Рефераты. Ефросинья Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры

Ефросинья Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической истории

Реферат

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Ефросинья Полоцкая и Кирилла Туровский - выдающиеся деятели белорусской культуры»

Студент ФФБД, 1-ый курс, ДФФ-1 О.А. Раевнева

Проверила Г.В.Алексашина

Минск 2009г

Содержание

Введение

Ефросинья Полоцкая - просветительница из рода Всеслава

Кирилла Туровский - восточнославянский мыслитель 12 века

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Первые поселения человека на территории Беларуси отмечены 25 тысячелетий назад. Тогда на юг нашей страны пришли и поселились кроманьонцы. Стоянки кроманьонцев опустели в связи с подходом ледника к рубежу Орша-Вилейка-Гродно.

Прошли еще тысячелетия. За 12 тысяч лет до нашего времени на территории Беларуси вновь появились племена охотников. Это была третья и наконец, успешная попытка человека заселить нашу землю.

В VI-VIII веках началась славянизация территории Беларуси. В течение многих веков тесно переплеталась историческая и географическая судьба кривичей, дрыговичей и родимичей. А к 862 относится первое упоминание о Полоцке. В тоже время скандинавские источники упоминают о Полоцке на несколько столетий ранее. С тех пор Полоцк в течение многих веков оставался оплотом белорусской государственности, религиозным и культурным центром на территории Беларуси. Уже в 992 году образовалась Полоцкая Епархия - церковный орган, которым руководил епископ. Несколько позднее в 1005 году епархия была основана в древне белорусском городе Турове.

Итак, история Беларуси насчитывает более тысячи лет. По свидетельству византийского историка Прокопа Кесарийского наши предки отличались высоким ростом, чрезвычайной силой, светлой кожей и светлыми или золотистыми волосами, были беззлобными и общительными. Другие источники указывают на то, что славяне выносливы, легко выдерживают жару, холод, дождь, отсутствие еды и в то же время доброжелательны к иноземцам. Достигнувшие совершеннолетия, славянские юноши должны были выдержать своеобразный экзамен на право называться мужчиной. Этот экзамен включал кроме испытаний на физическую силу и выносливость знание своих предков. Того кто не знал своего рода до пятого колена, могли наказать изгнанием. Считалось, что такой человек легко может стать предателем.

Белорусский народ всегда стремился к свободе: не допустил на свои земли татаро - монголов, боролся с крестоносцами, восставал против крепостничества и самодержавия. Наши предки отстаивали независимость белорусской земли на протяжении веков. В разные периоды многие события и значение отдельных личностей воспринималась и трактовалась по- разному. Некоторые имена в истории Беларуси забывались или замалчивались надолго. Такая судьба постигла и первопечатника Франциска Скорину.

Сегодня мы живем в новом духовном свете. Белорусы осознали себя как нацию. Наша история, такая далекая и не всегда однозначно понятная, призвана одухотворять жизнь. Возможно, что возвращение к основателям белорусской культуры и определит направления развития белорусской национальной идеи в ближайшем и отдаленном будущем.

Цель исследования: показать влияние восточнославянских мыслителей на развитие и становление белорусской государственности.

Задачи:

· Изучить социальные условия, в которых происходило становление личности Ефросиньи Полоцкой

· Исследовать основные направления деятельности просветительницы

· Представить основные направления деятельности Кирилла Туровского

· Изучить этапы формирования философии Кирилла Туровского

Для написания рефераты были использованы книги Владимира Орлова «Ефросинья Полоцкая», «Страна Беларусь», «Тайны полоцкой истории», также книга Ю.Я. Гуртовенко и Т.И. Улевич «Из тьмы веков светлеющие лики». Данные книги помогли изучить основные направления деятельности Кириллы Туровского и Ефросиньи Полоцкой, а также их влияние на развитие белоруской культуры.

Ефросинья Полоцкая - просветительница из рода Всеслава

Летописцы извещают, что самый известный из полоцких князей Всеслав родился от «волхования». Это значит - при участии «поганских богов» --волхвов. Современники и наследники верили, что небо наделило Всеслава вещей душой и способностью преображаться в волка или сокола. В то же время вполне земные качества, такие как энергия, ум, а так же его полная приключений жизнь вдохновляла гусляров, сочинителей баллад. За свои необычные качества к своему имени Всеслав при жизни получил еще одно - Чародей. Символом мирного княжения Всеслава Чародея стал Софийский собор, построенный в 1550-1555 г.г. [6, c.73]. Во времена Всеслава Чародея наша древняя держава достигла своего наивысшего расцвета. По территории она равнялась тогдашним европейским державам таким, как герцогство Баварское или королевство Португальское. Полоцк вместе с Киевом и Новгородом стал одним из трех крупнейших политических и культурных центров Восточной Европы. О международном авторитете полоцкой земли говорит ее близкое родство с домом византийских императоров. На протяжении большей части своей истории Полоцкое княжество сохраняло независимость от Киева. Независимость кроме политических и экономических выгод давала значительно большую творческую свободу местным архитекторам, живописцам, другим талантам. Такие условия способствовали формированию культуры с целым рядом своеобразных особенностей, что дает основания называть Полоцкую землю не только прародиной белорусов, но и колыбелью будущей белорусской культуры.

Именно Полоцк во времена процветающего раннефеодального государства стал родиной Ефросиньи.

Будущая просветительница родилась в семье младшего сына Всеслава Чародея - Святослава Георгия. Девочку назвали старинным полоцким имененм Предслава. С детства она слышала предания о славных предках. В сознание юной княжны рано вошло имя непокорной Рогнеды. Предславу привлекала и легендарная личность деда Всеслава. [6, c.72]От кормилицы, нянек, от матери княгини Софии она слышала сказки, обрядовые песни, заговоры и заклятия. Своеобразное двоеверие (язычество и христианство) и через два века после принятия христианства существовало на Полотчине даже в княжеско - дружинной среде. Отсюда Предслава хорошо знала языческих богов и древне белорусскую мифологию. Она была среди зрителей, а возможно и участников русалий, купалья, коляд и других дохристианских праздников.

Училась девочка в школе при Софийском соборе либо дома. Наука давалась ей значительно легче, чем сверстникам. Еще в родительском доме, кроме богослужебной и другой религиозной литературы, Предслава могла читать «Изборники» с афоризмами и изречениями, переведенный с греческого роман о подвигах Александра Македонского, остросюжетную повесть «про Акира Премудрого». Позже им на смену пришли книги, дававшие богословно-схоластическое описание природы, знакомившие с античной историей. Слава о красоте и образованности Предславы разнеслась «по всем градам», и в Полоцк зачастили сваты. «Житие» сообщает, что когда княжне исполнилось двенадцать лет (с такого возраста в то время девочка считалась невестой), родители решили выдать ее замуж за некоего славного своим богатством и княжением властелина [5, c.63]. Для Предславы открывалась обычная для женщины ее круга судьба: рождение и воспитание детей, хозяйственные заботы, ожидание мужа из похода или охоты. Неожиданно для близких у Предславы созрело решение посвятить жизнь другому служению. В «Житии» сказано, что Предслава представляла: женившись и вышедши замуж люди не вечны, а жизнь их течет мимо. Слава их погибает как прах. Памятны те люди, кто не склонил голову, отказавшись от светской жизни и плотских радостей, служит духовности. Втайне от родителей Предслава принимает постриг под именем Ефросиньи. [1, с.80]

Какие же причины побудили Предславу принять такое суровое решение? Их, по-видимому, было несколько. Одной из официальных версий принято считать любовь княжны к Богу и желание ему служить. Мысли же княжны, озвученные в «Житии» указывают на то, что возможно, она не видела в светской жизни возможностей заниматься просветительством. Возможно, княжна уже приняла решение посвятить себя просвещению родной земли. В миру возможность такой деятельности практически исключалась. В то же время, нельзя исключить и возможное нежелание выходить замуж в двенадцать лет пусть и за очень могущественного и достойного, но незнакомого и нелюбимого человека. К тому же, около 1129 года возникла суровая необходимость высылки на чужбину всей семьи. Избежать этой высылки можно было только будучи служительницей Бога.

В формировании взглядов Ефросиньи Полоцкой, ставших одной из образованнейших женщин своей эпохи, исключительную роль сыграла литература того времени. Кроме библейских книг еще в юности она не могла не читать произведений патристики - римских и византийских богословов, считавшихся «отцами церкви». В полоцких собраниях книг хранились сочинения выдающегося византийского проповедника Иоанна Златоуста, учившего христианским добродетелям, образно изобличавшего человеческие пороки. Распространены были так же в то время произведения Григория Назиазина, Василия Кесарийского, Ефрема Сирина, Иоанна Синайского. Патристическая литература имела большое значение в становлении этических идеалов того времени. Тем же целям служили и жития святых и патерики - сборники коротких рассказов о людях, прославившихся набожностью или аскетизмом.

Каждый просвещенный человек XI-XII веков должен был знать историю своего народа. Следовательно, Ефросинья изучала Несторову «Историю временных лет», вводившую восточное славянство во всемирную историю.

Наряду с отечественными летописями знаменитая полочанка читала и популярные тогда византийские хроники, которые благодаря династическим связям могли попадать в Полоцк непосредственно из Византии. Одна из таких книг «Хроника Георгия Амартола», к примеру, начиналась от сотворения мира, затем излагала библейскую историю, историю вавилонских и персидских царей, повествовала о римских и константинопольских императорах.

Представления о мироздании давали произведения византийской научной мысли. Ефросинья, несомненно, изучала так называемые «Шестодневы» - книги, которые дополняли и объясняли библейский рассказ о том, как за шесть дней Бог создал небо, землю, светила, растения, живых существ и человека. «Шестодневы» были сводом всех известных в то время византийской науке сведений о живой и мертвой природе. Естественнонаучный характер носил и такой памятник эпохи Ефросиньи, как «Физиолог», где речь шла преимущественно о живых созданиях, в числе которых встречались, правда, кентавры, сирены и прочие мифические существа. [6, c.78]

В ее руки должны были попадать и сочинения, вступающие в противоречие с богословско-схоластическим истолкованием мира, -- например книги византийского ученого -энциклопедиста Михаила Пселла, который рассматривал природу, как рассеянное везде, невидимое, но постижимое разумом начало.

Общественно-политические взгляды Ефросиньи отражены в певческом цикле XII века о великой соотечественнице. В нем утверждаются пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость союза восточно славянских народов против внешней угрозы.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.