Рефераты. Египет во второй половине ХХ века. Революция 1952 года

p align="left">С получением субсидий на военные нужды увеличились и обязательства Садата перед США. Связанный по рукам и ногам, египетский президент заверил вашингтонскую администрацию в том, что он предоставит (и предоставил!) США любые "военные льготы" для борьбы с "советской угрозой" на Ближнем Востоке и в Африке и "защиты" прозападных режимов в районе Персидского залива [16, с.220].

Однако нужно заметить, что американская помощь не играла ощутимой роли в экономической жизни Египта. Размеры ее были значительны, но по своей направленности она не способствовала развитию египетской экономики". В Египте занимались сотни американских компаний, учреждений, банков, но только не египтяне, поскольку они не имели права распределять кредиты по своему усмотрению, и вынуждены были довольствоваться ролью стороны, "одобряющей" предлагаемые ей проекты, товары и услуги. Всеми практическими вопросами ведала штаб-квартира УМР в Вашингтоне и ее офис в Каире, где работало свыше 400 американцев (из них около 300 -- по контрактам). Они, естественно, получали вознаграждение из средств, отпускаемых в рамках помощи. С 1980 года военная помощь Египту стала регулярной и ее сумма была повышена до 800 миллионов. Разумеется, был увеличен и объем ежегодных военных ассигнований Израилю, которые составили приблизительно два миллиарда долларов.

Помощь США по государственной линии всегда сопровождается проникновением американского частного капитала. Так, в 1974 году был учрежден американо-египетский совет бизнесменов, основная задача которого сводилась к всемерному поощрению частных американских инвестиций. Следуя рекомендациям совета, египетские власти приняли "закон № 32", предоставивший иностранному капиталу такие льготы, каких он не имел, пожалуй, ни в одной другой стране [10, с.14].

Таким образом, в 1970--80-х годах между Египтом и США сложился широкий комплекс отношений в политической, военной и экономической сферах. Учитывая весомую роль Египта в регионе, Вашингтон стремился превратить Каир в проводника своих интересов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

США добилось изоляции Египта от других арабских государств. Используя, в качестве прикрытия, сепаратную сделку между Израилем и Египтом, Соединенные штаты оформили в их лице военно-политический альянс, призванный обеспечивать американские интересы на ближнем Востоке. За сравнительно короткий срок Египет превратился в послушного проводника агрессивных планов военно-промышленного комплекса США на Ближнем и Среднем Востоке. Это был так называемый "новый курс" Анвара Садата…

3.2 Современный этап развития

6 октября на военном параде в честь победы в "октябрьской войне" 1973 года Садат бал расстрелян исламскими экстремистами. После его гибели президентом становится Хосни Мубарак.

Этот человек унаследовал от Садата почти монархический режим, изолированный в арабском мире и погрязший в долгах. Однако. В народе и в среде светской оппозиции, многие представитель которой при Садате оказались за решёткой, приход к власти нового "райса" (президента) встретили с большими надеждами на перемены.

"Нового лидера поддержали потому, - писал в одной из статей один египетский журналист Хейкал, - что он был самым подходящим человеком, способный рассеять страх, царивший в Египте, и залечить нанесённые стране психические травмы. Египтянам нужен был человек, который не стал бы строить грандиозные планы, но и не довёл бы страну до катастрофы.

Стремясь упрочить свое положение, и вместе с тем будучи вынужденным считаться со сторонниками Садата, сохранившими ключевые посты в политической и экономической жизни, новый президент начал осуществлять постепенную "десадатизацию". По его прямому указанию были отданы под суд брат покойного "раиса" - Исмат Садат и его сыновья, руководившие мошенническими операциями. Процесс над ними позволил Мубараку продемонстрировать свою решимость ликвидировать коррупцию в египетском обществе [12, с.168].

В отличие от Садата новый глава государства воздерживался от обещаний, но неизменно пытался дать новый импульс экономической политике. Он медленно, но верно стал развивать в Египте демократию, веря, что именно она обеспечит в долгосрочной перспективе политическую стабильность режиму. Больше того, он откровенно заявил своему народу, что правительство не в силах решить все стоящие перед ним проблемы.

-Новый Египет будет построен только трудом египтян, - любит повторять президент [25, с.115].

Тем не менее, Мубарак в своем намерении оздоровить экономику по-прежнему исходит из того, что "инфитах" - политика открытых дверей, начатая Садатом, в принципе была правильной, но проводилась в жизнь неудачно и была дискредитирована коррупцией и кумовством, царившими в Египте. Получив благодаря кемп-дэвидским соглашениям "особые" отношения с США, президент Мубарак старался выжать из них максимум возможного. Как в политическом, так и в экономическом плане, умело играя на стремлении американцев закрепиться на Ближнем Востоке.

Используя такую козырную карту, как угроза замораживания, а то и разрыва дипломатических отношений с Израилем, Мубарак получил в какой-то степени влиять на ближневосточную политику США. Разумеется, степень этого влияния переоценивать не стоит, но он, несомненно, есть.

В октябре 1987 года Народное собрание Египта единодушно избрало Хосни Мубарака президентом на второй шестилетний срок. В ноябре того же года Лига арабских стран (ЛАС) приняла решение о том, что ее члены могут восстановить, если пожелают, полные дипломатические отношения с Египтом. Девять стран, включая Саудовскую Аравию, почти немедленно направили своих послов в Каир.

В декабре того же года в Каире был поднят флаг над представительством Организации освобождения Палестины (ООП). Тем самым Мубарак продемонстрировал, что Египет опять готов играть роль "регулировщика", содействующего переговорам ООП и США, Иордании и Израиля о созыве мирной конференции по Ближнему Востоку.

Одним из ключевых факторов, определивших, в конечном счете, успех стратегического курса дипломатии Мубарака на полное возвращение Египта в арабские ряды, явилось точно продуманное, последовательное поведение Каира в его контактах с Тель-Авивом. С момента прихода к власти новым президентом была выработана очень удачная форма отношения Египта к Израилю: "Перспективы развития двухсторонних связей определяются общей ситуацией на Ближнем Востоке, процессом ближневосточного урегулирования" [17, с.16].

Такая формулировка (а Мубарак следовал ей неукоснительно) давала возможность держать Израиль на почтительном расстоянии. С другой стороны, подобная позиция, явно направленная на защиту общеарабских интересов, не могла остаться незамеченной в арабских столицах.

Не остался незамеченным и такой факт: президент Мубарак - единственный египетский руководитель высокого ранга, который отказался посетить Израиль, несмотря на многочисленные официальные приглашения. Правда, когда его уже совсем "достали", и он не мог противостоять нажиму, ему пришлось отправиться на несколько часов в небольшой израильский населенный пункт, расположенный в пустыне Негев. "Я сделал это против моего сердца..." - признался он позднее.

В отличие от своих предшественников Мубарак не стремился стать диктатором, а больше склонялся к демократизму. Придя к власти, президент сразу же провел ряд мероприятий, направленных на либерализацию общественной жизни в целях ликвидации политического и социального напряжения в стране. С первых дней своей власти новый "раис" заявил о своей готовности вести конструктивный диалог с оппозиционными силами. Президент разрешил деятельность оппозиционных партий и даже их представительство в парламенте. Кроме того, он согласился с возобновлением издания оппозиционных газет. Соотношение политических сил в результате либерализации социальной жизни всё больше склонялось в пользу укрепления власти Мубарака. Правящая "Национал-демократическая партия" на выборах получала все большее количество голосов, в то же время правая, прозападная монархическая партия "Новый Вафд" не смогла создать серьезной оппозиции президентской власти. Левые политические организации на выборах всегда находились на преодолении 8% рубежа. Однако либерализация политического курса не помешала президенту ввести чрезвычайное соложение в стране и принять жесткие меры, направленные на укрепление порядка. Мубарак Жестоко подавил бунт солдат, бросив против восставших несколько дивизий. В ходе боев было убито и ранено 800 человек, 2,5 тысячи солдат были взяты в плен. Бунт нескольких тысяч солдат госбезопасности стал отражением антиамериканских настроений и реакцией на ухудшение жизни в стране. Будучи человеком военным, президент любил повиновение подчиненных. Раис" назначал губернаторов, высших чиновников, редакторов газет, даже ректоров университетов [38, с.513].

Все политические предшественники президента провозглашали определенные политические лозунги-девизы. Мубарак в этом не стал исключением. Он провозгласил свой стратегический лозунг -- "Египет для Всех", который имел свой глубокий смысл и содержание. Это касалось, прежде всего, стратегических экономических преобразований и внешнеполитического курса Египта. Все внутренние реформы и внешняя политика Мубарака были сориентированы на "инфитах" (политика открытых дверей). Мубарак считал, что политика "инфитаха", начатая А. Садатом, в принципе была правильной, но проводилась в жизнь весьма неудачно и была дискредитирована коррупцией и кумовством. Пытаясь привлечь инвестиции в Египет, иностранному капиталу были предоставлены гарантии от ареста, национализации и конфискации активов частного и иностранного капитала, а также, права на перевод прибылей за границу. Мероприятия по либерализации экономики включали также выделение свободных зон, на которые не распространялось национальное торговое законодательство. В сложившихся условиях иностранный капитал устремился в основном в разведку и добычу нефти, а также энергетику, машиностроение и нефтехимию. Курс на своеобразную перестройку "инфитаха" предполагал участие иностранного капитала в экономических проектах Египта. Это повлекло за собой пересмотр отношения политики к государственному и частному капиталу. Поэтому президент вынужден был перейти к освобождению госсектора от мелочной опеки бюрократии.

Реформы и рост экономического потенциала страны стали основой стабильности египетского государства. Экономический потенциал Египта к началу нового столетия увеличился в 12 раз. Несомненные результаты египетских преобразований совсем не говорят о том, что в Египте удалось справиться со всеми проблемами. Основная масса граждан Египта продолжает бедствовать, не удалось еще окончательно решить проблему снабжения страны продовольствием. Продукция сельского хозяйства по-прежнему ввозятся из-за границы. Нерешенность многих экономических вопросов является основой и питательной средой левацких политических партий и организаций, а также экстремистов.

В рамках разрешения многих социальных проблем, X. Мубарак обратился к грандиозному проекту, переселения египтян с берегов Нила в пустынные места страны, где проживало в начале нового тысячелетия не более 150 тысяч человек. Дерзкая идея, которая родилась ещё в 1952 году, оказалась очень живучей. Проекты превращения цепочки оазисов западнее Нила в процветающие районы родились на основе геологических исследований, которые показали, что пустыня скрывает глубинные озера. Если использовать воду Асуана, то проект приобретает реальное содержание. Впервые за 5 тысяч лет египтяне могут расселяться за пределами Кила. Обозреватели и сторонники этой идеи считают, что этот проект войдет в историю как проект Мубарака, так же как Асуанская плотина связана с именем Г. А. Насера. Но решить эту задачу для Египта чрезвычайно сложно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.