Рефераты. Финансы и армия Османской империи

Финансы и армия Османской империи

Реферат по истории Турции

Финансы и армия Османской империи

ФИНАНСЫ

Первостепенная забота государства -- обеспечение доходов. Их главным источником являются налоги на землю, то есть на ее держателей в ранге собственника или распоряжающегося, как тимариоты, которые должны отдавать часть доходов от земельных владений в государственную казну. С другой стороны, государство выступает в роли получателя такс: таможенные пошлины на товары, перевозимые из одного места империи в другое морским или сухопутным путем, транзитные пошлины, налоги на заход кораблей, на продажу, на торговые сделки и т.д. Доходы и расходы регистрируются в многочисленных амбарных книгах, за счет чего многие существуют.

Баш дефтердар (главный казначей) руководит всей финансовой областью; на него же возложена обязанность казначея Румелии. Ему подчиняется казначей Анатолии, а также казначеи всех провинциальных правительств (Бейлербейлик). Для лучшего управления государственными доходами проводятся периодические переписи под руководством баш дефтердара, позволяющие правительству отслеживать изменения в экономической ситуации империи вплоть до самых дальних рубежей. Кроме обобщения данных переписей баш дефтердар ведет реестр, в который вписываются грамоты о пожаловании тимара.

Налоговая система

В османской налоговой системе, как и в ее законах, следует различать налоги, предусмотренные и одобренные в рамках исламских законов,т.е. шариата, и налоги, введенные указами султана в рамках его права законотворчества, в гражданских вопросах, которые закон еще не регулирует.

а) Налоги, предусмотренные и вытекающие из шариата (хукук-и шарийе):

«десятина» или ушр. Он соответствует чаще всего взиманию Vio наличными деньгами или натурой с самой различной продукции (зерно, овощи, фрукты, пчелиные соты и т.д.). Но его величина может изменяться в зависимости от региона: составляя обычно lh или 7в, он иногда мог доходить до 7з, как в Сирии и Палестине в XVI в.;

подушная подать, по-арабски джизйя, подушная такса вменяемая немусульманам «за их защиту», осуществляемую вооруженной силой исламского государства. Она эквивалентна османскому харадж. Немусульманское население делилось на три категории (ала, весат, едиа) в зависимости от их платежеспособности. Средняя сумма подушной подати составляла в 1574 г. 40 аспр с человека, в 1592 г. -- 70, в 1596 г. -- 150, в 1630 г. - 240, в 1691 г. - 280. Несовершеннолетние юноши и служители христианского и иудейского культов от уплаты освобождались;

солидарный налог, или закат. Изначально взимавшийся исключительно с правоверных мусульман, выполняющих таким образом одну из первейших заповедей своей веры, он был трансформирован в налог, вменяемый государством в тех же, по крайней мере с виду, религиозных целях.

б) декретированные налоги (рюсум-иурфийе):

авариз-и дивапийе. Вид пошлины, налагавшейся на города и деревни для покрытия экстраординарных расходов (в случае войн, катастроф и т.д.). Уплачиваемый ежегодно наличными деньгами, этот налог постоянно возрастал (40 аспр в 1582 г., 240 -- в 1600 г., 535-в 1681г.);

«ленный налог», или ресм-и чифгп. За единицу налогообложения принималась площадь земли, которую можно обработать и засеять с помощью пары быков в течение одного года; размер такого земельного участка составляет от 60 до 150 деиюм (1 денюм = 919 м2) в зависимости от плодородия почвы. В XVI в. этот налог в среднем составлял 22 аспр.

В регионах, где ресм-и чифгп не был установлен, земледельцы-христиане все равно должны были платить «ленный налог», называемый там испеидже. По одному из документов Мехмеда II, женатый подданный-христианин платил 25 аспр, а вдова, не платившая за землю, 6 аспр;

налог на баранов, или адегп-и агиам. Помимо обычного налога на баранов, он также включает в себя таможенные пошлины на всех других домашних животных;

налог на рудники, или мадепресми. Он позволяет государству взимать 7б продукции всех частных рудников;

побочные налоги, или ресм-и бад-и хава. Они включают в себя различные выплаты: брачный налог, право на наследство, выкуп за возвращение в собственность заблудшего скота, таксу за передачу собственности и т.д.;

торговые таксы. Существуют таксы на торговые рынки и членство в ремесленных корпорациях, плата, взимаемая при въезде в города, налогообложению подлежат некоторые торговые сделки или некоторые товары. Товары, продаваемые оптово, например, на городских базарах и ярмарках, подвергаются обложению (называемому баджили тамга) поштучно, с тюка, сумки, бочки или повозки; дорогостоящие вещи должны взвешиваться на общедоступных весах и облагаться по весу (ресм-и капан, ресм-и каптар, ресм-и ми-заи). Купцы также должны платить налог в определенных местах караванных путей. К этому добавляются, например в портовых городах, пошлины на импорт и экспорт товаров, которые собирает таможня (гюм-рюк)\ уровень таксы зависит от вида товаров, от статуса импортера или экспортера (мусульмане, зимми, харби), при этом не забываются и чиновники, которых следует отблагодарить (бакшиш);

налоги и повинности в чрезвычайных ситуациях (войны, эпидемии, природные катаклизмы). Они могут принимать различные формы: принудительные работы, продовольственный оброк, денежные выплаты и т.д.

Что касается сбора налогов, то он производится по системе уступки прав. «Фискальные группы», называемые мукатаа, придаются лицам, обязанным собирать, обычно раз в год, налоги на протяжении трех лет. Эта система имеет то преимущество, что позволяет избегать перемещения слишком больших сумм наличностью. «Фискальные группы» произошли из самых разных источников: налоги, не переданные, но прямо попадающие в казну, как таможня, любого рода поступления по государственной линии (земельные владения короны, таможня, рисовые плантации, рыбная ловля, солеварни, монетные дворы, копи, мыловарни, торговля текстилем и т.д.). Сборщик налогов, или мытарь, называемый амилъ, возлагает свои платежные обязательства на одного или нескольких гарантов поручителей (кефил), которые рискуют поплатиться своей жизнью или, в лучшем случае, свободой за любые нечестные действия мытаря. Учет налогов контролируют кадии проверяющий (мюфет-тиги). Но правительство проявляет осторожность: помимо кади, есть еще финансовый инспектор (эмин), который следит за мытарем.

Практикуются три вида сбора налогов:

тимар: при этой*системе земельный держатель оказывает услуги (административные и военные), эквивалентные налогам, которые он собирает в переданном ему районе;

эмаиет: заключается в том, что сбор налогов осуществляет надзорный чиновник, эмип, который, получая зарплату, вносит в Казначейство все полученные средства;

илтизам: мытарь, мюлтезим или мултазим, покупает за определенную сумму и на один год мукатаа, берется за взимание налогов и оставляет себе возможные излишки.

В конце XVII в. илтизам становится наиболее распространенной формой сбора налогов, поскольку она обеспечивает поступление в Казначейство фиксированных сумм без необходимости содержать администрацию и позволяет периодически проверять условия по уступке прав.

В городах главное место в контроле над экономической деятельностью отведено мухтесибу. Этот представитель администрации (называемый также ихтисаб агасы) взимает все налоги, связанные с рыночной торговлей; вследствие этого он выступает главным должностным лицом, на котором лежит обязанность проверять рынки, обеспечивать поддержание порядка и соблюдение регламентации султана, касающихся цен, прибыли и качества. Он ежемесячно контролирует лавки и ремесленников, следит за тем, чтобы используемые гири и меры не были подделаны. Находясь в подчинении у кади, он также следит за нравственностью. В крупных городах мух-тесибполучает свое занятие по системе уступки прав. В менее крупных городах Порта предоставляет его в качестве гражданского тимара.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ, ВОЕННАЯ МОЩЬ

Армия

На протяжении всей своей истории она была одним из главных элементов османского могущества. Можно выделить три основных этапа ее эволюции.

-- С XIV по XVI в. это могущественная армия. Султаны создали армию, полностью связанную с личностью монарха, опирающегося на местных беев, достаточно могущественных, но исполнявших всего лишь роль «приграничных сеньоров» (удж бей-лери), которым вменялось вести «священную войну» на подступах к империи. Широкое использование артиллерии на полях сражений, боеспособность пехоты, в особенности янычар, разумное использование кавалерии -- все эти факторы и обеспечивают превосходство Османской империи над ее противниками.

В XVII в. армия находится в состоянии кризиса. Больше нет завоеваний, значит, нет добычи и меньше доходов, а между тем надо содержать все более многочисленные войска (48 000 человек в 1595 г., 85 000 --в 1652 г.). Некоторые воинские подразделения, особенно янычары, не смогли приспособиться к техническому и тактическому прогрессу вооруженных сил европейского противника, в то время как сами растеряли былую доблесть. Они превратились в неэффективную и высокомерную милицию, в ревнивых защитников своей правовой и фискальной неприкосновенности. Чтобы противостоять следующей одной за другой опасности, правительство вынуждено демобилизовать военные и полувоенные (народное ополчение) отряды и ве-робовать наемников, которых нужно не только содержать, но и контролировать. Находящиеся в несравнимо худших условиях, чем былые правительственные войска, увольняемые без содержания, как только миновала опасность, эти новые войска склонны к мятежам и являют собой массу, которой могут манипулировать изгнанные военачальники и авантюристы всех мастей.

В XVIII в. вопрос реформы армии, ее модернизации и оснащения, вооружения, а также вопрос о командовании вооруженными силами, становится для империи ключевым. Султаны начинают звать западных инструкторов, таких как граф де Бонне-валь в 1731 г. или барон Тотт в 1773 г. Но каждое действие в этом направлении очень рискованно, поскольку старые войска Порты чувствуют опасность и ожесточенно сопротивляются. Остается один выход: уничтожить их. В июне 1826 г. последний мятеж подавлен, янычары арестованы, казнены, их корпус официально упразднен.

До ликвидации корпуса янычар в 1826 г. Османская империя располагает в основном двумя типами войск:«рабы Порты» (капыкулары); провинциальные войска.

«Рабы Порты» (Капы кулары)

Эта основная часть османской армии представляла собой постоянные отряды милиции, набиравшиеся в рамках девширме и получавшие жалованье из государственной казны. Войска в подавляющем большинстве расквартированы в столице, поблизости от султанского дворца. Они славятся дисциплиной (вначале военнослужащие не могли даже вступать в брак), абсолютной преданностью и боевым духом.

а) Корпус янычар, йепичери.

Он представлял самую большую часть «рабов Порты» и состоял из трех подразделений (йайа, дже-маат, секбап), разделенных на 135 рот, называемых орта. Корпусом командовал могущественный ага янычар, подчиняющийся непосредственно султану. Его окружают многочисленные офицеры, составляющие его диван.

При Мехмеде II янычар примерно 6000, при Су-леймане Великолепном -- 12 000, в конце XVI в. -- 35 000. До XVII в. они представляют собой самую большую боевую силу империи. Когда янычары не участвуют в походах, они должны охранять безопасность стратегических объектов империи. Некоторая их часть по очереди служит в провинциальных крепостях. В Стамбуле, во время заседаний Дивана, они стоят в карауле, а также служат, кроме отведенных молитвам ночи и вечера пятницы, городскими пожарными и полицейскими.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.