Рефераты. Феодальные государства в странах Востока

Феодальные государства в странах Востока

Феодальные государства в странах Востока

План

1. Арабский халифат

2. Феодальное государство в Индии

3. Феодальное государство в Китае

4. Феодальное государство в Японии

1. Арабский халифат

В процессе разложения рабо-племенного строя у арабских народов Аравии в VIIв. сложился союз (халифат), освещенный новой религией исламом. Основателем халифата и ислама был пророк Мухаммед. Им был установлен новый общественный порядок, и все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой стал пророк Мухаммед "посланник Аллаха на земле". Единственным условием вступления в эту общность являлось признание ислама и выполнение его предписаний.

Воинственные арабские племена завоевали Месопотамию, Сирию, Египет и другие районы древней культуры, вставшие на путь феодализма. Под их воздействием процесс формирования феодального общества и государства у арабов ускорился. Глава ислама и халифата пророк Мухаммед предоставлял государственную землю в пользование отдельным лицам и крестьянским общинам при условии уплаты ими налогов. Государственная власть в Халифате носила теократический и централизованный характер.

Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной.

В дворцах халифов воцарился торжественно пышный придворный церемониал в духе многовековых традиций восточных деспотий. Власть халифа, в принципе, признавалась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали и убивали неугодных им правителей.

Центральное руководство осуществляли специальные правительственные ведомства диваны.

Среди этих органов, число которых постоянно росло, особого упоминания заслуживают следующие:

1. Диванал-Джунд, ведавший оснащением и вооружением армии. Под его контролем находились чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за военную службу.

2. Диванал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом различных налоговых и иных денежных и натуральных поступлении.

3. Диванал-Барид управление дорог и почты. Оно занималось доставкой почты и государственных грузов, руководило строительством и ремонтом дорог, каравансараев и колодцев. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечить передачу информации из центра на места и обратно, почтовое ведомство должно было осуществлять также тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населением.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди высших должностных лиц первое место принадлежало везиру (визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках нити непосредственного управления и тем самым в определенной мере оттеснили халифов от реальной власти.

Первоначально были оставлены почти нетронутыми местные административно-финансовые учреждения бывших византийских и иранских провинций.

Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах вновь покоренных государств. Управляли ими, как правило, военные наместники эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялся местный аппарат административно-финансового управления.

Отправление правосудия было привилегией духовенства. Эмиры и их чиновники, считавшиеся представителями светской власти, формально не имели права осуществлять судебные функции. Высшим судьей являлся глава государства-халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Высшим судом была коллегия виднейших богословов, которые одновременно являлись и правоведами. От имени халифа они назначали судей кади и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. И те и другие являлись представителями духовенства.

Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.

Судебные решения и приговоры кади, в принципе, считались окончательными и обжалованию не подлежали.

Исключение составляли случаи, когда сам халиф или лица, им уполномоченные, изменяли решение кади.

Первоначально вооруженные силы состояли из отрядов мусульманской общины и ополчений примкнувших к ней племен.

Но правящие круги начинают терять уверенность в надежности ополчения. Они ищут опору в отрядах наемников.

В конце VIII века наметились новые тенденции в развитии Арабского государства. Знать, укрепившаяся в завоеванных странах, теряет былую заинтересованность в единстве халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи, собиравшиеся в их областях.

Раскол халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.

Во второй половине VIII века отпал Кордовский эмират в Испании. Затем настала очередь Туниса и Марокко. В середине IX века отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.

2. Феодальное государство в Индии

Индия VIXII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств княжеств, экономически не связанных между собой, объединявшихся время от времени в результате войн вокруг крупнейших княжеств. Такие политические образования, как империя Сатаваханов, Харши, Гуптов, Чалукьев, были непрочными, отдельные княжества, входившие в них, сохраняли своих старых правителей. Непрочность этих империй усугублялась относительной автономией крупных сельских общин, состоящих, как правило, из нескольких мелких общин, борьбу с которыми вело центральное правительство с помощью военной силы и бюрократического аппарата.

Индусские государства этого времени были монархиями, во главе них стояли махараджи главные князья. Под их властью находилась большая часть земли в государстве. Трон, как правило, переходил от отца к сыну, но в ряде случаев преемник назначался по воле предшественника. Власть государей ограничивалась религиозными предписаниями, обычаями и силой знати. Индусская политико-религиозная концепция "девараджи" ("хорошего царя"), исходившая из того, что царь является посредником между богами и людьми на земле, предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности). Одной из этих обязанностей была охрана мира среди подданных и борьба с преступлениями. Махарадже помогали советники (монтри паришад). В государственном аппарате значительное место принадлежало военным сборщикам налогов. Эти функции на местах, как правило, совмещали одни и те же лица.

Гражданская юрисдикция осуществлялась обычно теми, кто собирал налоги. В жалованных грамотах феодалам вместе с налоговым и административным иммунитетом предоставлялось право суда над крестьянами по отдельным видам уголовных преступлений. Ряд уголовных преступлений рассматривался в судах общин и каст.

Широкое распространение купли-продажи земли как следствие развития частной собственности привело к созданию должности главного хранителя государственных документов, в обязанность которого входило утверждение сделки, если она не наносила ущерба казне, и цена, назначаемая продавцом, не была завышена.

Империи Гуптов и Харши были разделены на провинции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей была сельская община во главе со старостой.

Во второй половине ХII века начались завоевательные походы афганских правителей. Султанам из династии Гуридов потребовалось всего два десятилетия для установления господства над всей Северной Индией, ибо феодальная раздробленность значительно снижала силу сопротивления местного населения. Завоеванные области включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII века выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийский султанат. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадский халифом в качестве независимого государства.

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов. К централизации толкала правящую элиту угроза монгольского завоевания и отсутствие поддержки со стороны местного населения внутри страны. Важным средством объединения непокорных феодалов вокруг султанского престола были захватнические войны, которые вели правители. Эти войны привели к созданию в первой половине XIV века огромной империи, включавшей значительную часть территории Индии. Но уже в конце XIV века в результате нашествия Тимура в Индии вновь восторжествовала феодальная раздробленность. Непрерывные мятежи феодалов привели в начале XVI века к покорению Северной Индии одним из потомков Тимура Бабуром, бывшим правителем Ферганы, который основал в 1526 году династию Великих Моголов.

Делийский султанат был деспотическим государством, там не было общепризнанного порядка престолонаследия. Ислам предписывал султану выполнение ряда обязанностей: защиту веры и толкование священного закона, установление мира среди подданных, защиту территории мусульманского государства, укрепление его границ, ведение войн против врагов ислама, собирание налогов, распределение государственных доходов.

В силу этих религиозных предписаний султан был теократическим главой государства и главнокомандующим армией. Ему принадлежала высшая исполнительная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, султан не мог, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием (иджмой).

Двор султана был центром политической жизни и управления империи. Состоящий из большого числа придворных чинов, слуг, охраны, живших по строгим предписаниям восточного этикета и деспотического церемониала, султанский двор поглощал огромную долю средств государственной казны.

Главным сановником двора был вакилидар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. Другой, равной по значению фигурой при дворе был эмирхаюб, главный церемониймейстер. Он и его помощники хаюбы стояли между султаном и его подданными. Особо приближенным хаюбам султан доверял командование военными экспедициями, созывал их для военного совета.

Снабжением двора занимались карханахи, в ведении которых было обеспечение двора пищей, одеждой, топливом и т.д. Они же ведали снабжением султанской армии и других ведомств.

В Делийском султанате не было какойлибо признанной системы государственных органов. Султан вершил дела с помощью тех людей, которых он назначал, произвольно определяя их полномочия. Тем не менее, в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное. Финансами занималось ведомство главного министра султана вазира, оно называлось диванивазират.

Военное ведомство возглавлял аридимамалик. Он главным инспектором вооруженных сил. Специальное ведомство диваниинша ведало корреспонденцией правителя. Ведомство, именовавшееся диванирасалат, занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, ведомство диваникази занималось судебными делами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.