Рефераты. Этнический феномен американского народа

1921 г. был принят Конгрессом и утвержден президентом другой законопроект под названием "Первый квотный акт", который впервые вводил систему национальных квот, просуществовавшую до 1968 г. В нем содержались положения о том, что в США допускалось ежегодно не более 3% иммигрантов от общего количества лиц, принадлежащих к данной национальности по состоянию на 1910 г. Отметим, что к 1910 г. этнические группы были в неравном положении, ибо количественно преобладали англосаксы и выходцы из Западной и Северной Европы и для них трехпроцентная норма была предпочтительнее, чем для новых переселенцев. Закон 1924 г. окончательно закрепил принципы национальной квоты и количественное выражение ее. В связи с законодательством 1924 г. разрешалось ежегодно прибывать из Западной и Северной Европы 127 тыс. иммигрантам, квота же для иммигрантов из Восточной и Южной Европы составляла 24 тыс. человек. Иммиграция из других частей мира ограничивалась до 3 тыс. ежегодно. Джон Кеннеди в книге "Нация иммигрантов" приводит главные причины, побудившие к принятию акта 1924 г. Это: "Послевоенный изоляционизм США; доктрина превосходства англосакской и тевтонской расы; боязнь, что малоквалифицированный труд приведет к снижению уровня доходов; вера в то, что люди определенных наций менее законопослушны, чем другие; страх перед зарубежными идеологиями и разрушением американской нации; опасения, что прибытие большого количества иммигрантов с разными традициями и привычками приведет к подрыву национального и социального единства и порядка".

Характеризуя эволюцию иммиграционной политики США, отечественный исследователь С. Филиппов отмечал, что в правовом регулировании допуска иммигрантов в США и при определении их прав и обязанностей неизменно сталкивались две на первый взгляд взаимоисключающие тенденции. Одна заключалась в стремлении ограничить въезд и правоспособность иммигрантов, чтобы свести до минимума их влияние на политическую жизнь США и лишить их возможности действовать в интересах тех стран, откуда они прибыли и политические симпатии к которым могли сохранить. Неприязнь к иностранцам, подчас принимавшая очень резкие формы, была связана также с соображениями экономического характера и определялась в основном обстановкой, складывавшейся на рынке труда в определенные периоды развития Соединенных Штатов Америки. Другая тенденция состояла в стремлении обеспечить бесперебойный приток тех иммигрантов, чей труд и энергия способствовали бы укреплению страны и развитию ее экономики. Обе тенденции сохранились до наших дней, видоизменяясь в соответствии с историческими условиями каждой эпохи.

В 1920-х годах число желающих приехать в США резко со-кратилось. Экономический кризис 1929 - 1933 годов и последовавшая за ним депрессия свели иммиграцию в США до минимума и даже вели к вынужденному оттоку населения. Так, с 1931 по 1936 гг. более 240.000 иммигрантов покинуло страну.

В годы Второй мировой войны и в результате принятия запретительных законов, когда источники иммиграции были значительно урезаны и в стране возникла нехватка рабочей силы, федеральное правительство вынуждено было внести коррективы в иммиграционную политику путем принятия специального законодательства, обеспечивающего временную иммиграцию из соседних стран, в частности, Канады, Пуэрто Рико и Мексики. С 1942 г. иммиграционная служба США принимала участие в реализации программы по импортированию рабочих на сезонную работу из Мексики.135.283 мексиканцев работало на железных дорогах с мая 1943 г. по август 1945 г. А в 1951 г. между США и Мексикой было подписано соглашение, вводившее в действие так называемую Программу Брасе-ро о поставке мексиканских рабочих для сезонных сельскохозяйственных работ, просуществовавшую до декабря 1964 г. Только в одном 1951 г. 191 тыс. мексиканских рабочих прибыли в США на сельскохозяйственные работы. Мексиканские сезонные рабочие, нанятые по найму, составляли основную массу мексиканских иммигрантов в США. Другим источником дешевой рабочей силы в это время являлись пуэрториканцы, их число составило 200.000 человек. Кроме того, в 1951 г. в ряде штатов был разрешен въезд 10.000 канадским лесорубам для выполнения соответствующих работ и другим специалистам. Что же касается иммиграции из азиатских стран, то она оставалась запрещенной. До 1940 г. запрещалась также натурализация индейцев и эскимосов, до 1946 г. - иммиграция и натурализация жителей Филиппин и Восточной Индии. Как отмечается в американской литературе, в ХХ столетии низкий уровень иммиграции приходился на годы Первой мировой войны, экономического кризиса и Великой депрессии, а также Второй мировой войны.

После Второй мировой войны масштабы иммиграции стали постепенно расти, что вызывало беспокойство со стороны американских законодателей. В силу этого был предложен ряд мер по пересмотру всех законов, связанных с вопросами иммиграции. Так, в докладе, подготовленном юридическим комитетом при Сенате в 1950 г., подчеркивалось, что "принятие формулы национальной квоты может стать рациональным и логическим методом в целях сохранения социального и культурного баланса Соединенных Штатов". В 1952 г. в условиях "холодной войны" и усиления наступления на демократические свободы был принят федеральный закон "Об иммиграции и гражданстве", известный как закон Маккарэна - Уолтера - по имени его авторов. В составлении закона приняли участие правительственные учреждения, включая ЦРУ

Закон с последующими поправками и дополнениями и в настоящее время определяет правовой режим в этой области. Он регулирует нормы иммиграции, условия допуска в страну, правила получения разрешения на въезд, порядок высылки иностранцев, а также вопросы натурализации. Закон соединил ограничительные положения законов 1922 и 1924 годов. Большая доля пропуска приходилась на три страны: Великобританию, Германию и Ирландию. В частности, квота для Великобритании составляла 65 тыс., Германии - 26 тыс., Ирландии - 18 тыс. А для Греции, Италии и Испании выделялось менее 4 процентов мест, что составляло около 5 тыс. Для стран Азии, Африки и Латинской Америки - не более 100 человек для каждой. Хотя в законе указывалось на то, что раса не может служить основанием для отказа или ограничения права на натурализацию, сама процедура натурализации значительно ужесточилась - от иммигрантов требовалось умение читать, писать, говорить по-английски, а также знание и понимание основ истории, принципов и формы правления США. Закон воздвиг множество других барьеров, прежде всего для политически "нежелательных" иммигрантов, расширил возможности денатурализации и депортации по политическим мотивам. Закон 1952 г. не был особенно популярен в обществе. Характеризуя его, президент Джон Кеннеди отмечал в 1963 г., что существовавшая иммиграционная система не имела "никаких оснований ни в смысле логики, ни в смысле причин. Она не удовлетворяла ни национальным нуждам, ни международным целям".

В 60-х годах закон подвергался критике особенно в части его положения относительно отбора иммигрантов в зависимости от расовой и этнической принадлежности. Общественное мнение открыто высказывалось в поддержку проведения реформ в сфере иммиграционной политики. Наступила эра либерализации.

В 60-е годы в США происходит увеличение общего объема иммиграции за счет выходцев из развивающихся стран. По данным статистики, за период с 1961 - 1980 гг. более чем 7,8 млн человек получили разрешение на въезд в страну, что на 50% больше, чем за прошедшие два десятилетия. Резко сократилась иммиграция из Великобритании, Германии, Италии, среди иммигрантов доминировали граждане Кореи, Филиппин, Кубы, Ямайки, Доминиканской республики. За этот период в США прибыло из Европы 24,6%, Азии - 25,8% и Латинской Америки - 39,9%. Во время пика иммиграции в 1980 г.85% иммигрантов прибыло из Азии и Латинской Америки и только 6% - из Европы.

Таким образом, характерной особенностью иммиграции с 60-х годов явилось изменение ее этнического состава за счет развивающихся стран. В ряде городов численность "цветного" населения стала превышать белое население. К примеру, если в 1960 г. в Майами белые американцы составляли 80%, то сейчас они стали меньшинством. В 1992 г. здесь было 90,7% "цветного" населения. Соответственно в Детройте - 83,7%, в Эль-Пасо - 74%, в Вашингтоне - 73,2%, в Атланте - 70%, в Сан-Антонио - 64,1%, в Нью-Йорке - 60,5%. Особенно быстрыми темпами растет испаноязычная община, постепенно превращающаяся в крупнейшую по численности.

Демографические исследования, проведенные в США в 1990 г., указывают на то, что к началу следующего столетия испаноязычные впервые в истории США по численности превзойдут афроамериканцев. По прогнозам американских специалистов, в 2000 г. не только в городах "цветные" и черные смогут приблизиться к абсолютному большинству, но и штат Калифорния станет первые материковым штатом, где белые американцы будут в меньшинстве. Сейчас же в штате идет ускоренный процесс "создания общества из развивающихся стран". Большинство калифорнийских иммигрантов составляют три группы: испаноязычные, чернокожие и азиаты китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы, филиппинцы. У некоторых местных политических и общественных деятелей это вызывает тревогу. Они сетуют на то, что иммигранты из развивающихся стран создают много серьезных проблем из-за своего низкого культурного и образовательного уровня, ментальности и мировоззрения, а также отсутствия навыков и низкого уровня этики труда. В целом в стране усиливается проблема городских трущоб, преступности и наркомании, а также конкуренции на рынке низкоквалифицированной рабочей силы. В связи с этим звучат голоса о сокращении числа иммигрантов в целом до 200 тыс. человек в год и пересмотре иммиграционной политики.

Итак, существенные изменения в количественных и качественных характеристиках состава иммигрантов произошли после принятия закона 1965 г., ставшего наиболее существенным пересмотром иммиграционного законодательства, начиная с 20-х годов. Этот закон отменял систему национальных квот, направленных на сохранение этнического баланса США, и установил с 1968 г. систему преференций. Национальность больше не рассматривалась в качестве основного критерия при решении вопроса о допуске иностранцев в США, уступив таким факторам, как профессия, квалификация, образование, а также наличие родственников в США. Однако, ограничение иммиграции сохранилось. Более того, впервые в истории межэтнических отношений для стран Латинской Америки и Канады, откуда в соответствии с законом 1952 г. иммигранты прибывали беспрепятственно и в неограниченном количестве, был установлен лимит в 120 тыс. человек.

В дальнейшем иммиграционное законодательство все больше рассматривалось как механизм регулирования притока трудовых ресурсов в зависимости от экономической конъюнктуры. С начала 1970-х годов администрация и Конгресс США пытались воспрепятствовать нелегальной иммиграции, среди которых преобладали выходцы из Юго-Восточной Азии и стран Карибского бассейна. В 70-х годах нелегальная иммиграция оценивалась в 6,1 млн. человек. В последующем ее число возрастало, достигнув в 1986 г. наивысшей отметки - 1,8 млн. человек. Служба иммиграции и натурализации США докладывала, что ежегодно она задерживала и депортировала 500.000 человек, большинство из которых составляли мексиканские сельскохозяйственные и другие не профессиональные рабочие. На долю мексиканцев, по подсчетам экспертов, приходится 60% всех нелегалов. В 1980 г. нелегальные иммигранты из Мексики составили от 1,5 до 2 млн человек. Проблема нелегальной иммиграции продолжала оставаться актуальной и в 1990-х годах. Так, в октябре 1996 г. был одобрен Конгрессом США и подписан президентом Б. Клинтоном специальный закон, ужесточающий меры по контролю за нелегальной иммиграцией. В том же году в результате проведенных службой иммиграции и натурализации рейдов в 19 штатах страны было выявлено более тысячи нелегальных рабочих.

Важным шагом в направлении поворота иммиграционной практики к системе, учитывающей профессиональную подготовку и знание английского языка, стало одобренное сенатом Конгресса США в марте 1988 г. законопроекта Кеннеди - Симпсона, где преимущество отдавалось высококвалифицированным специалистам, инженерам, менеджерам. Основные его положения получили силу закона 28 ноября 1990 г., когда президент Дж. Буш подписал закон об иммиграции, в соответствии с которым устанавливается новая трехлетняя квота в 2,1 млн виз на постоянное жительство. Ежегодная трехлетняя квота на общее число иммигрантов с 1991 г. устанавливалась на уровне от 500 тыс. до 700 тыс. человек, в последующие годы (с 1995 г) - 675 тыс. чел. Дополнительно в страну планировалось допустить 130 тыс. беженцев.

Новый закон оставляет в силе практику воссоединения семей. Он создает условия для привлечения квалифицированных рабочих, ученых и представителей других профессий. В США полагают, что основным источником пополнения научно-технических кадров в стране в будущем будут иммигранты. Кроме того, предпочтение отдается и тем иммигрантам, которые могут инвестировать свой капитал (как минимум 500 тыс. долл) в предприятия, создавая тем самым новые рабочие места в США.

В ряде научных исследований 1980-х и 1990-х годов преобладает мнение о благоприятном в целом для экономического развития США последствии иммиграции, особенно иммиграции специа-листов. Как писал Г. Рубин, "иммиграция на пороге XXI столетия служит интересам социального и экономического развития Америки". Однако феномен наличия разрастающихся анклавов населения из Латинской Америки и Африки беспокоит общество, требующее сдерживание этой иммиграции. Так, известный американский идеолог, директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете С. Хантингтон в статье, посвященной конфликту цивилизаций, получившей большой общественный резонанс, писал в 1993 г. следующее: "В Соединенных Штатах массовые волны новых иммигрантов требуют поддержки в осуществлении нового контроля, несмотря на тот факт, что большинство исследований оценивают позитивно вклад иммигрантов в американскую экономику". Выражая особое беспокойство по поводу сохранения западной цивилизации, западных ценностей, он вновь затронул вопрос об иммиграции в другой статье, опубликованной в 1996 г., где подчеркнул необходимость контролировать иммиграцию из незападных государств, а допустивших в страну иммигрантов ассимилировать в рамках западной культуры. Озабоченность относительно "триумфа этничности над национальными интересами и раскола общества по этнической линии в ближайшие два десятилетия" отмечалась на конференции, проходившей в США в 1996 г., по теме "Определение национального интереса".

Итак, сегодняшняя иммиграция латиноамериканского и азиатского происхождения вместе с демографическим ростом создает в Соединенных Штатах необходимость решения многих проблем, как в культурной, так и в политической области.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.