Все хозяйство страны было подчинено органам государственного управления, в которых решающую роль играли лидеры монополистической буржуазии. Во главе был поставлен Генеральный совет хозяйства, решающее слово в котором принадлежало «пушечному королю» Круппу и «электротехническому королю» Сименсу. Генеральному совету были подчинены «хозяйственные группы», возглавлявшие главные отрасли хозяйства (промышленность, торговля, кредит), а тем, в свою очередь - «отраслевые группы» (химическая, авиационная и др. отрасли промышленности) Хансен Э. «Экономическая история зарубежных стран».
Централизованный орган, созданный в июле 1933 с целью милитаризации экономики Третьего рейха. В его состав входили представители ведущих монополий страны: Крупп, Бош, Шрёдер, Сименс, Тиссен, Фёглер и другие. 29 мая 1933 председатель Объединения промышленности немецкого рейха Густав Крупп письменно информировал председателя рейхсбанка Ялмара Шахта, что представители всех отраслей промышленности будут централизованно собирать средства в пользу НСДАП для создания фонда, который "должен стать выражением благодарности вождю народа". 14 июня 1934 Густав Крупп от имени Объединения промышленности и Карл Кеттген от имени Объединения немецких работодателей подписали документ, согласно которому каждый немецкий предприниматель обязан был четыре раза в год передавать в фонд минимум 5 промилей (тысячных долей) от суммы доходов, полученных в предшествующем году.
Резко расширился государственный сектор хозяйства. Крупнейшей корпорацией в стране стал государственный концерн Геринга, который сначала увеличился за счет конфискованного имущества евреев и других репрессированных, а затем в его состав включались предприятия, которые захватывала Германия на оккупированных территориях. С самого начала фашистское государство приступило к регулированию цен, нарушив тем рыночные отношения. Был установлен низкий уровень цен на товары народного потребления. В результате эти товары исчезли с полок магазинов и теперь их можно было купить только на «черном рынке» по гораздо более высоким ценам. Пришлось вводить карточки на продовольствие.
Под контролем государства было поставлено и сельское хозяйство. Сельскохозяйственная продукция учитывалась и должна была сдаваться государству по установленным ценам. Хозяйство гроссбауэров и юнкеров, т.е. крупные капиталистические хозяйства были объявлены «наследственными дворами»: в соответствии со средневековым принципом майората, они передавались по наследству только старшему сыну. Остальные сыновья должны были служить государству и завоевывать себе «жизненное пространство».
Таким образом, все хозяйство Германии было переведено в централизованную систему, которой по линии государства управляли лидеры монополистической буржуазии. Установив контроль над хозяйством, гитлеровское государство начинает экономическую подготовку к войне. В 1936 году был принят второй четырехлетний план, основной задачей которого было обеспечение экономической независимости Германии от импорта и ускоренное развитие тех отраслей, которые составляют базу военной промышленности. Военные расходы за период 1933-1939 годов увеличились в 10 раз и составили 15-16 млрд. марок в год, или 75 % всех доходов государственного бюджета Хансен Э. «Экономическая история зарубежных стран».
Особое внимание уделялось производству «эрзацэв» - синтетических материалов и заменителей: синтетического бензина, синтетического каучука и т.п. Была поставлена цель производить в Германии все, необходимое для ведения войны, но в этой стране не было каучуковых плантаций и нефтяных месторождений, цветных металлов, алюминия, поэтому натуральные ресурсы приходилось заменять синтетическими. Также расширялся экспорт для получения валюты, направляемой на закупку необходимого сырья, и сокращался импорт всех других видов продукции. Реализация этого направления нашла отражение в плане Я.Шахта (по имени директора Рейхсбанка). В нем указывались меры, с помощью которых предлагалось осуществлять регламентацию внешнеторговой деятельности (предоставление определенных льгот промышленникам-экспортерам, централизованное определение объемов импорта, переход к клиринговой системе взаимных расчетов и др.).
В 1940 году был принят четырехлетний план, задача которого была более узкой - развить военное производство и военно-промышленный потенциал. Планирование фашистской Германии не было индикативным - преобладали административные методы управления. Впрочем, в экстремальных условиях, условия подготовки к войне и войны, такие методы оказались достаточно эффективными.
Во-первых, военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Предприятия, не попавшие в категорию важных для ведения войны (бумажные, шерстяные, хлопчатобумажные…..), подлежали ликвидации. В результате военная продукция составила 80% всей промышленной продукции страны, а недостающая продукция доставлялась из оккупированных стран.
Во-вторых, из оккупированных стран доставлялись и ресурсы для военного производства. Из них поступала половина потребляемого металла, четверть каменного угля и подавляющая часть нефтепродуктов. Германия использовала и трудовые ресурсы оккупированных стран: к концу войны на ее территории работало около 10 млн. иностранных рабочих, труд которых, конечно, оплачивался очень низко.
В-третьих, развитию промышленности способствовали специфические фашистские источники ее финансирования:
- захват собственности демократических организаций (только в рабочем банке было захвачено 5 млрд. марок);
- конфискация собственности неарийцев;
- ограбление оккупированных стран
В составе германской армии были специальные экономические части, которые занимались сбором и отправкой в Германию разнообразных ценностей - от запасов зерна до художественных коллекций.
Наконец, в-четвертых, развитию промышленности способствовало резкое сокращение расходов на заработную плату. Гитлер выполнил обещание дать работу безработным, но зарплата была ниже обычной - лишь немногим выше пособия по безработице. Это позволяло промышленникам в последствии «выравнивать» зарплату, понижая зарплату остальным рабочим. Стал проводится учет рабочей силы. Рабочим было запрещено менять свои рабочие места. Был удлинен рабочий день, он доходил до 12-14 часов. Была введена трудовая повинность для молодежи, т.е. принудительный бесплатный труд, в котором должны были участвовать все молодые немцы. Был введен принудительный бесплатный труд для заключенных концлагерей. Были распущены профсоюзы, стачки и забастовки запрещались Хансен Э. «Экономическая история зарубежных стран».
В 1935 году был принят закон об обороне империи и введена всеобщая воинская повинность.
Благодаря полному подчинению всех сфер народного хозяйства страны фашистскому режиму удалось несколько оживить экономику, но это касалось, прежде всего, отраслей военного производства и тяжелой промышленности. За счет их развития также была сокращена безработица. Но при этом углубились народнохозяйственные диспропорции, сократился объем внутреннего рынка, постоянно растущие военные расходы расшатывали финансовую систему. Продолжение политики милитаризации экономики загоняло страну в хозяйственный тупик. Эта специфическая военная экономика стала разрушаться лишь по мере того, как начали выходить из под контроля оккупированные страны и территории. Поэтому только развязывание войны могло на какое-то время отодвинуть от Германии хозяйственную катастрофу. Развязывание этой войны Германией принесла еще большие расходы для стран-участниц, чем в первую мировую войну (в 4.5 раза). Для послевоенной западной экономики были характерны:
деформированная структура производства
разрыв сложившихся связей в промышленности, финансах, торговле
устаревшее, требующее обновления оборудование на предприятиях
растущая инфляция и неустойчивость валют
сокращение размеров посевных площадей и снижение урожайности
Армия фашистской Германии
В целях дальнейшей концентрации военной власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. военное министерство как промежуточную инстанцию между ним и армией, превратив его из военно-политического управления в свой личный штаб верховного командования вооруженных сил (ОКБ), центральным органом которого стал штаб оперативного руководства.
Верховному главнокомандующему непосредственно подчинялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил со своими генеральными штабами. Особую роль в системе военных органов играл Генеральный штаб сухопутных войск (ОКХ), численно превосходящий ОКВ, что объяснялось огромным значением именно сухопутных войск во второй мировой войне. После первого крупного поражения гитлеровских войск под Москвой в ноябре 1941 г. Гитлер взял на себя командование сухопутными войсками с их генеральным штабом. С 1939 г. вновь созданный Совет министров по вопросам обороны империи стал назначать во все военные округа "уполномоченных по национальной обороне", которые должны были для успешного решения задач "обороны" координировать работу всех военных и гражданских учреждений Мельников Д., Черная Л. «Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии. 1933-1945 гг.».
Гитлер создал также мощный разведывательный аппарат секретной службы рейха, главным объектом деятельности которого сразу же после прихода нацистов к власти стал Советский Союз. Разведывательные центры, работавшие против СССР, были организованы при германском посольстве в Москве, при Кенигсбергском университете, крупных монополиях и др. В 1941 г. был сформирован особый штаб руководства разведывательной и диверсионной работой в СССР. В его ведении находилось 60 школ, в которых проводилась подготовка агентуры для разведывательной и диверсионной деятельности. Общее руководство военной разведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью находилось в руках Управления разведкой.
Абвер (Abwehr - оборона, отражение; Abw.), орган военной разведки и контрразведки нацистской Германии. Образован в 1919 правительством буржуазной Веймарской республики, когда генерал фон Шлейхер собрал все секретные службы в ведение министерства обороны. Поскольку условия Версальского договора 1919 не допускали воссоздания в Германии разведывательных органов, на Абвер формально возлагались функции военной контрразведки в вооруженных силах. С 1933 Абвер находился в постоянном конфликте с нацистскими спецслужбами СД и гестапо Ширрер У. «Взлет и падение Третьего Рейха», стр. 598.
С января 1935 по 1944 во главе Абвера стоял опытный разведчик адмирал Фридрих Вильгельм Канарис, активно способствовавший превращению Абвера в важнейший инструмент гитлеровской политики. В 1938 Абвер был реорганизован в Управление разведки и контрразведки Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ). Абвер должен был обеспечить секретность военных приготовлений Германии, внезапность ее нападений, а также успех "блицкрига" путем дезорганизации и развала тыла стран, избранных объектами агрессии.
Центральный аппарат Абвера состоял из 5 главных отделов, непосредственно подчинявшихся начальнику Абвера. 1-й отдел Абвера ("A-I") занимался организацией разведки за границей, добывал информацию о военно-экономическом потенциале вероятного противника. Он состоял из подотделов, ведавших различными сторонами военной разведки. Подотделы строились по географическому и отраслевому принципу. Подотдел "Вест" ведал организацией разведки в странах Запада, подотдел "Ост" - в странах Востока. Имелись подотделы, ведавшие разведкой в военно-морских и военно-воздушных силах, военной промышленности иностранных государств и т. д. 2-й отдел Абвера ("A-II") руководил организацией диверсионной деятельности за границей и в тылу войск противника. В его состав входили подотделы "Вест", "Ост", "Зюйд-Ост" и др., а также специальные подразделения для материально-технического обеспечения диверсионно-террористической деятельности. Главные задачи отдела "A- II": подрыв морального духа армии и населения стран-противников, создание "пятых колонн", уничтожение или захват особо важных военных и промышленных объектов, совершение террористических операций, дезинформация политического и военного руководства противника. Наряду со специальной агентурой "A-II" для решения своих задач широко использовал в некоторых странах (Франция, США, Норвегия и др.) реакционные политические организации с прогерманской ориентацией, пронацистские группы т. н. "заграничных немцев", террористические группы эмигрантских и националистических организаций. 3-й отдел Абвера ("A-III") возглавлял военную контрразведку и вел политический сыск в вооруженных силах и военной промышленности Германии. В его состав входили подотделы, занимавшиеся контрразведкой в сухопутных войсках, ВМС, ВВС, охраной секретов и борьбой с саботажем в военной промышленности, дезинформацией иностранных разведок, "обслуживанием" лагерей для военнопленных. Особое место занимал подотдел "III-Ф", ведавший контрразведкой за границей. Его главной задачей было проникновение в разведслужбы других государств, выявление их планов и деятельности в отношении нацистской Германии. Важным звеном Абвера был отдел "аусланд" ("заграница"), взаимодействовавший с министерством иностранных дел. Отдел собирал разведывательную информацию путем изучения иностранной прессы, радиопередач и литературы, обработки сведений, поступавших от германских военных атташе за границей, фактически руководил их разведывательной деятельностью. Центральный отдел ("Ц") Абвера занимался административными вопросами, ведал центральным архивом и картотекой агентов Абвера Мельников Д., Черная Л. «Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии. 1933-1945 гг.».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7