Рефераты. Эволюция политических взглядов Наполеона Бонапарта

н стремился не только досконально изучить историю, но и осмыслить уроки прошлого. В его тетрадях конспективное изложение исторических фактов перемежается с авторской речью.

"Эти несколько страничек, написанных "от себя", примечательны прежде всего своими политическими настроениями юного Бонапарта. История античного мира укрепляла его любовь к свободе, его вражду к деспотизму, угнетению. "…Тогда деспотизм поднимает свою отвратительную голову, и униженный человек теряет свою свободу и свою энергию…" - в таком тоне излагаются его рассуждения. История Афин давала ему повод поставить вопрос и преимуществах монархии или республики. "Можно ли заключить, что монархическое правление является наиболее естественным и первостепенным? Нет, без сомнения", - отвечает юный автор". Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 22.

Длительное и скрупулезное изучение истории (и сопредельных с нею отраслей науки) сделало Бонапарта, во-первых, ее знатоком - выступления, беседы первого консула, а затем императора почти всегда содержали ссылки на исторические примеры, исторические факты и имена. Заслуживает внимания его склонность к анализу социального содержания исторического процесса, вскрытию подосновы исторических явлений. А во-вторых, увлеченность этой наукой оказало и несомненное влияние на идейное развитие Бонапарта.

В одном из произведений - "Диалоге о любви" (1791) - Бонапарт в споре с де Мази настаивает на том, что современный социальный строй не может быть понят без учета тех изменений, которым подвергся человек со времени своего появления на земле, превратившийся постепенно в совсем иное существо. "Допускаете ли вы, что без этих изменений столько людей терпело бы страдания, испытываемые от гнета кучки крупных сеньоров, и люди, которым не хватает хлеба, мирились бы с великолепными дворцами?".

"Остроту социальных противоречий, которую с такой ясностью видел двадцатидвухлетний автор "Диалога о любви", он объяснял прежде всего исторически. Историзм мышления сохранялся до поры до времени и у зрелого Бонапарта". Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 23.

Вместе с тем следует заметить, что при всем ее значении для интеллектуального становления Бонапарта история не была главной наукой его юности. Молодой Бонапарт был не только солдатом - прежде всего он был сыном своего времени. Что это значило применительно к XIII веку? В качестве ответа на этот вопрос приведу несколько цитат, и вновь из труда А.З. Манфреда:

"В XVIII веке это значило, помимо прочего, что он также принадлежал к столь распространенной среди молодых людей породе неудовлетворенных и что исцеления от окружавшего зла он искал в неотразимой, как тогда казалось, силе разума и смелой критике старого общественного строя, которую несли с собой освободительные идеи века Просвещения". Там же. С. 23.

"Мир лейтенанта Буонапарте - это был мир Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Руссо, Рейналя, Мабли, Вольнея, мир свободолюбивой, мятежной литературы XVIII века. Могло ли быть иначе?" Там же. С. 28.

Бедность корсиканца, вынужденного всегда прятать руки за спину, чтобы не оказать износившиеся старые перчатки, остававшегося чужаком для своих сослуживцев, всегда озабоченного бедственным положением матери, братьев и сестер, а также судьбой своего народа в целом (напомню: едва освободившаяся от генуэзского владычества Корсика вскоре оказалась под французским господством, а Наполеон в это время оставался горячим патриотом этого края), что также отдаляло его от товарищей, и вдобавок ко всему вышеперечисленному перспектива нести свою службу без каких-либо надежд на продвижение, обусловили его восприимчивость к освободительным идеям передовой литературы эры Просвещения. С жадностью их впитывая, он пытался найти решение вопросов, рожденных тяжкой жизнью и проблемами, обступившими со всех сторон.

"В 1788 году, находясь на королевской службе, лейтенант Буонапартье писал: в Европе "остается очень мало королей, которые не заслуживают быть низложенными". Надо ли было выражать свои мысли яснее? В эпоху, когда подавляющее большинство передовых людей во Франции высказывалось в пользу конституционной монархии, юный лейтенант артиллерии в черновых записях ставил под сомнение законность самого института монархии и утверждал, что в двенадцати королевствах Европы монарший трон находится в руках узурпаторов. Это ли не революционные мысли?" Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 28..

Замечен факт, что, обосновывая свои мысли, юный Бонапарт прибегал к терминам ("народный суверенитет", "общественный договор", "социальный пакт" и др.), неопровержимо доказывающим, что уже в то время он был знаком с работами Жан Жака Руссо и находился под их влиянием.

Добавлю также, что некоторые следы влияния просветителей можно обнаружить и много позже. Например, даже в рукописи Лас Каза можно найти следующее высказывание:

"Человеческий разум сделал возможным три важнейшие завоевания: суд присяжных, равенство налогообложения и свободу совести, если только монархи не лишатся рассудка, они уже не станут нападать на эти три основы общественного договора" См. рукопись Лас Каза (в списке литературы), пункт - CCCXXVIII.

Уже к восемнадцати-двадцати годам у Наполеона сложилась собственная система взглядов. Суть их сводится к следующему: современный ему общественный строй плох и несправедлив, покоится на ложных основаниях, противоречащих естественным законам и естественной природе человека, чье общество, в отличие от животного мира, основано на согласии. "Люди рождаются ради счастья". Наслаждение благами жизни - вот высшее предназначение человека, обусловливаемое естественными законами. Но в современному обществу, по мнению Бонапарта, эти незыблемые естественные права попраны. Естественное стремление человека к равенству грубо нарушено, повсеместно господствует неравенство, а мир разделен на два класса: богатых (господствующих) и бедных (угнетенных). А сами богатство и роскошь гибельны: они развращают нравы, разлагают общество; богатство одних - немногих, основанное на нищете и страданиях других - большинства, - несправедливость, противоречащая человеческой натуре. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 29.

Тем не менее, определенность взглядов Бонапарта наблюдалась не во всем. Он не имел устойчивого мнения о том, как преодолеть царящее зло, по какому пути следует идти, чтобы сделать мир лучше и привести его к согласию с природой.

"Бонапарт вполне определенен и решителен в негативных взглядах. Его критика общественного строя того времени последовательна и систематична. Эта критика подводит вплотную к революционным выводам, они логически вытекают из его рассуждений. Но последнего слова - как, когда и каким образом осуществить революционные выводы - автор не произносит вслух" Там же. С. 30..

А.З. Манфред в подтверждение своих слов приводит цитату из "Диалога о любви", произведения Бонапарта, в котором в действительности предметом диалога были не столько любовь, сколько вопросы гражданского долга и чувства "цивизма". Вот эта цитата:

"Народ порабощен. Вы видите быстро утверждающееся неравенство… Религия спешит утешить несчастных, у которых отняли всю их собственность. Она их хочет навеки сковать кандалами" Там же. С. 31..

В 1789 году юному лейтенанту было двадцать лет. Он, как пылкий почитатель просветителей и противник деспотизма, по мнению А.З. Манфреда, не мог не рукоплескать революции. "С первых же дней он был вместе с народом, совершившим чудо 14 июля, он был за революцию и против ее врагов" Там же. С. 34..

В Валансе, как и в остальных городах Франции, были созданы клубы. Один из них - "Общество друзей Конституции" - стал филиалом Якобинского клуба. Лейтенант Бонапарт одним из первых вступил в его состав.

Е.В. Тарле придерживается иного мнения по поводу отношения Наполеона к революции. Бонапарт, согласно его словам, учитывал, что французская революция открывает новые пути развития Корсики, пламенным патриотом которой он являлся, но самым главным, как подчеркивает Тарле, было то, что также открывались новые пути и для его карьеры, т.к. теперь личные способности могли содействовать восхождению человека по социальной лестнице. Вместе с тем, Бонапарт, будучи прирожденным деспотом, был преисполнен полнейшего презрения к народу, творящему революцию. Мне думается, как я уже указывал во введении, что А.З. Манфред оказался более близок к истине (учитывая и периоды в истории нашей страны, в которые писали оба историка: в трудах последнего прослеживается влияние отголосков Оттепели 50-60-х гг - монография вышла в 1971 году, тогда как Е.В. Тарле не мог показать Наполеона иначе как деспотом т.к тот являлся выразителем интересов буржуазии, а не пролетариата, что противоречило господствовавшей тогда коммунистической идеологии), кроме того, судя по тому, сколько внимания он уделил внутреннему миру Наполеона, А.З. Манфред с большей тщательностью изучил письменные источники, оставленные Наполеоном (его мысли, заметки, дневниковые записи, выписки из книг, размышления), кроме того он впервые прибегнул к изучению литературного наследия Бонапарта, потому больше доверюсь именно его мнению и сделаю следующий вывод: скорее всего Бонапарт в то время был искренним республиканцем по взглядам, а честолюбие, амбиции и жажда власти лишь потом взяли верх, и он пошел по пути укрепления своей власти, активно разбавляя это демагогией, но это будет много позже, и подробнее рассмотрим это ниже, а пока вернемся именно к "республиканскому" периоду его взглядов.

Как уже упоминалось, юный Бонапарт, будучи последователем просветителей, "другом равенства и свободы", как говорили в XVIII веке, в то же время оставался пылким корсиканским патриотом. И здесь одно другому не противоречило, напротив, дополняло. Корсика была порабощена и угнетена, а значит - восстановление независимости его родины было невозможно без освободительной борьбы. Сразу же после начала революции он принимает решение ехать на Корсику.

Но здесь его встречает некое "сонное царство". Жизнь здесь текла по-прежнему вяло. Он решил разжечь в этом месте революцию вместе со своим братом Жозефом, которого тоже затронул "электрический разряд близившейся революционной грозы". Наполеону хватило широты взглядов, чтобы понять, что теперь Корсика не должна быть противопоставляема Франции, напротив, ее собственные интересы и будущность требуют слияния со страной пробуждающейся свободы.

"Так началась идейная эволюция Бонапарта. Он оказался на деле не таким уж "корсиканцем с головы до ног", каким его представляли в свое время" Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 39..

Паскуале ди Паоли - любимый герой юношеских мечтаний Наполеона. Бывший глава корсиканской республики, главнокомандующий ее вооруженных сил, сражавшийся сначала против генуэзцев, затем против французов, так и не склонил головы перед победителями и ушел в добровольное изгнание. Для Наполеона он - сочетание всех совершенств. Именно к нему первым делом направился Наполеон, решившись с братом распространить революцию и на Корсику. Но Паоли оказал очень холодный прием сыновьям Карло Буонапарте, изменившему его знамени и вставшему на службу к французам (дабы получить возможность дать детям образование во Франции). Наполеон всячески старался завоевать расположение Паоли но натыкался на его штыки.

Позднее партия Паоли, корсиканский сепаратизм, в 1793 году должен был сражаться против революционной Франции, следовательно это была контрреволюция. Вскоре все перешло в открытое столкновение. Бонапарт прислал матери записку на итальянском "приготовься, эта страна не для нас", что собой являло призыв к отъезду. Она правильно поняла смысл и бежала с детьми. Через пару часов после бегства дом был разнесен в щепки сторонниками Паоли.

1793 год. Капитан Бонапарт снова во Франции. Подведем итоги.

Земля, являвшаяся его Родиной, оказалась вдалеке за морем, охваченная огнем мятежа. Обратно к ней пути уже нет - Наполеон и его семья оказались изгнанниками, беженцами из этого края. За спиной Бонапарта остались пять лет бессмысленной борьбы, иллюзий и надежд. Все окончилось полным поражением и побегом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.