Рефераты. Древнерусская керамика

p align="left">Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отни-мала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, кото-рый двигался неровными толчками.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины («омятево», на Украине -- «балабух») и вытя-гивал из него сосуд любой формы, пользуясь пластичностью глины. Подсыпка песка была уже ненужна, так как гончар был заинтересован в том, чтобы глиняный ком возможно плотнее сидел на круге. Готовый сосуд срезался ниткой, оставлявшей на дне дуго-образные следы.

Какой же тип гончарного круга бытовал в Киевской Руси? Про-дукция, полученная на каждом типе круга, отличается целым ря-дом особых признаков:

1. Ручной круг легкого типа:

а) следы ленточной техники,

б) углубление на дне от маленького кружка,

в) клеймо,

г) подсыпка песка,

д) допустима незначительная асимметричность (от колебаний оси и круга), особенно в тонких верхних частях, а также дрожание и непараллельность орнаменталь-ных линий.

2. Ручной круг тяжелого типа:

а) следы ленточной техники,

б) гладкое дно, срезанное ниткой,

в) клейма быть не может,

г) подсыпка отсутствует,

д) полная симметрия и частота орнаментальных линий.

3. Ножной круг:

а) нет следов ленточной техники» Ремесло Древней Руси. / Б.А Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - С.168-169..

Что же касается русской печи, то Б.А. Рыбаков отмечает, что «обжиг горшков в домашних печах способствовал сохранению топки по черному -- курных печей. На Мологе в изготовлении посуды при-нимают участие и женщины, что не наблюдается в других местах. Форма посуды примитивна. Область Моложского Полесья является как бы переходной от ручной лепки к гончарному производству»Там же. - С.169..

1.2. СТЕКЛОДЕЛИЕ

О древне русском стеклоделии пишет опять-таки использованая уже ранее в данной работе «Археология СССР», а т. к. литературы по данному вопросу немного, обращаемся опять к этому источнику.

«Русское стеклоделие, зародившееся в начале XI в, а в XII-XII вв. достигло значительного развития. В начале XI в. появилась масса стеклянных бус разных типов собственного русского производства, которые вытеснили бусы привозные. В середине XI в. появляется столовая стеклянная посуда и разнообразные туалетные и иные сосуды. В XII в. столовая посуда распространяется очень широко, даже в быту рядовых горожан. В первой половине XII в. появляются стеклянные браслеты отечественного производства, которые к XII в. Носила каждая горожанка. После монголо-татарского нашествия, кода в русских городах шёл процесс восстановления ремесла, некоторые отрасли стеклоделия были потеряны, прекратилось изготовление стеклянной столовой посуды, перестали делать оконное стекло, в производстве остались только некоторые предметы украшений - бусы, перстни, браслеты (до середины XIV в.).

Древнерусские стеклянные изделия в зависимости от назначения делали из стекла разного состава. На изготовление стеклянной посуды, оконного стекла, бус, перстней, браслетов шло калиево-свинцово-керамическое стекло, слабо окрашенное или цветное. Для производства мелких поделок и подобных изделий, разного рода игрушек, писанок широко применяли свинцово-кремниевое стекло с окраской в разные цвета.

В состав шихты калиево-свицово-керамического стекла входили песок, окись свинца (сурик) и поташь. Металлический свинец перед составлением шихты предварительно превращали в окись путём обжига. Для варки стекла брали две части песка, одну часть окиси свинца и одну часть поташа.

Техническими приёмами обработки стеклянной массы при изготовлении разнообразных изделий были разнообразные традиционные средневековые операции - выдувание (дутьё) и вытягивание или накручивание. Вся стеклянная посуда Древней Руси изготовлялась техникой выдувания.

Первые древнерусские стеклоделательные мастерские были обнаружены в Киеве во время раскопок на усадьбе А.А. Петровского в 1907-1908 гг. Остатки мастерской составляли «ряд глиняных горнов и печей особого устройства» в окружении «повреждённых браслетов и таких же колец» (Хвойко В.В., 1913). В 50-е гг. были обнаружены в Старой Рязани, Новгороде, Селенске и в др. городах.

Прямых свидетельств стеклоделательного производства - печей, стекловарительных горшков, запасов сырья и производственных отходов на этих памятниках найдено очень мало. Остатки одной мастерской, сильно разрушенной позднейшими ямами, были открыты в 1951г. в Киеве на Подолье и на территории Киево-Печерской лавры ( Богусевич В.А., 1954).

Развал мастерской представлял собой остатки двух горнов в виде сильно разрушенного пода, наземных конструкций, обломков кирпичей с потёками стекла с внутренней стороны, куски рухнувшего свода, стекловаренные горшки с остатками невыбранного стекла, куски металлического свинца, так называемый»козё», многочисленные куски стеклянной массы, не проваренной и не осветлённой, напоминающей по внешнему виду необработанные кремневые отщепы. Эта мастерская была устроена, как считает автор, в связи с отделочными работ в Успенском соборе.

Площадь печи, судя по сохранившейся части, превышала 2 м кв. стены печи были выложены из плинфы толщиной 3 кв. м, высота печи неизвестна. Толщина глиняного свода достигала 7 см. Огнеупоры могли выдерживать температуру выше 1500, но рабочая температура печи не поднималась выше 12000 . Температурный интервал, остававшийся в резерве, свидетельствует в пользу высоких свойств печи, принадлежащий по этим параметрам к специализированным печам нового типа, а не к универсальным печам нового типа, а не к универсальным, более приметивным.

Стекловаренные горшки в виде сильно расширяющегося усечённого конуса обычны для эпохи средневековья. Толщина их стенок достигала 1 см, толщина дна 0,6 см. В качестве материала использовалась высококремнеземистая глина. Обломы фрагментов имели светло-жёлтый цвет. Остатки глиняного пода были найдены в Любыче (Рыбаков Б.А., 1964 б).

Археологические наблюдения над раскопанными мастерскими стеклоделов и в частности находки больших слитков стекла без каких-либо следов производства по варке стекла позволяют предположить, что мастерские были двух типов. Крупных и технически высоко оснащённых мастерских варили стекло и в тоже время изготовляли и разнообразную продукцию. Другие мастерские были шире распространены и имели более простое оборудование; в них занимались лишь переработкой лишь переработкой полуфабрикатов, т.е. слитков стекла в браслеты, бус и т.д, а также переработкой и стеклянного боя. Такие мастерские встречены в Новгороде: например, в слое начала XIV в. во дворе усадьбы, стоявшей на углу Великой и Холопьей улиц, обнаружен развал мастерской. Здесь среди разных находок обнаружено несколько крупных слитков крупного стекла голубого и зелёного оттенков. Вероятно, тут работал ремесленник по изготовлению стеклянных перстней, бус и браслетов».

О том, что на территории Киевской Руси были мастерские по производству стекла пишет и Тихомиров М.Н.. Он делает ссылки на Хвойко В.В. в своей книге «Древнерусские города» и пишет о мастерской по производству стекла, которая находилась в Киеве.

Таким образом, исходя из всего выше написанного, подводим итоги.

В Древней Руси наряду с другими отраслями промышленности развивается гончарное дело и стеклоделие. Основными центрами развития являются города Киев и Новгород, а также другие города Киевской Руси. На протяжении I X -XIII вв. усовершенствуются технологии изготовления данных отраслей производства. В городах появляются гончарные горны, усовершенствуются гончарные круги, что же касается деревень, то здесь тоже есть гончарство и стеклоделие, только используются другие технологии, более устаревшие и примитивные.

В целом период развития гончарного дела и стеклоделия можно условно разделить на такие периоды: до образования Киевской Руси (VII-VIII вв.) и до монголо-татарского нашествия наблюдается подъём, упадок происходит во время монголо-татарского нашествия, после нашествия опять наблюдается подъём, но уже не такой значительный, как ранее.

2. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА

2.1. КИРПИЧИ

В Киевской Руси, начиная с эпохи Владимира быстро развивается светское и церковное зодчество. В связи с этим расширялось производство кирпича, черипицы, рисованых облицовачных плиток, печных изразцов. Постепенно, кроме гончаров посуды и игрушки, появилась новая специальность - “ плинфоделатели” - кирпичники.

По данному вопросу есть сведения у Рыбакова Б.А., Вагнера Г. К. Мусиенко П.Н. и у др. исследователей.

Мусиенко П.Н. пишет: «В исторической литературе упоминается о специальных печах.

Оборудование кирпичных мастерских состоит кроме напольной печи из деревянных форм (рам) для формовки кирпича и изразцов, а также разнообразного инструмента для обработки и росписи изделий.

На кирпичах часто встречаются знаки и клейма мастеров. Кирпич в Древней Руси производился более чем в 40 городах и населённых пунктах. Большинство их относится к Среднему Поднепровью с Центром в Киеве, Чернигове, на севере - к Новгороду, на востоке - к Москве» Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве. - К.: Академия архитектуры Украинской ССР, 1952. -С. 6.

.

О кирпичниках также пишет и Рыбаков Б.А., но Тихомиров М.Н. выдвигает сомнения по этому поводу, говоря, что « В существовании особой специальности плинфотворителей или кирпичников можно сомневаться, как и в существовании особых мастеров по изготовлению поливных плиток» Тихомиров М.Н, Древнерусские города. - М.: изд-во политической литературы,1950. - С. 9.

. Далее он сслается на раскопки Воронина Н.Н. во Владимире-на-Клязьме и делает вывод, что «поливные кирпичи делали те же гончары».

Возможно, Тихомиров М.Н. и прав (по причине недостаточного количества источников по данному вопросу, мы не можем согласиться,но и отрицать это тоже не можем), но он не взял во внимание тот факт, что Рыбаков Б.А. делает ссылку на Миятева, а значит, если даже это ни так, то все вопросы должны быть отправлены ни к Рыбакову Б.А., а к Миятеву.

Несмотря на это расхождение мы продолжаем работу далее, обращаясь к недавноупомятому Рыбакову Б.А. «Большую роль в развитии кирпичного строительства сыграла христианизация Руси. Начиная с эпохи Владимира, в русских городах развивается церковное и светское зодчество, требовавшее большого количества кирпича. Источниками знакомства с кирпичной техникой могли быть как византийские горо-да вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (напр. Саркельское городище). Не исключена возможность влияния и Дунайской Болгарии, где уже в эпоху царя Симеона (конец IX -- начало X в.) в Преславе существовало местное изготовление кирпичей болгарами, что доказывается наличием на них болгарских букв.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец Х - начало ХI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Для представления хоть какого-либо вида кирпича, мы возьмём у Рыбакова Б.А. описание кирпичей: «Древнейшие русские кирпичи -- квадратные, плоские. Ширина кирпича в XI в. -- 40--38 см, при толщине 2.5--3 см. Постепенно стороны квадрата уменьшаются, а толщина возрастает. В XII в. встречается кирпич 19x27x4 см (Смоленск, Вщиж). Кирпич назывался греческим термином «плинта» («плинтъ», «плита»). Давая описание древних кирпичей, невозможно промолчать о том, что в Киевской Руси иногда встречаются кирпичи с клеймами. По этому поводу также до сих пор ведутся споры. Среди версий существующих по этому вопросу, ведущее место занимает версия, поддерживаемая Уваровым В.И.Он говорит, что клейма - это знаки мастеров, которые их изготовляли то или иное изделие (необязательно кирпич, это могла быть и посуда). Несмотря на сомнения о существовании кирпичников, всё-таки доверимся опять Б.А. Рыбакову и представим себе как выглядит кирпичная мастерская «оборудование кирпичных мастерских должно было состоять из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Сушились кирпичи на открытом воздухе и нередко на широких плоскостях их видны отпечатки козьих копыт, собачьих лап и детских ног. Судя по всему оборудованию, кирпичное дело долж-но было существовать отдельно от гончарного» Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейшего периода. - «Научные знания Смоленского гос. Университета». - Смоленск,1929, Т. 1, вып. 3. - С.23.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.