Рефераты. Феодальная экономика в России

Феодальная экономика в России

2

Содержание

  • Введение
    • 1. Сущность феодальной экономики
    • 2. Основные черты феодального хозяйства
    • 3. Формы феодальной зависимости
    • 4. Политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

История экономики изучает происхождение и развитие различных типов хозяйства. Именно типов, а не общих законов развития экономики, поскольку открыть эти общие законы экономики до сих пор никому не удалось. У большинства народов, как известно, существуют различные типы экономики, которые с определенным основанием можно называть цивилизациями.

Феодальная раздробленность - новая форма государственной политической организации. Со второй трети XII-века на Руси начался длившийся до конца XV-века период феодальной раздробленности, через который прошли все страны Европы и Азии. Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации, сменившая раннефеодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу. Феодальные республики не случайно сложились в рамках бывших племенных союзов, этническая и областная устойчивость которых поддерживалась природными рубежами и культурными традициями.

Цель работы - рассмотреть особенности развития феодального хозяйства в России.

Задачи работы - определить общие черты феодальной экономики; рассмотреть политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны; определить основные черты феодального хозяйства России; изучить формы феодальной зависимости.

1. Сущность феодальной экономики

В отличие от рабовладельческой, феодальная система хозяйствования явилась почти уникальной для Евразии: большинство народов этого материка прошло через систему феодализма либо находятся еще и сейчас на его различных стадиях. Непосредственный производитель при феодализме как бы нечто среднее между рабом и свободным фермером: он несвободен, как раб, но имеет собственное хозяйство, как фермер.

Внешнеэкономическое принуждение выражено в феодальной ренте: отработочный (барщина), продуктами (оброк) или деньгами. Однако размер ренты установлен раз и навсегда: взяв с крестьянина лишнее, можно, затронув семенной фонд, поставить под угрозу урожай будущего года. Твердо обусловленный размер ренты предоставлял непосредственному производителю определенную свободу при ведении собственного хозяйства. Это особенно сказывалось при коммутации - переходе к денежной ренте, когда крестьянин сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.

В этих условиях требовалось не только принуждение, но и моральное стимулирование труда. Моральный стимул давала монотеистическая религия (единобожие), в различных формах практически повсеместно господствовавшая при феодализме. В Европе - христианство, которое объявляет высшей ценностью не материальное, а духовное богатство, внутренний мир человека: честной, правдивой и скромной жизнью, любовью к ближнему человек может заслужить вечное блаженство души (спастись) в потустороннем мире. При стопроцентной искренней религиозности населения хозяйственная этика религиозных культов серьезно влияла на экономическую жизнь. Например, христианское запрещение иметь приплод с неживого (в том числе денежные проценты) привело к тому, что ростовщичество в Западной Европе вначале сосредоточилось в руках нехристиан, в частности, евреев. Ожидание вселенской катастрофы ("конца света") в 1000 г. вело к хозяйственной пассивности людей и т.д. и т.п.).

2. Основные черты феодального хозяйства

Важнейшая черта феодального хозяйства - пожалование в лен земли за определенные личные заслуги, а также взимание дани. Землевладельцы феодальных княжеств в период, например, Киевского государства и особенно в период феодальной раздробленности являлись вассалами великого князя. Крупные землевладельцы в свою очередь имели вассалов более мелких и т.д.

За длительный период господства феодализма в России феодальная собственность, оставаясь его основой, вместе с тем претерпевала значительные изменения как в смысле распределения ее между отдельными группами феодалов, так и в отношении ее "условности", "связанности", "иерархичности" и т.д.

В развитии феодализма большую роль играло и внеэкономическое принуждение, личная зависимость крестьянина от феодала, формы и степень которой были самые различные, начиная от крепостного состояния и кончая сословной неполноправностью крестьянина.

В дофеодальный период общинник-смерд "сидел" на свободных общинных землях. По мере роста феодальных отношений путем захвата крестьянских общинных земель образовывалось княжеское, боярское и монастырское феодальное землевладение. Смерд, разоренный налогами, войнами, кочевниками, все в большей степени попадал в зависимость от феодала.

Феодализм как система утвердился у народов, как входивших в рабовладельческую Римскую империю, так и никогда не знавших рабовладельческой экономики. Почему же одни народы прошли через рабовладельческую систему, а другие ее миновали! Античная система сформировалась в середине первого тысячелетия до н.э., феодальная - примерно через тысячу лет. За это время в хозяйственной и духовной жизни народов появилось много важных новшеств. Среди них было два, обладая которыми, любой народ мог перестроить свой общественный строй на феодальный лад: в материальной жизни - тяжелое (рыцарское) вооружение; в духовной - единобожие (христианство, ислам). При этих условиях можно было перейти и от античного рабовладения, и от общинного строя к такой системе, где одни трудятся, другие воюют, а третьи молятся, т.е. к феодализму.

Именно эти достижения античности - тяжелое вооружение и христианство переняли у Римской империи германские и славянские народы, заселившие в первом тысячелетии до н.э. большую часть Европы. Они создали целый ряд государств: королевства франков (современная Франция), англо-саксов (Британия), лангобардов (Италия), славян - западных (Польша, Чехия) и восточных (Киевская Русь) и др. В рамках этих государств и происходило становление феодальной экономики.

3. Формы феодальной зависимости

В наиболее ранних источниках основная масса городского и сельского населения Киевской Руси носит название - "люди". Когда феодальный способ производства стал господствующим, а собственность феодалов на землю сделалась основой эксплуатации ими непосредственных производителей материальных благ, слово "люди" стало употребляться для обозначения феодально-зависимых крестьян.

Одним из каналов формирования класса феодально-зависимого крестьянства, как сказано выше, было рабство. Большое распространение получил термин "челядин". По договорам начала X века киевских князей с Византией челядин считается собственностью своего владельца. Так называемой Древнейшей Правде начала XI века содержится постановление, регулировавшее куплю - продажу челяди и утверждавшее право господина требовать возврата беглого челядина. В Пространной Правде упоминается так же "плод" от челяди, который подобно "плоду" от скота, составляет собственность господина, передаваемую по наследству.

Ранние сведения о использовании труда челядинов - рабов на пашне относится к XI - веку. Вероятно, однако, что применение рабской силы в сельском хозяйстве началось со времени вотчинного землевладения, т.е. ещё в X веке.

С течением времени рабы в качестве производительной силы всё более вытеснялись в феодальном хозяйстве зависимыми крестьянами. В связи с этим термин "челядь" сливается с названием "люди" и обозначает уже всё зависимое от феодалов население.

С процессом образования государственной собственности на землю связано, по-видимому, возникновение термина "смерды", появляющегося в памятниках письменности с XI века. В литературе выдвигались разные точки зрения на смердов. Под ними понимают или всё древнерусское крестьянство, или особую группу зависимых людей, близких к западным литам, или альдионам, или рабов, посаженных на землю.

В ряде новгородских актов смердами называются крестьяне, живущие на казённой земле и уплачивающие дань государству. Смерды и государственные крестьяне выполняли по развёрстке повинности князю и Новгороду. С переходом государственных земель в монастырь сидевшие на них смерды должны были нести повинности монастырским властям и освобождались от обязанности участвовать в раскладке их вместе со смердами, оставшимися в зависимости от князя и Новгорода. Однако в XI веке слово "смерды" означало не только государственных крестьян. Среди крестьян - данников, сидевших на "окняженной" земле, в связи с развитием феодальных отношений выделилась особая группа (типа последующих дворцовых крестьян), находившаяся в более тесной и непосредственной зависимости от князей - воттчинников. Сведения об этих крестьянах, очень глухие и недостаточные для решительных выводов, даёт Правда Ярославичей. За убийство смерда взыскивается штраф - 5 гривен, как и за убийство холопа. Запрещается пытать смерда без "княжа слова", т.е. устанавливается непосредственная подсудность смердов княжескому суду. Упоминается рабочий конь смердов, за кражу которого взыскивается штраф меньший, чем за кражу княжеского коня.

Постоянная Правда повторяет и в ряде случаев дополняет эти постановления. Так, устанавливаются нормы штрафа, уплачиваемого смердами за кражу скота. Имеется особая статья о праве князей на наследство после смерти смерда, не оставившего сыновей, и о выделе части имущества смерда во владение его дочерям до их выхода замуж.

Итак, смерды, зависимые от князя - вотчинника, имели земельные наделы, переходившие по наследству к их сыновьям, а в случае отсутствия детей мужского пола отходившие в состав княжеских владений. Эти смерды вели собственное единоличное хозяйство, у них был свой рабочий скот. В развитии хозяйства смердов был заинтересован и князь, пользовавшийся частью их прибавочного труда, как вотчинник. О зависимом положении такого смерда свидетельствует то обстоятельство, что за его убийство уплачивался штраф, равный штрафу за убийство холопа. Феодальная зависимость этой группы смердов находила правовое выражение в их непосредственной подсудности князю.

Нет точных данных о том, в какой форме осуществлялась эксплуатация смердов на собственных землях князя: в форме барщины (как думал Б.Д. Греков) или натурального оброка. За предположение о преобладании в это время отработочной ренты говорит упоминание в Краткой редакции Русской Правды ратайного старосты (возможно, надзиравшего за барщинными работами).

К началу XII века на Руси образовался новый разряд феодально-зависимого населения - закупы. Об их положении довольно подробно говорит Пространная редакция Русской Правды. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве землевладельца вернуть полученную от него ссуду (купу). Ссуда под проценты называлась "наймом". Отсюда наименование закупа - "наймит".

Феодал представлял закупу надел земля, сельскохозяйственные орудия (плуг, борону), рабочий скот. Закуп вел свое собственное хозяйство, у него мог быть свой конь. Однако закуп обязан был работать на господина. Закупа, который исполнял сельскохозяйственные работы, называли "ролейным" (от слова "ролья" - пашня). Стараясь закрепить за собой закупов, землевладельцы требовали от них возврата "купы" в увеличенном размере, стремились присвоить себе побольше продуктов их труда (урожай, скот).

Закуп был сильно ограничен в своих правах, прежде всего, было стеснено право его ухода от господина. За побег он превращался в полного "обельного" холопа. За кражу, совершенную закупом, отвечал его господин, но закуп при этом, как и в случае побега, становился полным холопом. Землевладелец имел право подвергать закупа телесному наказанию.

Тем не менее, закон отличал закупа от полного холопа (раба). Если господин продавал закупа в холопы, то за этот незаконный акт он должен был заплатить штраф, а закуп получал свободу. По незначительным делам, в случае нужды, закупу разрешалось выступать на суде в качестве свидетеля. Закуп мог обращаться в суд с жалобой на своего господина.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.