Военные реформы (1862 - 1874). Были проведены под руководством Д.А.Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф.А.Гейден, Н.А.Исаков, Н.Н.Обручев, Э.И.Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:
2.5. Цензурная реформа (1865)
Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д.А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А.В.Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д.А.Оболенского при МВД (П.А.Валуева). Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи - Петербурге и Москве - частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий - предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.
- поместные дворяне
- крестьяне
- государство
Нельзя было принимать действия в отношении одного субъекта без учета интересов остальных. Так помещикам требовались денежные субсидии. Крестьянам требовалась земля. Партия реформаторов пыталась реализовать интересы всех 3-х субъектов.
В 1857 году организуется первый Секретный комитет, в который входят сам император, А. Орлов, Ланской, Валуев, Корф, Ростовцев. Одной из сфер деятельности комитета был сбор информации о том, как возможно улучшить ситуацию (Хотя бытует и версия о том, что проект был готов, нужно было опять же создать ситуативность реформ). В это же время поступает сообщение от виленского генерал-губернатора Назимова, который в результате добился разрешения императора разрабатывать проект отмены крепостного права (т. н. Рескрипт Назимову). Получают разрешения и остальные. Организуется комитет из 46 дворян, которые разрабатывают свои проекты. Также в Петербург приезжают 21 представитель от нечерноземных земель, которые готовы были отдать землю за большой выкуп.
В 1859 году были образованы Редакционные комиссии во главе с Ростовцевым. Туда также вошли представители поместного дворянства. В результате долгих обсуждений государственный проект и лег в основу реформы, несмотря на то, что в 1860 году шли споры в Редакционных комиссиях. 5 января 1861 г. проект был подписан, а за этим последовал и манифест от 19 февраля 1861 года.
Из 16 законов 4 были общими. Учитывались все национальные и природные реформы России по регионом. Эту реформу можно сравнить с прусскими реформами Штейна-Гарденберга и Бисмарка.
Реформа должна была решить следующие вопросы:
- устроить крестьянский мир заново
- задачу аграрного устройства страны
- проблемы государственного управления
В отношении устройства крестьянского мира было решено опереться на традицию. Община находилась вне ведения государственных структур, и община же ложилась в основу социального устройства крестьянского мира. Община также разделялась на 2 слоя управления:
- сельское управление (старейшины, сельский сход, суд)
- волостное (старейшина, волостной сход, суд)
Таким образом, достигалась цель управления общиной сверху, соединялась государственная и общинная система управления. Государству пришлось пойти на учреждение института мировых посредников - прямые представители императора на местах. Они никому не подчинялись, имели фактически абсолютную власть и выполняли роль посредников между дворянами и крестьянами. Если в 1861 году их было около 700, то к 1874 - уже около 9000. Для мировых посредников вводился значительный имущественный ценз (около 500 000 рублей в год), который сокращался вдвое при наличии высшего образования. В институт мировых посредников вошла элита. Средний возраст - 25-27 лет.5% были титулованными дворянами, 50% были с высшим образованием. Среди них Салтыков-Щедрин, Тимирязев, Пирогов.
Также остро обстояла ситуация с выкупом за землю. Отменялось владение человеком. Цена земли была неизвестна. Но по традиции помещики получали землю вместе с крестьянами. Выкуп равнялся 10 рублям с человека вместе с банковскими процентами. Само крестьянство не могло заплатить размер выкупа. 950 милллионов рублем выплатило государство, с учетом дальнейшего получения этих денег от крестьян.
Готовилась с 1859 года. Реформу начинал готовить Милютин, а закончил Валуев. С 1862 года началась широкая поддержка обществом, так как началась адресная компания от дворянских собраний и либеральных учреждений. Следовательно, происходил диалог дворян и государя. В этот же период можно отметить «Адрес тверского дворянства», требовавшего гласности, свободы суда и печати. «Выход письма без адреса» Чернышевского. Происходят студенческие волнения, пожары, появляются листовки.
Текст земской реформы был готов в январе 1863 года. 17 апреля 1863 года Валуев принес ее на подпись Александру, но император не подписал из-за разразившегося восстания в Польше, которое не поддержала российская общественность. Единение общества и государства сохранялось. 1 января 1864 проект был подписан.
Реформа имела следующие цели:
- разделение властей: земский съезд, бывший распорядительным и законодательным органом, собирался периодически и выбирал земскую управу, которая работала постоянно.
- новая легитимация государственных органов, так как существовала выборность земств и выбирались они снизу.
- снижение сословности в местных органах (снижалось количество представителей от дворян на местах)
Таким образом, реформа сочетала в себе элементы традиции и новаторства.
15% от бюджета земств уходило на образование , 20% - на медицинское обслуживание.
В 1865 году 1-я адресная компания земств требовала учреждения Всероссийского земского собора.
Результаты земской реформы:
- организация начального образования в России и появление земских начальных школ, которые составляли 70% от всех начальных школ в Российской империи
-Организация медицинского обслуживания
- появление земской статистики
- Централизация оппозиции, так как именно из земств проистекал так называемый земский либерализм, ведь земства были единственной возможностью реализации личности вне государственных структур.
Городская реформа 1870 г. была похожа на земскую и преследовала те же цели и те же новшества, но оказалась более продвинутой. Городские избиратели делились на 3 курии:
- в первую курию входили люди, которые давали 1/3 налогов
- во вторую курию входили те, которые отдавали остальные 2/3
- в третью курию входили те, кто отдавал минимальные налоги.
Незавершенность реформаторских попыток являлась одной из причин последующих кризисных ситуаций и революционных взрывов 1905 и 1917 гг. Но несправедливо было бы понятие незавершенности отнести к реформаторам 60 - 70-х гг. XIX в. Александр II и его окружение проводили в жизнь доступную им и последовательную программу коренных преобразований, которых Россия не знала со времен Петра I. Невозможно было ожидать от них радикального переустройства политической и социальной жизни страны. Их цель была укрепить существующий строй, сделать его более гибким и соответствующим современным условиям. Эта цель была реформаторами достигнута. В истории страны произошел крупнейший поворот, начался новый этап ее развития.
Страницы: 1, 2