Рефераты. Древнерусское государство (IX-начало XII вв)

p align="left">Государственное управление на местах было организовано на началах кормления. Князьям-наместникам перепоручался теперь сбор дани. Две трети ее они отправляли в Киев, оставшуюся часть получили право распределять между собой и дружинной администрацией. Роль дружинного сословия возросла в деле государственного управления. Из числа дружинников князья назначали наместников в крупные города (посадники), предводителей военных отрядов (воевод), высших должностных лиц (тысяцких и сотских), сборщиков поземельных податей (данников), судебных чиновников (вирников, ябетников, мечников, емцев, подъездных), сборщиков торговых пошлин (мытников), мелких должностных лиц (биричей, метельников), управителей княжеских вотчин (тиунов).

В начале XI в. на Руси завершился процесс оформления господствующего слоя. Он состоял из земской аристократии, городских старейшин и княжеской служилой аристократии, дружинников и администраторов князей. По распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве полагалось приходить боярам, гриди, сотским, десятским и всем нарочитым мужам. Княжеская дружина выступала во главе русского купечества, которое выделилось из его состава. Дружинная знать в значительной степени уже ославянилась и обрусела. И хотя в XI в. князья продолжали еще призывать на службу варягов, те из них, кто не уходил потом в другие страны, быстро ассимилировались.

Таким образом, равноправие догосударственной эпохи постепенно изживалось. На Руси появилась знать: «лучшие», «лепшие», «большие», «старейте» мужи. Это были потомки родовых старейшин, племенных вождей, верховные дружинники-бояре, «княжьи мужи» составляли теперь группу «земских бояр», имевших самый высокий статус.

Формирование частной собственности на землю было материальной основой социального расслоения. Особенно этот процесс усилился в X--XI вв., когда произошли изменения в системе земледелия.

Переложная и подсечно-огневая формы земледелия уступили место пашенной в виде сначала двуполья, а затем трехполья. Земледелие стало главной отраслью хозяйства. Возникла заинтересованность в закреплении земли в собственности одного хозяина. Родоплеменная знать превращала общинные угодия в частные владения. Этот процесс получил название «обояривание земель». Так возникла вотчина (отчина) -- земельное владение, являвшееся полной собственностью знатной семьи. Ею можно было распоряжаться и передавать по наследству.

Помимо родоплеменной знати феодалами становились княжеские дружинники, выделившиеся из общин «лучшие люди», местная знать, верхушка покоренных племен. Кроме светских землевладельцев появились и церковные. Церковное землевладение расширялось за счет княжеских пожалований и вкладов «на помин души», т.е. завещаний имущества церкви. Княжеское землевладение росло как за счет захвата общинных земель, так и присоединения пустошей, никем не занятых угодий. Таким образом, вотчина могла быть княжеской, боярской и церковной. Тремя родами привилегий пользовались вотчинники: 1) владеть землей; 2) эксплуатировать труд проживавшего на ней населения; 3) осуществлять суд по отношению к нему.

Первоначально возникла поземельная зависимость. Люди, лишившиеся земли, должны были отбывать в пользу феодала различные повинности за пользование земельными участками, которые теперь стали собственностью феодалов. Вторая форма зависимости -- личная. Человек, попадая в нее, прикреплялся к земле, на которой он проживал, и уже не мог уйти от своего хозяина.

Для обозначения всего древнерусского общества, народа, мира существовало понятие люди. Все сельское население, противостоявшее феодалам, называлось смердами. Позже его стали употреблять в значении «чернь», «мужик».

Смерды делились на общинников и зависимых от феодалов. Их положение было различным. Смерды-общинники платили подати и отбывали повинности в пользу государства. Находившиеся в поземельной и личной зависимости от землевладельцев смерды должны были отрабатывать (барщина) или платить натуральный и денежный оброк.

Но и смерды-общинники, несмотря на разность своего достатка, относились к низшему, неполноправному населению и являлись той средой, из которой формировались категории зависимого населения. Превращение свободных общинников в феодально-зависимых людей осуществлялось: 1) в результате захвата общинных земель феодалами; 2) путем раздачи князем земель дружинникам; 3) в ходе закабаления смердов в неурожайные годы. Так появились закупы и рядовичи -- временно обязанные феодалу люди, попадавшие к нему в экономическую и юридическую зависимость до момента возврата взятой купы (займа) или истечения срока договора (ряда). Если они, не отработав долга, убегали от своего господина, то обращались в рабство. В период раннего феодализма такие методы зависимости распространялись сравнительно медленно. Поэтому значительной оставалась группа лично свободных земледельцев, особенно в отдаленных районах страны.

В XI в. на Руси было 60 городов. Это много по средневековым меркам.

Старые города, около 20, о которых говорит Начальная летопись, являлись племенными центрами и крупными пунктами торговли на пути «из варяг в греки». Новые города возникали как центры ремесла и управления. Они рождались из ремесленных посадов вокруг монастырей, княжеских и боярских вотчин. Нередко киевский князь приказывал переносить город со старого места на новое. Особенно это касалось древних племенных центров -- рассадников местного сепаратизма. Основную категорию горожан составляли ремесленники, купцы и ростовщики. Знатные и богатые люди имели в городах свои резиденции, так что городское население также подразделялось на привилегированных «белых людей», свободных от налоговых повинностей государству, и «черный люд», несший основное бремя тягла.

Рабовладельческий строй в Древнерусском государстве не сформировался по ряду обстоятельств.

1. У восточных славян разложение родоплеменных отношений совпало по времени с эпохой крушения античного рабства.

2. Плотность населения на Восточно-Европейской равнине была значительно ниже, чем в Южной Европе -- очаге классического рабства, и составляла один--три человека на квадратный километр, тогда как в Западной и Южной Европе в эпоху раннего Средневековья -- до 30 человек.

Необъятность территории и низкая плотность населения, суровые климатические условия, не позволявшие выжить в одиночку, обусловили рассеянность производства и устойчивость общинной организации сельских производителей. Вместе с тем элементы рабовладельческих отношений имели место у восточных славян, как и у всех древних народов. Рабы на Руси были прежде всего товаром. Основным источником их пополнения был плен, но также в ограниченных размерах и долг, самопродажа, рождение от раба, невыполнение условий ряда. В хозяйстве их использовали нешироко. По правовому положению к ним примыкала низшая категория зависимого населения Древней Руси -- холопы. Из их числа формировалась дворовая челядь, выполнявшая земледельческие и ремесленные работы. Некоторые холопы находились на положении слуг или воспитателей господских детей. Все они получали содержание натурой. Наиболее высокое положение среди них занимали тиуны -- разного рода управляющие вотчинами. Выкупившиеся из неволи рабы, а также разорившиеся купцы и поповичи, не выучившиеся грамоте, попадали в категорию малоимущих и бесправных изгоев или сирот.

При первых киевских князьях налоги имели форму полюдья. Так они назывались потому, что собирались со всех людей путем объезда киевским князем и его дружиной подвластной территории ежегодно с ноября по апрель.

Дань имела натуральную форму. В нее входило продовольствие, меха, мед, воск и пр. Размер, сроки и место ее сбора строго не фиксировались и определялись произвольно не только со стороны князя, но и его дружинников.

После гибели князя Игоря его вдова княгиня Ольга в 945 г. осуществила податную реформу. Она установила уроки -- нормы дани, погосты -- места и время ее сбора. Подать, свозившаяся к погостам, получила название повоза. Упорядочение сбора дани выразилось во введении единицы обложения. Ею были либо дым (семья), либо рало (хозяйство).

По мере развития феодальных отношений дань превращалась в подать, взимаемую наместниками в пользу государства, в одних случаях и в феодальную ренту -- в других. С укреплением государства сборы и повинности, главным образом торговые и судебные, значительно выросли: «таможенный корм», «волостелин корм», «продажи», «виры».

С процессом оформления государства на Руси было тесно связано принятие христианства. Укрепление центральной власти киевских князей и складывание единого господствующего слоя требовали новой идеологии. Местные языческие культы и их служители волхвы, приверженцы вечевых традиций управления, становились опасными соперниками Рюриковичей, носителями сепаратистских настроений. Принятие византийского варианта христианства (православия) было предопределено сложившимся к концу Х в. типом государства и общества на Руси. Комплексом имперского величия заражались те, кто принимал православие от Византии, в которой государственное мышление господствовало над национальным сознанием. Идея «священного цезаризма» как нельзя более соответствовала интересам изоляционистски настроенной правящей верхушки русского общества.

Сам акт принятия христианства был связан с перипетиями политических отношений Руси с Византией. Владимир по просьбе византийских императоров Василия II и Константина разгромил мятежного полководца Варды Фоку и потребовал взамен исполнить обещание отдать за него их сестру, царевну Анну. Однако императоры отказались. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии город Корсунь и тем самым принудил императоров послать к нему Анну. Только после такой наглядной демонстрации своей политической самостоятельности и силы Владимир принял в 988 г. крещение и женился на царевне Анне. Многие знатные воины, подражая князю, перешли в христианство.

По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению жителей столицы, а затем и других своих подданных. Киевляне перешли в «греческую веру», по свидетельству митрополита Илариона, «аще кто и не с любовию, но страхом повелевшаго крещахуся». Столь же спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных пределов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной среде. На севере и востоке Руси религиозные новшества встретили сопротивление. Новгородцы взбунтовались против присланного в 991 г. в город епископа Иоакима. Для их покорения потребовалась военная экспедиция из Киева во главе с Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, заявив о своей приверженности обычаям предков. В Новгородской, Муромской и Ростовской землях к моменту крещения успели сложиться элементы языческой организации, выделилась и обособилась жреческая прослойка волхвов-кудесников. В южных городах и сельской местности языческие верования существовали скорее как неоформленные суеверия. Христианская религия рассматривалась также как угроза политической автономии северных и восточных земель -- их подчинение воле киевского князя основывалось на традиции и не было столь безграничным, как на юге и западе.

Признание Руси христианским государством изменило уровень ее взаимоотношений с европейскими странами и народами. Приобщение многоликого мира Руси к ценностям христианства способствовало объединению жителей разных земель в культурную и политическую общность. Миссионерская деятельность среди финноязычных и тюркских племен не только вовлекала их в орбиту христианского мира, но и смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.