Рефераты. Экономическое могущество США после Второй мировой войны

p align="left">Антиинфляционной политике администрации Картера противоречил стремительный рост военных расходов. Бы-ли санкционированы новые крупные военные программы (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик "Стеле" и др.), что выз-вало опасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальном исчислении на 5 %.

Инфляция стала подлинным бичом американской эконо-мики. Если в 1977 г. ее среднегодовой уровень составлял 6,5 %, то в 1979 гг. -- почти 13 %. От инфляции больше все-го страдали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясь противостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясь нового повыше-ния цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовал очередной рост цен. Вместе с тем началось как бы "бегство от денег". Богатые американцы вкладывали деньги в недви-жимость, товары длительного пользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возросли про-центные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличе-ния сумм с учетом инфляции. Для оказания поддержки низ-кооплачиваемым работникам Конгресс принял решение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по соци-альному страхованию исчислялись на основе индекса про-житочного минимума. Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальному страхованию. Ма-лоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своего положения, однако их возросшая покупательная спо-собность вызвала дальнейший рост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост цен ка-зался безостановочным.

В этих условиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с целью ужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такая жесткая фи-нансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, но одновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении и жилищном строительс-тве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвы-сокой отметки -- 18 %, среднегодовой индекс потреби-тельских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов -- сба-лансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит соста-вил 59,6 млрд дол.

К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы амери-канской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном произ-водстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г. Обострилась конкурентная борь-ба с западноевропейскими и японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США. Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на 15 % превышал японский.

Таким образом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-х гг. Его президен-тство американские историки назвали "бесцветным", а са-мого президента -- "автором грандиозных программ, ни одну из которых он не смог довести до конца".

2. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования ры-ночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посы-лок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консерва-тивным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республи-канской администрации президента Р.Рейгана (1981 -- 1988 гг.) и получил название "рейганомики".

"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов нео-консервативной политики, которая на протяжении 80 -- начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталис-тических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухуд-шение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационали-зации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, но-вого подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требова-ли и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1) сокращение налогов на корпорации и личных подо-ходных налогов;

2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980--1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 -- 1975 гг. В течение 1982 г. в США бездей-ствовали 30 % производственных мощностей в обрабаты-вающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в черной металлургии и химической про-мышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более 10 % рабочей силы.

Сокращение налогов стало первым шагом экономичес-кой политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения нало-гов увеличатся инвестиции в производство, что создаст но-вые рабочие места, увеличит национальный продукт и, сле-довательно, правительство получит большой налоговый до-ход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута прог-рамма "нового федерализма". Согласно этой программе раз-делялись функции федеральных, штатных и местных орга-нов власти. Правительства штатов должны были взять на се-бя ответственность за выполнение двух благотворительных программ -- помощь многодетным семьям и талоны на пита-ние, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы бы-ли отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.

К концу первого срока правления администрации Рейга-на инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдер-живания денежных средств. Несколько снизились процен-тные ставки, облегчив финансирование покупок домов и ав-томобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрача-лась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом, за счет увеличения расходов на военные цели.

Основные цели внутренней политики Рейгана -- сокра-тить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоход-ные налоги, увеличить мощь вооруженных сил -- остава-лись неизменными и во время второго срока его пребыва-ния в Белом доме.

В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. "потолок" личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций -- с 46 до 34 %. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уп-латы федеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, при которой лица с одинаковы-ми доходами платили бы примерно одинаковые налоги. Вместе с тем новый закон подрывал принцип прогрессив-ного налогообложения, практику, сложившуюся с 1913 г. и предусматривавшую, что лица с высокими доходами будут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Были установлены только две ставки: 15 % -- на под-лежащие налогообложению доходы ниже 29 750 дол. в год на семью и 28 % -- на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика 'стимулировала инвестиционную ак-тивность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое мате-риальное положение.

В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структур-ной перестройки экономики, связанной с новым этапом на-учно-технической революции. Реальные инвестиции в тех-нику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возраста-ли ежегодно в среднем на 13 %.

В итоге подъема 1983 -- 1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкри-зисные максимальные уровни- 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением числен-ности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потреби-тельский спрос свидетельствовал о росте доходов населе-ния и явился стимулом хозяйственного подъема.

Главными факторами экономического подъема 1983--1989 гг. стали следующие:

1) завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расшире-ния основного капитала;

2) устойчивый рост реального объема личного потреб-ления;

3) стабилизация курса доллара на сравнительно низ-ком уровне относительно валют других стран, что позво-лило привлечь в американскую экономику огромные фи-нансовые ресурсы других стран.

Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенден-ции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США соста-вил 152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. За пе-риод 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвои-лись, в то время как у 70 % американцев возросли в гораз-до меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середи-не 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойде-ны 10 странами. Тенденция увеличения доли богатых сло-ев в ущерб бедным вызвала обеспокоенность "среднего класса", на который падало 60 % распределяемого дохода, и привела к чувству утраты "американской мечты".

Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабо-чих равнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в Дании, 21,5 -- в ФРГ и 21,9 - в Швеции.

Ослабли конкурентные позиции США в мировой эко-номике. После 1983 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым дол-жником, задолжавшим другим странам больше, чем дол-жны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяй-ственные связи, переход от относительно "автономного" к более "открытому" типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.

В конце 80-х гг. после самого длительного подъема эко-номика США вступила в период резкого замедления тем-пов роста. За 1989--1992 гг. среднегодовой прирост реаль-ного объема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в сред-нем за 1982-1988 гг.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.