29
В первой половине IX в. ряд племенных союзов (поляне, северяне, вя-ти-чи) платили дань хазарскому каганату. С севера, из Скандинавии, на земли восточных сла-вян в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги). Скандинавский элемент (так же, как и греческий, тюркский, кавказский, угро-финский и балтский) сыграл роль в формировании традиций, материальной и духовной культуры древнерусской народности. В историче-ских докумен-тах того времени сохранилось немного имен вождей союзов племен (князей), поскольку славяне и анты в это время не имели своей письменности; среди них - Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд, Бож, Гостомысл, Мал.
Образование древнерусского государства произошло в 882 г., князь Олег объединил Новгородские, Киевские и Смоленские земли, провозгласил себя Великим Киевским Князем, объединив тем самым Се-верную и Южную Русь.
Границы древнерусского государства не были неизменны и проходили через: побе-режье Финского залива, Волхов, Северную Двину в южном ее течении, верховья Волги, Дона, Северского Донца,- Ворсклу, Днепр в среднем течени, Южный Буг, Карпаты, Сан, Неман. Население - в различные периоды могло колебаться от 2 до 5 млн. человек. Киев-ская Русь была одним из самых крупных государственных образований современной Ев-ропы, современной Европы - ее площадь составляла свыше 700 тыс. кв. км. Центрами областей - земель были стольные города: Киев, Чернигов, Суздаль, Новгород и др. Плот-ность населения - была невелика и неравномерна, сообщение между отдельными района-ми - часто затруднено или зависело от сезонных факторов.
Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопро-сы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, счита-лись в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопро-сов городского самоуправления. В Киеве вече обычно соби-ралось на торговище возле Туровой божницы или на горе, на нем присутствовали представители местной знати, церкви, городские старосты; а иногда - князь и иноземные послы. Наибольшее значение вече имело на северо-западе - в Новгороде (после 1136 г.: «введоша» князя себе), Пскове и Полоцке. В Древней Ру-си вече не имело определенной компетенции, формы пред-ста-ви-тельства и порядка созыва.
Рядом с государством возникает и развивается церковная организация, созданная гре-ческими священнослужителями и княжеской властью по образцу Византии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами - стали епархии, приходы и монастыри. В дальней-шем ей были переданы значительные по объему сферы юрисдикции (семейное и брачное право, охрана жизни и чести женщин, отчасти наследственное право), которые раньше принадлежали ведению общины; она выступала против рабства. Система наказаний в новом церковном праве при по-добных делах была заимствована из княже-ского права - судебные штрафы: типа вира, продажа и возмещение ущерба в гривнах. Кроме того, церковь занималась сельским хо-зяйством, промыслами, ремеслами, покрови-тельствовала торговле, вмешивалась в поли-тику а также участ-вовала в обороне.
Киевская Русь представляла собой военно-политическое объединение с элементами государственной общности по этнографическим, экономическим, родственным (Рюри-ковичи и пр.) и другим признакам. Внешнее окружение - было очень разнообразным: православная рабовладельческая Византия, имевшая тысячелетнюю историю письменной культуры; Скандинавия, известная своими воинами-мореплавателями; католические сла-вян-ские Польша и Чехия; мусульмане-тюрки волжские булгары; разноэтническая Хаза-рия, включавшая пограничную Салтово-Маяцкую культуру; языческие племена и народности Севера и Юга, находившиеся на разных стадиях родового строя.
2. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ
Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между дву-мя жизненно важными функциями древнего общества - земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непро-изводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священно-служители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ре-месла, поступавшие по трансконтинеталь-ным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и мо-настырей или превращались в личную собственность, а в да-ль-нейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.
Феодальное землевладение в Древней Руси осуществля-лось следующими способами:
1. налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, об-рок и др.);
2. исполнения земледельцами-производителями различных повинностей;
3. непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения);
4. использованием наемного труда;
5. правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разреше-ние межевых споров, отчуждение и т.п.
Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменять-ся для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам гео-графии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств - индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, мо-на-стырских и др. - в зави-симости от местных условий, отношений и со временем. На-иболь-шее значение в киевс-кий период - в этом сходятся многие исследователи,- как в общем объеме сельскохозяйс-твенного производства, так и в отношении численности свя-занного с ним населения имело налоголожение свободных общинников - земельная ре-нта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8