Рефераты. Этруски и их вклад в историю древней Италии

p align="left">Со своими дружинами, состоявшими из рабов и зависимых людей, лукумоны нападали на соседние области и занимались пиратством. Погребения этрусских лукумонов и надгробные изображения дают нам известные представления об их широком образе жизни, роскоши и изнеженности.

Первоначально этрусские города управлялись царями. На основании косвенных данных можно заключить, что царская власть в Этрурии была выборной и в ходе развития была ослаблена аристократией, в результате чего в некоторых городах царей сменяли выборные магистраты.

Римлянами были заимствованы у этрусков правила и ритуал основания города, эмблемы патрицианского достоинства (золотая булла, которую носили на шее дети, пока не становились взрослыми, тога с пурпурной каймой), обычай празднования триумфа, искусство гадания по внутренностям жертвенного животного. Символы царской власти -- связки прутьев с вложенными в них топорами, которые несли слуги, шедшие впереди царя, курульное кресло, институт ликторов -- также перешли в Рим от этрусков. От этрусков римляне заимствовали, по-видимому, и самое понятие высшей власти (imperium).

Этрусские города была самостоятельными городами-государствами, двенадцать городов (так называемое двенадцатиградие) составляли свободную федерацию, проводившую единую внешнюю политику. Практически городов в союзах было больше двенадцати. Это объяснялось прежде всего тем, что этрусские центры строились в отдалении от моря, но обычно имели не побережье свой порт и распространяли свою власть на сельскую округу с небольшими городками.

Главную роль в хозяйственной жизни этрусков играло земледелие. Почва Этрурии, состоявшая главным образом из туфа, лежавшего на каменистых породах, легко заболачивалась, и сельское хозяйство было возможно поэтому только при искусственном осушении болот.

В широких масштабах этруски применяли систему дренажных работ, что было возможно лишь при массовом использовании рабочей силы и соответствующей ее организации. Это и обусловило создание других грандиозных сооружений, остатки которых сохранились до наших дней. В этом отношении у этрусков много общего с египтянами и вавилонянами. Этрусская цивилизация находилась в достаточно жёстких природных условиях. Однако она сумела создать развёрнутую технологию сельскохозяйственного производства. Здесь была введена двупольная система земледелия, распространялась культура винограда, совершенствовалась конструкция плуга. Постоянное многократное вынужденное взаимодействие с водой приводит к появлению особой специальности, широко известной по всей Италии, суть которой состояла в поиске воды в подземных полостях по наземным признакам («этрусский аквилекс»).

Этрурия была первой в Италии страной крупного землевладения. Рано появилась в Этрурии и городская жизнь, развились ремёсла и торговля. Этруски сыграли большую роль в посреднической торговле. Этрусские корабли появлялись не только в Карфагене, но и в Финикии. В Греции этрусские купцы были известны уже в VI в. до н. э. В то время в Этрурии обращается ионийская монета; впоследствии этрусские города и сами чеканят монету по греческим образцам.

С течением времени в Этрурии развивалось, по преимуществу в западных городах, и собственное производство. Этруски славились высокой техникой обработки металлов, доведённой ими в известных отношениях до совершенства. В самой Этрурии добывалась медь, а на соседнем острове Эльбе -- железо. Металлургия играла особую роль. В этрусских условиях она не только питала цивилизацию сырьём для изготовления различных орудий производства, но служила базой для налаживания обмена с внешним миром, благодаря которому этруски смогли познакомиться со многими достижениями цивилизаций, более продвинутых в технологическом отношении. Оригинальная этрусская черная с блестящей поверхностью керамика «буккеро» разнообразных форм и с рельефными налепами искусно имитировала металл. Эта керамика, чёрная снаружи и внутри, была совершенно отлична от той, что изготавливалась в период Вилланова. У самых ранних работ этого стиля, так называемых тонких буккеро, - наитончайшие стенки и металлический отлив, достигавшийся за счёт шлифовки и длительного обжига.

К VI в. до н.э. ремесленники начинают создавать мене изысканные и более реалистичные, получившие название тяжёлых. Изящная гравировка поверхности сменяется рельефом.

На чёрные буккеро был не прекращающийся спрос в течение двух столетий. Красота и уникальный дизайн позволяют считать эту керамику выражением национальных особенностей Этрурии.

4. КУЛЬТУРА ЭТРУСКОВ

О высоком уровне этрусского искусства свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени саркофаги со скульптурными изображениями, статуи, фрески и остатки этрусской архитектуры, которую можно считать основой всей италийской архитектуры.

Вопрос о происхождении этрусского искусства представляется сложным, особенно когда речь идёт об его источниках. Несомненно, что в этрусском искусстве оставались черты, характерные для ранних италийских культур. Вместе с тем этруски испытывали воздействие восточных (особенно малоазийских) областей Средиземноморья, а затем карфагенян и греков. Греческое искусство начиная с VI в. до н. э. оказывало на этрусков огромное влияние, но оно не подавило самобытных этрусских черт. Сюжеты из греческой мифологии нашли в Этрурии свою трактовку и свою интерпретацию. Одной из черт этрусского изобразительного искусства был реализм. Надгробные изображения этрусских аристократов лишены всякой идеализации. В трактовке религиозных сюжетов этрусских художников больше человечности, чем у греческих их образцов.

Для этрусской живописи характерны элементы так называемых «непрерывных изображений», когда сюжет одного рисунка служит продолжением другого. Это -- начало особого «последовательно-повествовательного» стиля в живописи, столь широко развитого впоследствии римскими художниками.

Этрусская архитектура также находилась под влиянием греческой, но в планировке этрусских городов и отдельных построек оставалось нечто самобытное и оригинальное. У греков, например, храмы создавались по образцу жилых домов, ибо храм считался обиталищем божества; в этрусском же храме большое значение имел открытый со всех сторон порт, который служил местом для наблюдений за небом.

Искусство этрусков оказало влияние на соседние с ними племена и способствовало развитию разных ветвей италийского искусства, из которых особенное значение вначале имело искусство кампанское, а впоследствии -- римское.

В результате влияния этрусского искусства в Риме появились тип храма с глубоким портиком, тип дома с атрием, тосканский ордер, искусство литья, лепки из глины статуй, ступенчатый свод; этруски создали ряд произведений скульптуры («капитолийская волчица», VI в. до н.э.). Этруск Вулка украсил терракотовой скульптурой храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии (VI в до н.э.).

Этруски оказали большое влияние на формирование музыкального искусства Рима (памятники их музыкальной культуры восходят к V в. до н.э.). Известны рабочие песни этрусков, отличавшиеся ритмической четкостью.

Ранние памятники этрусского искусства относятся к VI в. до н., э., расцвет же падает главным образом на IV в.; после того всё больше и больше усиливаются эллинистические черты, этрусское искусство теряет свою самобытность и деградирует.

5. РЕЛИГИЯ ЭТРУСКОВ

О характере этрусской религии мы можем судить отчасти по некоторым римским обрядам, заимствованным у этрусков, а главным образом по тем же памятникам изобразительного искусства.

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира. Восточными чертами этрусской мифологии является наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты -- двойной топор, трон и другие, сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.

В области религии греки оказали на этрусков большое влияние, но в отличие от греческой вся этрусская религия окрашена в мрачные тона. Мысль о загробном мире, о возмездии и страшном суде играла у этрусков значительно большую роль, чем у греков.

Вселенная представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя -- земной поверхности, нижняя -- подземному царству. Небо, по этрусскому учению, разделено на 16 областей, в каждой из которых обитает особое божество. Нижняя -- невидимая и недоступная живому человеку структура -- считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. В представлении этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлениями о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света, при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную -- добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них па модели гадательной печени из Пьяченцы. В отличие от греческой мифологии этрусская мифология, как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии.

Из этрусских божеств особой известностью пользовались две троицы. К первой принадлежали Тин, Уни и Менрва; впоследствии она превратилась в римскую капитолийскую троицу (Юпитер, Юнона и Минерва).

Тин, отождествляемый с греческим Зевсом и римским Юпитером, как бог неба, бог-громовержец, повелевал тремя пучками молний. Однако Тин в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царем богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств.

Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в конце VI в. до н.э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (рим. Минерва), покровительница ремесел и ремесленников.

Вторая троица состояла из божеств подземного царства (Мант, соответствующий греческому Дионису или Гадесу, Мания, или Парсефона, и, наконец, божество земли, соответствующее греческой Деметре).

Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Бог Аплу, отождествляемый с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту -- хозяину подземного огня и кузнецу, соответствовал этрусский Сефланс. Судя по многим изображениям на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха.

К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре были связаны представления о золотом веке -- грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствовало представлениям о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (рим. Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой -- войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус -- божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствовавшие греческим Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определенные ее функции: мудрость, искусство и другие.

Больше, чем у других италийских народов, у этрусков была развита демонология. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов.

Этрусский религиозный культ представлял собой сложную и развитую систему, оказавшую влияние на соседние народы. Наряду со сложной системой наблюдений над окружающими явлениями природы, по которым, по верованиям этрусков, можно предугадывать будущее и познавать волю богов, в культе этрусков сохранялись черты первобытных обрядов вплоть до человеческих жертвоприношений.

Искусство этрусков истолковывать божественную волю пользовалось особой известностью. Этрусским прорицателям, гаруспикам, приписывалось умение определять будущее по внутренностям жертвенных животных, по ударам молнии и другим явлениям природы. Так создалось особое учение, кодифицированное во II в. до н. э.

6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЭТРУСКОВ

Политическая история этрусков находится в общей связи с важнейшими событиями политической жизни в Западном Средиземноморье.

Ещё в Х и IХ вв. до н. э. финикийцам удалось колонизовать побережье Северной Африки. Впоследствии они обосновались в Сицилии и на Пиренейском полуострове. Но с VIII в. финикийской колонизации противостоит греческая, и борьба между греками и финикийцами с этого времени становится одним из основных явлений международной жизни Западного Средиземноморья. Греки утверждаются в Кампании, в Сицилии, где у финикийцев остаются лишь три небольших пункта, и в Южной Италии. Около 600 г. до н. э. фокейцы основывают город Массилию, стремятся распространить влияние на Запад и заявляют даже претензии на талассократию (господство на море).

Но с VII в. до н. э. усиливается финикийское влияние. Колонии Тира Карфагену, основанному, по преданию, в 814 г. до н. э., удалось объединить вокруг себя другие пунические города Африки, и в том же столетии начинается карфагенская экспансия за пределы африканского материка.

Карфагену удалось утвердиться в Сардинии, а в VI в. и в Сицилии. Этруски выступают в качестве союзников карфагенян. Политическое усиление этрусков также начинается со второй половины VII в. и относится, главным образом, к VI в. до н. э., когда их владения доходили на севере до Альпийских гор, на юге включали некоторые районы Лация и Кампании, где центром влияния этрусков был город Капуя. Этрусский город Адрия на северо-востоке полуострова дал название Адриатическому морю.

И этруски, и карфагеняне выступают против общего врага -- греков. В 35 г. до н. э. соединённый карфагено-этрусский флот нанёс поражение грекам около города Алалии на Корсике. Последняя перешла во владение этрусков, а исход битвы положил предел притязаниям массалиотов на талассократию. Но борьба шла с переменным успехом. Продвижение этрусков в Кампании приостановилось, видимо, в 20-х годах VI в. Когда в 524 г. в союзе с умбрами этруски напали на Кумы, правитель этого города Аристодем нанёс им поражение. Впоследствии ему удалось победить этрусков в Лации и под Арицией. Приблизительно c этого времени начинается распад этрусской державы. Ослабление её могущества было вызвано не только внешними, но и внутренними причинами. Этрусская федерация никогда не была прочной. Между городами происходило постоянное соперничество. Не могло быть внутреннего мира и в отдельных этрусских центрах, благосостояние которых покоилось на чрезмерной эксплуатации низших слоёв населения.

В V в. до н. э. позиция греков усиливается. В 480г до н. э. При Гимере они одержали победу над карфагенянами, а в 474 г. до н. э. греческий флот в морской битве недалеко от Кум нанёс поражение этрускам. Одновременно с этим происходит и борьба италийских народов за освобождение от этрусской гегемонии. На северe этрускам пришлось вести тяжёлую борьбу с пришедшими в движение кельтскими племенами. Территория этрусской державы уменьшалась, ослаблялась внутренняя связь между городами. Однако этруски продолжали играть доминирующую роль в области культурного развития Италии вплоть до конца IV в до н. э. Их влияние особенно ощущалось в Риме. В кругу римской знати был моден этрусский язык, большим признанием пользовалась «этрусская дисциплина», то есть религиозно-мифологические представления и система гаданий и жертвоприношений, изложенные в священных книгах. Лишь постепенно этруски уступают своё место соседним племенам, особенно римлянам, политическая роль которых усиливалась, а в III в. приобрела значение и римская культура. В середине I в. до н. э. этрусская народность потеряла всякое значение, а вскоре был забыт и этрусский язык.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невзирая на тайну, окружающую происхождение и язык этрусков, мы имеем достаточно чёткое представление об их истории с резкими поворотами судьбы, а также пассивными и активными влияниями. Этруски являлись активными проводниками цивилизации в сердце Италии, и заданный ими импульс вкупе с усилиями греческих колонистов вывел полуостров из раннего варварства. Этрусская цивилизация отличалась чрезвычайной сложностью -- в конечном счете, восточная по происхождению, начиная с архаического периода, она приняла сильно эллинизированную форму. Этруски принесли на италийскую землю не только восточный образ мысли и выражения, но также искусство и религию Эллады.

Этрусское искусство, не будучи ни полностью автономным, ни зависимым от Греции, прошло через много периодов, различавшихся и качеством работ, и творческим вдохновением. Четкое личное видение мира и вещей, постоянная тенденция к стилизации линии и формы, определенный вкус к цвету, движению и жизни придают этрусским творениям оригинальный и порой современный вид.

История этрусков, укоренившихся на земле Италии, не была ни автономной, ни изолированной; она сыграла свою роль в эволюции окружающих народов. Присутствие этрусков на семи холмах послужило истинным началом Рима. Рим рано избавился от этрусских тиранов, но сохранил большую часть их наследия. Хоть Рим столетиями испытывал ненависть к Этрурии, нельзя недооценивать, сколь многим он был обязан этой стране. Этрусское влияние проявлялось в государственном устройстве Рима и в его нравах, в его религиозной мысли и в искусстве; оно вошло составной частью в то культурное наследие, которое Рим, в свою очередь, передал Западу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блок, Р. Этруски. Предсказатели будущего [Текст]/ Р. Блок; пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - 189 с.

2. Гладкий, В.Д. Древний мир [Текст]: энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 2 / В.Д. Гладкий.- Донецк: МП «Отечество», 1997.- 480 с.

3. Ермолова, И.Е. Античность [Текст]: словарь-справочник по истории, культуре и мифологии/ И.Е. Ермолова, И.С. Култышева, Е.И. Светилова, Н.Р. Шопина; под общ. ред. В.Н. Ярхо. - Изд. 2-е, испр. - Дубна: Феникс+, 2003.- 296 с.: ил.

4. История Древнего Рима [Текст]: учеб. для вузов по спец. «История»/ Под ред. В.И. Кузищина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш.шк., 1994. - 366 с.: ил.

5. Машкин, Н.А. История Древнего Рима [Текст]: учебник / Н.А. Машкин. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 736 с.

6. Мавлев, Е. Мифология этрусского бытия [Текст]/ Е. Мавлев // Этруски и Средиземноморье. Язык. Археология. Искусство: материалы Международного коллоквиума. Апрель, 1990. Москва. XXIII Випперовские чтения / Под общ. ред. Л.И. Акимовой. - М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1994. - 320 с.: ил.

7. Этруски: Италийское жизнелюбие [Текст] / Пер. с англ. О. Соколовой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 168 с.: ил.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.