда называют «орукдаш» (каменная кладка), «?асар» (ограда) и «д?з?лдаш» (каменные ряды). Количество выявленных циклопических сооружений в переделах республики доходит до 120.

К Ходжалы-Кедабекской культуре относятся также: остатки древних поселений, находящихся недалеко от циклопических сооружений; могилы типа каменных ящиков, выстроенных из больших плит, зачастую в районе циклопических сооружений); земляные курганы различной величины и высоты; курганы из речных валунов; кромлехиКромлех (английское - кельтское слово) - один из видов памятников эпохи бронзы, имеющий культовое назначение. Кромлехи сооружены из больших вертикально поставленных камней и представляют в плане круг или четырехугольник. и менгиры, расположенные вблизи этих памятников.

Могильный инвентарь каменных ящиков, курганов и кромлехов в основном состоит из глиняных сосудов черного и темно-серого цветов, большого количества бронзовых изделий, сердоликовых и пастовых бус, кремневых и обсидиановых наконечников стрел. Глиняные сосуды изготовлены преимущественно на гончарном круге, а более древние из них сделаны примитивным способом, без применения которые иногда наполнялись белой пастой. В некоторых случаях на корпусе сосудов изображены фигуры человека, животных, сцены охоты на диких коз, а также отдельные знаки, свидетельствующие о большом значении культа солнца в быту азербайджанских жителей. Бронзовые изделия представлены разнообразным оружием - мечами, кинжалами, ножами, топорами, секирами, наконечниками копий и стрел и высокохудожественными украшениями. Могильный инвентарь крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и свиней.

Для подробного ознакомления со всеми объектами данной культуры самыми подходящими местностями являются Ходжалинское курганное поле, расположенное между городами Агдамом и Степанакертом, при слиянии горных речек Ходжалычай и Каркарчай, окрестности гор. Ханлара, Хачбулаг в Дастафюрском районе, пос. Кедабек и с. Калакенд в Кедабекском районе.

Памятники Нахичеванской культуры. Второй археологической культурой является так называемая Нахичеванская. Она распространена почти по всей территории Нахичеванской АССР. Эта культура теснейшими узами связана с культурой Передней Азии, Элама, Ассирии и Мидии. Результаты археологического изучения Нахичеванской культуры до сих пор сводились к выводу о том, что она существовало одновременно с Ходжалы-Кедабекской культурой, почти с начала II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.

Окраска изделий, геометрический орнамент, красный и черный цвета сосудов с носиком, похожих на чайник, - таковы отличительные черты керамики Нахичеванской культуры. Орнаменты, украшающие верхнюю часть корпуса глиняных сосудов, носят геометрический характер. На сосудах темно-серого и черного цветов они выполнены врезными линиями, а на сосудах красного и красновато-желтого цветов - красными и черными линиями. Сетки, составленные из красных и черных прямых линий, окаймлены геометрическими фигурами, главным образом треугольниками и четырехугольниками. Изображения человека, зверей и птиц встречаются редко и то лишь на сосудах красного и красновато, желтого цветов. На одном расписном красноглиняном кувшине из с. Шахтахты представлена сцена охоты на диких животных, нарисованная черной и красной красками. На некоторых сосудах темно-серого цвета, относящихся к эпохе бронзы, имеется изображение солнца, вырезанное на дне с наружной стороны, что свидетельствует о наличии культа солнца в Азербайджане в далеком прошлом. Подобное изображения солнца в быту азербайджанцев существовали до последних веков и воспроизводились на надмогильных камнях и на архитектурных объектах.

Многие глиняные сосуды темно-серого и черного обжига, принадлежащие к Нахичеванской культуре, по способу изготовления, форме и орнаменту имеют очень большое сходство с керамикой Ходжалы-Кедабекской культуры. Подобное же сходство прослеживается и в бронзовых предметах.

Изделия Нахичеванской культуры сохранились до наших дней в каменных ящиках, кромлехах и других погребениях. Здесь обнаружены керамические и бронзовые предметы, сердоликовые и пастовые бусы, кремневые и обсидиановые наконечники стрел. Они встречаются и в древних сельбищах, а также в погребениях, расположенных в районе циклопических сооружений. Керамические изделия Нахичеванской культуры по технике выполнения являются продуктом высокого мастерства, отличаясь хорошим качеством глины, прочностью обжига и изяществом форм. «Рисунок - геометрический, прямолинейный, строго симметричный и безукоризненно точно выведенный. Довольно тонкие стенки сосудов имеют совершенно правильную форму, хотя на них незаметно следов гончарного круга. Такая аккуратность и тщательность отделки придают сосудам настолько совершенный вид, что даже современные жители соседнего селения Тазакенд, до сего времени занимающиеся гончарным производством, неоднократно заявляли, что такого высокого качества сосудов они в настоящее время не изготовляют»И.И. Мещанинов. Краткие сведения о работах археологической экспедиции в Нагорный Карабах и Нахичеванский край, снаряженной в 1926 г. Обществом обследования и изучения Азербайджана. «Сообщения ГАИМК», в. I, стр. 237, 1926. .

Конец эпохи бронзы. Как установлено археологическими данными, население Азербайджана в эпоху бронзы жило отдельными родами в пещерах, больших длинных домах, землянках и полуземлянкахЯ.И. Гуммель. Археологические очерки. Изд. АзФАН СССР, Баку, 1940, стр. 82-124., а также во временно построенных камышевках, кибитках и др. Каждый род объединял ближайших родственников. Несколько родов составляло одно племя. Члены каждого рода вели общее хозяйство и жили первобытно-общинным строем. В ранние периоды каждое племя в составе своих членов имело людей, которые были знакомы с гончарным, кожевенным, ткацким, кузнечным, деревообделочным и другими ремеслами. Эксплуатация человека человеком была тогда невозможна. По этому поводу Ф. Энгельс писал: «Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность проявляются в том, что здесь нет места для господства и порабощения»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 163..

Наскальные изображения диких животных и сцен охоты на них, выявленные в Кобыстане в районе гор Джингирдаг, Беюкдаш и Кичикдаш, остатки костей домашних животных найденные в древних погребениях, большое количество кремневых вкладышей деревянного серпа, обнаруженных в Мингечауре, в Хизинском, Степанакертском, Ханларском и Дастафюрском районах, часть молотильной доски (вэл), снабженной заостренными кремневыми осколками, и, наконец, глиняный кувшин с вылепленными из глины же украшениями в виде зерен пшеницы и проса - все это очень ярко освещает характер хозяйства и быт предков азербайджанского народа в эпоху бронзы.

Наличие циклопических сооружений, построенных из больших глыб камней на сухой кладке, сохранившиеся в районе этих памятников, следы поселений того же времени, могильные поля с погребениями типа каменных ящиков, тоже сложенных из больших глыб камней, имевших теснейшую связь с циклопическими сооружениями и древнейшими поселениями являются прочным свидетельством того, что с эпохи ранней бронзы, примерно за 2 с лишним тыс. лет до н. э., население Азербайджана в основном вело оседлый и полукочевой образ жизни со скотоводческо-земледельческим хозяйством.

Перечисленные неопровержимые научные материалы, а также растительные остатки, косточки миндаля и персика, зернышки граната и винограда, найденные во время археологических работ близ гор. Ханлара, при изучении родового дома эпохи бронзы свидетельствуют о том, что наши далекие предки еще тогда занимались скотоводством, земледелием и садоводством, а более ранние периоды и охотой. В скотоводстве важную роль играло разведение овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и лошадей, а в земледельческом хозяйстве - культивирование ячменя, пшеницы и проса. Применение досок - вэл, подобных тем какие в азербайджанских селах употреблялись для молотьбы почти до недавних времен, говорит о значительных размерах площади, занятой хлебными злаками и о большом урожае. В садах произрастали миндальные, персиковые, гранатовые деревья и виноградные лозы. Люди охотились на оленей, джейранов, диких коз, быков и других животных. Древние предки азербайджанцев занимались горным промыслом. Они добывали кремень для изготовления в пищу и обработки шкур. Добыча медной руды для производства металлических изделий и камня для возведения циклопических укреплений и сооружения могил играла большую роль в эпоху бронзы. Обработка металла, изготовление бронзовых предметов - орудий, оружия и украшений, производство гончарных изделий все время развивались, совершенствовались и занимали видное место в быту. Местные жители овладели искусством вязания и тканья из шерсти и растительного волокна - конопли и льна.

Изучая материалы, добытые в могилах и в поселениях эпохи бронзы, можно составить представление о наряде людей, живших в то время в Азербайджане. Одежда их была сшита из грубых шерстяных, льняных и холщевых тканей и частично из шкур животных. На нее нашивали бронзовые и медные украшения, состоявшие из пуговок, блях, пластинок и т.д. На руках носили бронзовые и медные браслеты и кольца. Грудь и шея женщин украшались подвесками, талисманами, ожерельями из сердоликовых, металлических и других бус. На голову надевали металлические украшения. Косы пропускались через бронзовые или медные трубочки, а к концам привешивали бусы. Носили широкие пояса из ремня с бронзовыми украшениями; иной раз пояса сплошь покрывались бронзовой или медной пластинкой, на которой были выгравированы изображения животных и орнаменты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.