Рефераты. Древний Египет

p align="left">Родственники царя занимали наиболее важные должности в государстве. Высшую должность управителя дворца и начальника всех ведомств (чати, визирь) по традиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику, иногда из касты жрецов.

Судя по документам периода фараона Тутмоса III (XV в. до н.э.), визирь, чати, возглавлял всю систему управления. Он восседал на седалище со спинкой, рядом находился жезл - символ его власти, перед ним было разложено 40 кожаных свитков с законами. Рядом стояли вельможи более низкого ранга, в том числе начальник приемной, писцы.

При разборе жалоб ритуал требовал выслушать обе стороны. Функции верховного сановника: надзор за состоянием военных крепостей, ирригационных сооружений, руководство взиманием налогов, разбор территориальных споров. Он контролировал судебные органы, требовал, чтобы решения судей принимались коллегиально, а не единолично. Чати назначал чиновников в Верхний и Нижний Египет, о своей деятельности те докладывали ему о сроках восхода звезды Сириус, об уровне подъема воды в Ниле, о возможном наводнении, о состоянии военных крепостей. Кроме судебной палаты, в его ведении была сокровищница. Дом оружия, архив, в котором хранились данные переписи населения. Вместе с правителем Дома войны (военным министром), он формировал ополчение, отвечал за строительство крепостей. В отдельные периоды чати был главой столичного управления. Косвенные данные говорят о наличии у чати инструкции, в которой были расписаны функциональные обязанности всех его подчиненных.

Иероглифы, обозначавшие сановников, вельмож, всех служилых в управлении, имели три значения: «большие, послушные приказу» (состояли при фараоне), «господин, послушный призыву» и ниже рангом -«послушный призыву». Последняя категория включала тех, кто работал в храмовых хозяйствах, в имениях крупных чиновников. В нее входили не только свободные, но и рабы. Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально их назначение утверждалось указом фараона.

Носители обуви, опахала фараона, хранители его одежды одновременно выполняли обязанности государственных чиновников. Из жизнеописания чиновника Уны (сер. XXV в. до н. э.- нач. XXIV в. до н. э.) узнаем, что его карьера началась с носителя царских сандалий, затем он стал начальником склада, а в конце жизни он - предводитель войска и начальник управления по Верхнему Египту.

Гробницы вельмож и сановников размещались у пирамиды фараона. Чем он был выше по должности, тем ближе его могила располагалась к царской усыпальнице. Рассказ о преданности царю, усердности по службе, о наградах и повышениях занимал обычно главное место в надгробных надписях. Из них можно представить структуру бюрократического аппарата.

Сановник Мечен из Раннего царства Египта (XXVIII в. до н. э.) на стенах своей гробницы поведал потомкам о своей карьере, о том, как ему удалось сколотить приличное состояние. Надгробная надпись содержит важные сведения о номенклатуре должностей: начальники пограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии, судьи разных рангов. Названы и другие вельможи, обязанности которых определялись весьма сложно: правители Домов двух ночей, ножей, двух собак, начальник Западных ворот, чиновник с громким голосом и др. Вероятно, практиковалось совмещение должностей.

Военное ведомство в Египте возглавлял специальный сановник, начальник Дома войска или Дома оружия, он подчинялся только фараону, руководил строительством укреплений, крепостей, военных кораблей, ему подчинялись мастерские по изготовлению оружия. Во время военных походов и экспедиций армию возглавлял сам фараон. Во время войны объявлялся набор в ополчение.

Вначале армия состояла из ополченцев, со временем ее заменило постоянное войско профессионалов. Воины жили в отдельных поселениях, имели наделы земли, которые во время военных походов обрабатывали рабы. Гвардия фараона находилась в особо привилегированном положении, особенно в эпоху Нового царства. Вспомогательную роль играла полиция, которая обычно комплектовалась из пленных нубийцев и ливийцев. Местные правители в лице номарха и главные сборщики налогов имели свои полицейские подразделения. Полицейские служащие были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. Кроме охраны общественного порядка, военно-полицейские части помогали властям взимать подати, проводить мобилизацию населения для строительства ирригационных сооружений, пирамид, храмов.

Специальное подразделение полиции - охрана пирамиды, усыпальницы фараонов. Ограбление царских мемориалов каралось мучительной смертью: отрезали нос, уши, руки, сажали на кол. Жестокость наказания не устрашала преступников. Почти все гробницы фараонов были разграблены еще в древности.

В структуре управления древневосточной деспотии финансовое или налоговое ведомство также играло важную роль. Так, в Древнем Египте казначей, или главный хранитель сокровищ, имел громкий титул «Начальник над всем, что есть и чего нет». Вероятно, он прогнозировал будущий урожай и ожидаемые доходы. В его ведомство поступали донесения о сборе податей. Ему подчинялся начальник Серебряного дома (казначейства), который, надо полагать, составлял смету доходов и расходов.

Система бюрократии Египта уделяла большое внимание общественным работам. Трудовые ресурсы учитывались, проверялись, устраивались смотры. Это составляло основную обязанность царских писцов, которые знали количество занятых в каждой из каст. Выход из касты ремесленников происходил только с санкции фараона. Его администрация следила за эффективным использованием трудового населения, особенно на ирригационных сооружениях. К строительству каналов, дамб привлекалось почти все трудоспособное население, кроме жрецов и чиновников. Функция общественных, публичных работ являлась главной в деятельности государства.

Следовательно, управление строилось на принципах бюрократического централизма. Такая система представляет собой древневосточный вариант административно-командной системы, с четким определением функциональных обязанностей чиновников и строжайшим подчинением по вертикали.

На местах власть принадлежала наместникам фараона - номархам. При Рамзесе II насчитывалось 44 нома (области). Каждый ном сохранял известную хозяйственную самостоятельность, имел свой религиозный культ, свой герб, знамя. При торжественных церемониях к знамени прикреплялся значок.

Номарх обладал большими полномочиями: наблюдал за состоянием местной системы орошения, возглавлял административный аппарат, ведал судом и ополчением.

Бюрократическая система предписывала даже нечто вроде аттестации усопших покойников. Существовали нормы могильной площади, количество продуктов и предметов бытового обихода, которые должны были находиться в захоронениях, и, конечно, учитывался ранг усопшего. Кроме того, полагалось нечто вроде сопроводительной записи, письма. В них обычно отмечалось, что этот человек был добродетелен, не крал, не убивал, не соблазнял чужих жен, не обижал малых детей, не обманывал близких, не сквернословил. Имелись и такие подписи: «покойный не давил гирю, не плутовал с отвесом и т.п.», т.е. соблюдал древнеегипетскую метрологию.

Судя по источникам, государство регламентировало поведение подданных фараона и в личной жизни. Так, по школьным поучениям эпохи Нового царства, существовали фиксированные обязанности, нормы поведения земледельца, воина, пекаря, конюха, писца: «будь прилежен, дисциплинирован, не ленись», осуждалось пьянство, увлечение танцами. Высоко оценивалась должность писца: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, удалит от мотыги, ты не будешь носить корзину, она отдалит от гребли и весла, удалит от хлопот. Не будешь ты под владыками многими, под начальниками многочисленными». Писец освобождался от трудовой повинности, связанной с содержанием ирригационных сооружений.

Система образования была разветвленной и высокоразвитой. Подготовка чиновников велась в учебных заведениях. Принимались туда дети аристократов, высшей знати, чиновничества. Ученики проходили испытательный срок, принятые на учебу зачислялись на полный пансион. Такие учебные центры были в Гелиополе, Мемфисе.

При Рамзесе II самый престижный учебный центр - Дом Сети - находился в Фивах. Здесь обучали будущих жрецов, судей, писцов. Счетоводов и бухгалтеров готовили в школе при царской сокровищнице.

В других учебных заведениях преподавали астрологию, математику, филологию, выыускали хирургов, врачевателей. Медицинский центр был в Галиополе. В Доме Сети размещался главный научный центр, нечто вроде академии, и при нем имелась огромная библиотека. Древнеегипетские студенты привлекались к наблюдениям и научным исследованиям. Научные знания носили кастовый характер и были достоянием жрецов. Весь учебный и воспитательный процесс находился под абсолютным контролем жрецов, которые монополизировали знание. Аттестация жрецов во многом определяла карьеру, а порой и судьбу выпускника учебного заведения. Чиновники и жрецы входили в касту знати. Они освобождались от государственных повинностей. Высшие судебные сановники в Древнем царстве обозначались иероглифом «уста Нехена» (божества), главный интендант - «казначей бога».

Религия в Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, являлась доминирующей формой общественной идеологии. Но в этой стране официально не было государственной религии, религиозной ортодоксии, единой церковной организации. Каждый храм имел относительную самостоятельность. Сейчас трудно объяснить, почему жречество не создало единой, бюрократической системы, возможно, этому противились фараоны.

Религия требовала соблюдения обрядов заупокойного культа. По ее понятиям, человек продолжал в иной форме бытия существовать и на том свете. В одном из поучений XXII в. до н.э. говорилось: «Хорошо творить для будущего. Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели... Проходит жизнь на земле, недолга она. Процветает тот, кто оставляет о себе (добрую) память. Праведный живет вечно...» Египтянин заранее готовился к загробной жизни, так требовала религия.

Наличие мумии было гарантом загробной жизни, но ее бальзамирование, копчение, весь процесс консервации стоили дорого. Изготовление мумии по 1-му разряду стоило талант серебром. В могилу и гробницу обязательно клали мотыгу, заступ и коромысло, дабы и на том свете было чем возделывать и орошать землю.

Основные почести полагались властвующим. В эпоху Древнего царства фараоны сразу после воцарения приказывали строить для них баснословно дорогие пирамиды, на что тратились колоссальные средства. Доведенные до отчаяния египтяне бунтовали. По легенде, фараон Хуфу (Хеопс), разорив народ и государство строительством своей пирамиды, в поисках средств послал даже родную дочь на заработки в публичный дом. Фараоны Хуфу и Хафра (Хефрен) не были погребены в своих пирамидах, так как знали о намерении простого люда вытащить их мумии из гробниц и уничтожить.

Приведем еще пример обожествления личности фараона. На тридцатом году правления фараон Рамсес II вознамерился стать богом. Нужно было придумать способ поразить воображение соотечественников. В отвесной скале, возвышающейся над левым берегом Нила, были вырублены четыре совершенно одинаковые исполинские фигуры высотой 20 метров. Самые крупные из них изображают Рамсеса II, сидящего на троне. Он правил страной с 1317 по 1251 г. до н.э., прожил 89 лет. Рядом храм царицы Нефертити. Храм посвящен победе Рамсеса над хеттами в 1296 г. до н. э. Тогда был подписан первый из известных человечеству мирных договоров.

Вес каждой скульптуры - около 1200 тонн. У ног колоссов расположилась семья фараона - скульптурные изображения 111 его сыновей и 67 дочерей. Разве мог простой человек при виде такой необычной мощи хоть на минутку усомниться в божественности своего царя?

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.