Рефераты. Древний Рим

Древний Рим

Реферат

на тему:

«Древний Рим»

Москва, 2008

Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1. Город Рим 5
    • §1 Царская власть в Риме 5
    • §2 Особенности полисной идеологии 6
    • §3 Городское управление и полиция 8
  • Глава 2. Религия 15
    • §1 Римская религия 15
  • Глава 3. Литература и искусство 22
    • §1 Римская драма и поэзия 22
    • §2 Римская прозаическая литература 27
    • §3 Римская архитектура IV-I вв. до н. э. 30
    • §4 Скульптура 33
  • Глава 4. Наука 36
    • Наука 36
  • Заключение 38
  • Список использованной литературы 39
Введение

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754\3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные период. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Тит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.

Легенда основания Рима. Пришли братья Ромул и Рем на холмы, стали выбирать, на каком именно начинать строительство. Ромулу больше нравился Палатинский, а Рему - Аветинский. Решили они сесть каждый на свой холм и ждать божественного знамения. Скоро увидел Рем, что кружат над его холмом шесть коршунов, обрадовался: «Мне боги велят основать город. Он будет носить мое имя!». Но в этот момент появились коршуны и над Ромулом, и не шесть, двенадцать! Все сочли такое знамение более благоприятным. По обычаю, нужно было запрячь в плуг быков и пропахать борозду вдоль будущих стен; и если правильно будут совершены все обряды - никакой враг никогда не переступит черты, не войдет в город. Приступил Ромул к совершению обрядов. Мрачно смотрел на это Рем; досадно было ему, что на Палатине, а не на Аветине возникает город. Все больше и больше распалялся он яростью, и, наконец, в бешенстве воскликнул: «Да через эти стены переступит даже младенец!» и несколько раз переступил борозду с одной стороны на другую.

Безрассудным и греховным был этот поступок: ведь Ромул отвечал за судьбу нового города и обязан был отомстить за его поношение. Выполняя свой долг перед гражданами будущего города, схватил Ромул меч и и заколол брата со словами: «Да погибнет так каждый, кто осмелится насилием нарушить границы моего города!». Затем Ромул завершил обряды и назвал город своим именем - Рома, город Ромула (по-русски, Рим).

Уже в древности Рим называли «Вечным» или просто Городом с большой буквы. Риму больше двух с половиной тысяч лет. До сих пор поражает не только красота и величественность уцелевших старинных зданий, но и развалины храмов, дворцов, цирков, общественных бань водопроводов, площадей, дорог, лестниц. Их строили из мрамора, камня, других прочных материалов на века. Таким городом нельзя было не гордиться.

Каждый римлянин знал героев своего родного города и стремился подражать им. Суровый, дисциплинированный воин, довольствующийся домотканой одеждой, простой едой и напитками, скромным жильем и мебелью - идеал древнего римлянина. Веками хранились предания о таких людях. Римский писатель Тит Ливий донес их до нас: он написал большой труд по истории Рима, начав с первых лет его существования. Очень интересно рассказал о героях Рима Вергилий в поэме «Энеида», названной по имени Энея, главного героя.

Глава 1. Город Рим

§1 Царская власть в Риме

После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме правили еще 6 царей: Нума Помпиллий, Тулл Гостиллий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Первых трех царей историки считают легендарными, а цари «этрусской династии» являлись реальными историческими деятелями, история воцарения которых до сих пор вызывает споры среди ученых. Поэтому этот период в истории Рима называется «царским».

Создается Римская община. По преданию, Ромул придал общине правильную организацию, создал сенат - совет старейшин из 100 человек, которые вместе с царем и народным собранием стали управлять Римом.

Правители этрусской династии создали на территории Италии интересную и своеобразную культуру. Этруски стояли в 7 - 6 веках до н.э. на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцарением в Риме Этрусской династии меняется и облик города, и характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнес город крепостной стеной и провел очень важную реформу - разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распределил в зависимости от их состояния права и обязанности населения города.

Последний царь, Тарквиний Гордый, был тираном, он превзошел всех жестокостью и высокомерием. Появилось представление о высшей неделимой власти - «империй» - и внешние знаки ее отличия: царь носит пурпурное одеяние, восседает на троне из слоновой кости, его сопровождает свита лекторов из 24 человек, несущих фасцы - связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Конечно, римлянам это не нравилось, и они изгнали из города весь царский род, а царскую власть отменили (510 г. до н.э.). Всякий, кто пытался ее восстановить, объявлялся врагом народа и приговаривался к смертной казни.

Вместо царей стали избирать двух должностных лиц - консулов. Первыми консулами римляне избрали Луция Брута и Коллатина, а римское государство стало называться «республика», что в переводе означает «общее дело». Римская община теперь состояла из 2-х сословий: патрициев и плебеев, более поздних переселенцев, которым был закрыт доступ в родовую организацию патрициев и их органы власти.

§2 Особенности полисной идеологии

Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Аппенинского полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Исполнительная власть исправлялась выборными «магистрантами».

Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов.

Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения. Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе.

Для античных рабовладельческих полисов характерно стремление к обособленности и замкнутости. Особенно ярко это проявляется в жизни земледельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане, обрабатывая свои земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались в посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и военной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкие землевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились не к заимствованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность к своему местному, дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей идеологии аграрного полиса.

Кризис полисного строя общины начался с проникновения в среду гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого гражданства разлагали полисные порядки и учреждения.

Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская община, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой, включавшей весь Аппенинский полуостров и многие заморские территории с многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.

Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.

§3 Городское управление и полиция

В республиканское время городскими властями были эдилы: они следили за чистотой улиц и площадей, надзирали за торговлей, за банями и харчевнями. Они прокладывали улицы и замащивали их, следили за выполнением договоров подрядчиками, ведали организацией празднеств. Персонал, при них состоявший, был малочислен; деньги, которыми они могли распоряжаться, попадали к ним случайно (штрафные суммы). При империи круг их деятельности значительно сузился; Римом, как городом, ведают теперь другие власти. Август, включив в городскую черту предместья на расстояние в тысячу шагов (около 1 1/2 км) от Сервиевой стены, уничтожил старое деление города на четыре района и ввел новое: он разбил Рим на четырнадцать районов и разделил каждый из них на кварталы.

Город, разросшийся, становившийся все более многолюдным, превратившийся в столицу мира, требовал к себе внимания как к городу. Август это понимал и создал муниципальных магистратов. На первых порах ими оказались старые республиканские власти. Между преторами (их было при Августе сначала - десять, потом - двенадцать), эдилами (их шесть) и народными трибунами (их десять) происходит жеребьевка: кому из них ведать в этом году тем или иным районом. Магистрату, которому выпал такой-то район, поручен общий верховный надзор за ним: он дает "начальникам кварталов" разрешение на постройку часовен Ларам и гению императора и ревизует их строительную деятельность, совершает в своем районе положенные жертвоприношения. Из единственной надписи, касающейся их "муниципальной" деятельности, мы узнаем, что они обязаны следить, чтобы участок, на котором Домициан возвел алтарь, не застраивался и не засаживался, а в праздник Волканалий (23 августа) - приносить в жертву Вулкану, богу огня, "рыжего теленка и кабана".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.