Рефераты. Древний Китай

Древний Китай

Реферат

«Древний Китай»

На востоке континентальной Азии, на юг от пустыни Гоби и горных хребтов Куньлунь и Хинган, омываемых водами Тихого океана, находится страна, которая с древних времен удивляла попавших туда иностранцев и своим величием, и не похожими ни на что традициями, и многолюдностью, и достижениями науки и, особенно, техники. Страна эта называется Китаем.

История Китая насчитывает уже около 7 тыс. лет. Однако в древности под Китаем понимали не совсем то, что в наше время. Территория Древнего Китая была несколько меньше современного и включала в себя долины великих рек Хуанхэ и Янцзы и лишь некоторые соседние территории. Причем первоначально Китаем следует считать, вероятно, только долину Желтой реки, как переводится с китайского название Хуанхэ.

Как и во всех других странах древности, в Древнем Китае очень многое определялось географическим и климатическим своеобразием региона. Китай был отрезан от других очагов древнейших цивилизаций горными хребтами и обширными пустынями, которые простирались на тысячи километров. Хотя и здесь первые поселения возникли в долинах великих рек -- Хуанхэ и Янцзы, своеобразие местного климата и наличие природных ресурсов обусловило тот факт, что Китай развивался по достаточно своеобразному пути.

Согласно современным данным, не позднее V тысячелетия до н. э. в среднем течении Хуанхэ складывается неолитическая археологическая культура Хуншань, с которой ведут отсчет древнекитайской истории китайские археологи. Однако изучение культуры Хуншань далеко от своего завершения. На сегодняшний день прямой предшественницей древнекитайской цивилизации считается культура Яншао. В середине III тысячелетия до н. э. культуру Яншао сменила ее преемница культура Луншань, носители которой впервые в Китае начали использовать гончарный круг.

Отсутствие письменных памятников не дает возможности определить этническую принадлежность населения долины Хуанхэ к V--III тысячелетиям до н. э. Тем не менее, китайские историки, опираясь на древние легенды и предания, считают, что уже в III тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ жили прямые предки современных китайцев. Традиционная китайская историография начинает повествование с пяти предков, родоначальников китайского народа (у ди) -- Хуанди, Чжуансюя, Ку, Яо и Шуня. Эти пять предков обучили людей, бывших до этого дикарями, нормам цивилизации, земледелию, ремеслам, они же установили форму правления, порядок жертвоприношений, правила нравственности и должного поведения. Их правление рассматривается как золотой век. Рождение Хуанди произошло около 2704 года до н. э., и время правления -- с 2698 по 2598 год до н. э. Имя Хуанди связывается с нанесением поражения «варварам» в большом сражении где-то в современной провинции Шаньси, которая дала возможность подчинить все племена на равнине Хуанхэ. После предков около 2205 или около 2100 годов до н. э. к власти в Китае пришла первая правящая династия -- Ся.

Династия насчитывает семнадцать владык, наиболее известны правители Юй, Ци, Фа, Цзе. Последний влюбился в красивую, но злую женщину, был деспотом, уничтожал целые роды, чем вызвал оскорбление Неба, что проявилось в восстании народа, передавшего власть добродетельному Чэн Тану, основателю новой династии Инь.

Именно с Инь связаны наиболее ранние достоверные исторические сведения о Древнем Китае и его жителях. Датируется период Инь, или, как его называли сами жители тогдашнего Китая, Шан, примерно 1600--1027 годами до н. э. Дом Инь ведет происхождение от легендарного императора Ку. Четырнадцатый правитель Чэн Тан сверг недобродетельного Цзе, последнего императора династии Ся, и стал основателем новой китайской правящей династии -- Инь.

Изучение периода Инь отличается разнообразием подходов. В целом, Инь считается клановым обществом или раннегосударственным образованием, сложившимся и развивавшимся независимо от других центров современных ей древневосточных цивилизаций. В археологическом отношении прямыми предшественницами Инь считаются сложившиеся еще в V тысячелетии до н. э. в бассейне Хуанхэ на базе местного палеолита и мезолита неолитические культуры Хуншао и расписной керамики Яншао, сменившиеся в середине III тысячелетия до н. э. поздненеолитической культурой черной керамики Луншань. По расовому типу шанцы в массе своей были монголоидами, включая правителей, хотя среди многочисленных изображений человека (в основном на бронзе) встречаются различные расовые типы, включая европеоидов. Некоторые данные (характерные индоевропейские особенности производства металлов, использование колесниц и лошадей) дали возможность предположить, что индоевропейские племена тохаров могли сыграть посредническую роль в проникновении в Китай элементов городской цивилизации. Хотя инвентарь населения почти не изменился со времен Луншаньской культуры, технологически Инь принадлежит к бронзовому веку. Согласно господствующей в современной синологии точке зрения, технология производства бронзы, видимо, имеет местную основу. Значительное развитие получило ремесло, в особенности бронзолитей-ное, керамическое и косторезное. Кроме того, существовали и другие ремесла -- обработка камня, раковин, золота и дерева, изготовление оружия и военного снаряжения, ткачество и шелкопрядение. Высокий уровень ремесла был достигнут только в дворцовых мастерских. Быт простых земледельцев мало изменился со времен неолита, будь то строения, орудия труда, хозяйственные поделки, одежда, украшения и т. п. Больших успехов достигло строительное дело, что подтверждается обнаруженными в Чжэнчжоуском городище остатками глиняной городской стены и фундаментами жилых построек, а также следами «дворцов» в последней иньской столице близ Аньяна.

Простые шанцы жили в хижинах-полуземлянках. Основой хозяйства являлось земледелие, значительную роль играло также животноводство, дополнявшееся промыслами, охотой и рыболовством. Наличие значительного числа надписей с гаданиями о дожде дает основание делать вывод о существовании неполивного земледелия, целиком зависевшего от естественных осадков. В земледелии господствовал ручной труд с использованием преимущественно деревянных орудий (мотыги, серпы и т. п.) с каменными вкладышами или рабочими частями. Шанцам были хорошо известны зерновые культуры -- просо, пшеница, ячмень (ближневосточные по происхождению), чумиза, бобы, фасоль, конопля, рис. Выращивались также садово-огородные культуры, тутовые деревья, уже разводились шелковичные черви (шелкопряд). В пищу употребляли грибы, ягоды, коренья и травы. Из домашних животных, судя по надписям, преобладали свинья и собака, но встречались также коровы и лошади, овцы и козы, куры, утки и гуси.

Во главе государства стоял правитель. Основными непосредственными производителями в земледелии были полноправные общинники (чжун, чжун-жэнь -- масса, множество людей). Земли делились, вероятно, на общинные, с которых кормились все члены рода, и общественные, забота о содержании которых была функцией правителя. Эти поля обрабатывались инвентарем, получаемым из дворцовых ремесленных мастерских. Степени зависимости и различные категории чжун-жэнь не известны -- считается, что все общинники находились на положении государственно-зависимых -- по приказу вана или представителей знати, начальников областей их посылали на земледельческие работы, использовали на охоте и в армии. Чужеземцы из числа пленников (в основном это западные соседи -- племена цян), которых приносили в жертву, могли использоваться на тяжелых вспомогательных работах, например, по расчистке земли для пашни.

Столица находилась под непосредственным управлением правителя и центральной администрации. Здесь находились дворцы, мастерские, амбары, казармы, «большие поля». Власть правителя была, по-видимому, ограничена советом знати, в который входили земельный надсмотрщик, земельный староста, главный садовник, главный пастух и другие. Правитель возглавлял коллегию жрецов, гражданскую и военную администрации.

О политической истории государства Шан мы знаем очень мало. Последним шанским правителем был Чжоу Син. В 1027 году до н. э. его одолел представитель дома Чжоу У-ван. На этом период Инь заканчивается и начинается новый период -- Чжоу.

После падения династии Инь в самом конце II тысячелетия до н. э. к власти в Китае приходит династия Чжоу. Хотя традиционная китайская историография рассматривает эту династию как третью из «трех династий» древнего Китая, после Ся и Инь и датирует ее XII--III веками до н. э., современные ученые считают ее второй исторически подтвержденной династией и первой, которую можно считать несомненно китайской (хуася) с точки зрения этнической принадлежности. В настоящее время Чжоу датируют примерно 1027--256 годами до н. э. Принято делить эту эпоху на два периода: Западное Чжоу (1027 -- 771 годы до н. э.) и Восточное Чжоу (770--255 или 250 годы до н. э.). Начальный период Восточного Чжоу носит также название Чуньцю («Весны и осени», 722--481 годы до н. э.), а период замыкающий -- Чжаньго («Борющиеся царства», 403 -- 221 годы до н. э.). Первым китайским правителем из династии Чжоу, а у чжоусцев он назывался «ван», был У-ван, правивший в 1027 -- 1025 годы до н. э., которому удалось объединить весь Северный Китай. Последним ваном Западного Чжоу стал Пинван (770--720 годы до н. э.). При нем наблюдается упадок власти ванов.

Государство Чжоу было крупнее территориально и более многочисленно, чем государство Инь, оно имело более сложную социально-политическую организацию с администрацией на трех уровнях (местный, региональный и центральный) с большим количеством специальных служб. В государстве была также многоступенчатая иерархически организованная административно-политическая структура, основанная на клановых и внеклановых патронажно-клиентных связях -- система, санкционирующая и легитимизирующая все ступени власти, обеспечивавшая ощутимые привилегии для верхов и, в первую очередь, престижный уровень потребления за счет ренты-налога с производителей и дани с зависимых соседей.

Для контроля за территорией, заселенной различными племенами, которая не примыкала к столицам государства, но считалась находившейся под непосредственным политическим контролем чжоусцев и их административного аппарата, была использована иньская система уделов. Все земли делились на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. Пожалование удела предусматривало предоставление новому владельцу исключительного права господства над всей управляемой территорией и над обитавшим там или переселенным туда населением. Естественно, все уделы были тесно связаны с центром, зависели от его помощи и военной поддержки в случае нужды.

Система уделов в условиях растянутых коммуникаций, непрочных связей, разноплеменного населения и слабости центра неизбежно вела к политической раздробленности. Одной из важных причин, приведших к такому результату, была необходимость создания уделов-вотчин и служебных кормлений для администраторов высших рангов, приближенных и родственников чжоуских правителей. Одновременно шел процесс внутренней консолидации уделов, особенно сравнительно отдаленных от столиц и потому более независимых от центра. Правители их в 4--6-м поколениях уже чувствовали себя полными хозяевами в своих уделах. Их подданные единодушно воспринимали своего удельного правителя как естественного и единственно возможного вождя. Внутренние связи в уделах усиливались за счет разраставшихся семейно-клановых уз.

В VIII веке до н. э. в Китае начинается период Чуньцю, когда власть чжоуских ванов постепенно становится номинальной и многие правители объявляют себя ванами. Хотя чжоуский дом по-прежнему считается единственным обладателем мандата Неба, выделяются сильные княжества-гегемоны, стремящиеся подчинить себе более слабые владения. Эти княжества назывались У ба («Пять гегемонов»), причем четыре из них были из «варварских» нехуасяских царств. Из них только Цинь признавало номинальную власть чжоуского вана. Они образуют лигу, оказывая друг другу поддержку, и по существу диктуют свои условия царскому дому Чжоу.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.