Рефераты. Формирование аграрного общества в эпоху Средневековья (V-XV вв. н.э.)

p align="left">Феноменом Среднего Востока и причиной его сравнительного экономического благополучия были транзитная торговля и мореплавание. Торговые связи по Великому шелковому пути соединяли Европу с Индией и Китаем. Это способствовало обмену открытиями в науке и технике. Торговля, сухопутные и морские пути были "кровеносными артериями" для всего Востока, с их помощью развивались рыночные и частнособственнические связи. Строились новые города и порты. Даже ислам распространялся во многом с помощью транзитной торговли.

Очень важной проблемой в рамках Восточной цивилизации оставался вопрос о собственности. Рассмотрим эту проблему более подробно на материалах экономической истории в Средние века стран Ближнего Востока, Индии, Китая, а также Японии.

Еще в I в. до н. э. большая часть территории Ближнего Востока превратилась в провинции Рима с последующей романизацией и христианизацией населения. К VII в. н. э. Египет, Сирия, Малая Азия были восточной периферией Византии -- или Восточной Римской империей. С наступлением ислама они в VII--VIII вв. были включены в состав Арабского халифата. А Месопотамия еще во I в. до н. э. вошла в состав Парфии.

Города -- полисы Месопотамии, созданные по образцу античных полисов, во многом отличались более развитыми товарно-денежными отношениями. Во II в. н. э. на смену парфянам пришли персы Сасаниды. Население было поделено на четыре основные группы: жрецов, воинов, чиновников (все они не платили налогов) и податной народ -- крестьян, горожан. Наблюдалось и расслоение сельской общины. Христианству противостоял зороастризм.

Аравия была страной кочевых племен бедуинов, использующих верблюдов для кочевий и торговли. На базе племенных объединений создаются протогосударства.

Последователи Муххамада сплотились после его смерти в 630 г. Власть халифов Омейядов (с 661 г.) усилилась за счет исламизации и арабизации завоеванного населения. Медленно шли эти процессы в Египте, Ливии, Магрибе (Северной Африке) в среде христианизированного ранее населения. Но в течение ряда веков на базе арабского языка и письменности халифы добились и здесь значительного успеха. Труднее им пришлось в Ливане и Палестине. Упорное противостояние арабизации наблюдалось в самом Иране, где Сасаниды лишились власти; они не смогли видоизменить язык и национальную культуру Закавказья и Средней Азии. Наблюдалась слишком большая разница -- языковая, в традициях культуры и государственности. Постепенно арабский язык повсеместно стал государственным.

Халифат довольно эффективно управлял огромной страной, чему способствовали хорошо налаженная почтовая связь, реорганизованная армия. Проводилось хозяйственное строительство: дорог, караван-сараев, оросительной системы, это способствовало подъему экономики. Империя была поделена на пять наместничеств.

Верховым собственником всех земель считался Аллах, государство как бы от его имени распоряжалось ими. Фактически землями ведали наместники -- эмиры. Наиболее распространенным было общинное землевладение на землях государства, общинники в казну платили ренту -- налог (хараджа или ушр). Следующей категорией были частные отчуждаемые земли (мульк) -- небольшие владения. Земли савафи -- владения членов правящего дома и вак-фы -- религиозных учреждений не облагались налогами и не отчуждались. Служивые, в том числе чиновники и военные, получали землю из фонда государственно-общинных казенных земель в форме икта (условное владение с правом взимания в свою пользу ренты-налога).

Крестьяне обрабатывали все эти земли и выплачивали государству или его представителям ренту -- налог. В казну шли пошлины с горожан, 1/5 часть от военной добычи, налоги от арендаторов мульковых земель.

Как и в других странах Востока, династический цикл чаще прерывался из-за народных восстаний, в середине VIII в. на гребне одного из них к власти пришли Аббасиды. От прежнего халифата сохранился лишь Кордовский эмират в Испании.

В Арабском халифате -- слабом как государственная организация, росли сепаратизм эмиров и народные волнения. К концу IX в. халифат распался на ряд государств (эмираты и султанаты). Повсюду сохранялось традиционное с эпохи древности абсолютное господство государства в сфере аграрных отношений, взимание в казну ренты-налога. Централизованный государственный контроль действовал и в городах.

За Египет и Сирию боролись в разные годы халифаты Аббасидов и Фатимидов. Столицей последних становится в X в. Каир (Аль-Кахир -- "победный город"). С середины XIII в. в течение 250 лет Египет был под властью мамлюков, которые сумели противостоять монгольским завоевателям. И в начале XVI в. эта страна древнейшей культуры стала частью Турецкой Османской империи. Высшей ценностью Сирии стали включенные в ее состав Палестина с Иерусалимом, куда в XI--XIII вв. направляются крестоносцы.

К XVI в. Османский эмират превратился в огромную Турецкую империю, включавшую земли Арабского халифата в виде Аравии, Ирана, Магриба, части Закавказья, а также Балканы и Крым. Турки не только угрожали России, но и штурмовали Вену в центре Европы.

Империя отличалась динамичной социальной организацией, корнями уходившей к родоплеменным связям кочевников. Оседая на земле, воины-коченики превращались в условно наследственных владельцев земли (тимаров) с выплатой ренты-налога. Более крупными пожалованиями были займы. Тимариоты и займы составляли основу военной силы Турции. И военно-ленная система условно-наследственного землевладения стала прочной основой Турецкой империи. Тем более, что рост доходов казны напрямую зависел от войн с их захватом новых земель и военной добычи. На этой основе процветали торговля и города империи.

Итак, согласно традиционной схеме структуры Востока все земли Турецкой империи считались государственными, а от имени султана ими распоряжался аппарат власти. Кроме наследственного условного земельного владения было и ненаследственное. Небольшая часть земельного фонда страны находилась в частном владении (мульки). Эти люди тоже платили налоги в казну.

Налоги в стране делились на обязательные и дополнительные, они собирались жесткими методами. В городах действовала цеховая система. В отличие от западноевропейских цехов здесь правилом была мелочная опека государства над ремесленниками. Турецкий город к тому же структурно имел одинаковые права с сельскими районами, что затрудняло развитие в них товарно-денежных отношений. Золотым веком для империи становится правление Сулей-мана Великолепного (1520--1566 гг.). Затем Турция втянулась в затяжной кризис. Прекратился прирост пашни, дробились тимары, появились безземельные крестьяне. Из-за "революции цен", наступившей в ходе Великих географических открытий, уже в XVII в. сократились поступления в казну. Упадок военной мощи некогда могущественной империи отчетливо проявился в XVIII в. И в первой трети XIX в. Османская империя значительно сократилась в размерах. Большинство включенных ранее в ее состав стран стали развиваться самостоятельно или в рамках Британской и Французской колониальных империй.

Своеобразным было экономическое развитие Индии в период Средневековья. К V в. н. э. заметно изменилась индийская община, представлявшая ранее объединение больших семей. В законодательных актах к этому времени появились статьи, разрешающие частную земельную собственность для тех, кто обрабатывал земельный участок не менее 20 лет. Малоимущим семьям разрешалось продавать свои наделы, они стали превращаться в арендаторов-издольщиков.

Многие государственные чиновники начали получать от царя за службу пожалования в виде податных территорий, а с появлением права наследования -- должностей, к их наследникам переходили права на эту территорию. Подати (налог) постепенно превратились в натуральные оброки. Это отнюдь не напоминало процесс феодализации. Царский служащий получал "подарки" в виде податных территорий (даннические отношения), а не землю в собственность с крепостными крестьянами, как это было в Западной и Восточной Европе.

Государство продолжало играть важную роль в экономике Индии. По-прежнему к сфере государственных интересов относятся преимущественно аграрные отношения. Рабовладельческий уклад, как и прежде, занимал незначительное место в структуре хозяйства.

Сохраняется сословно-варновое деление индийского общества, но четыре традиционные варны дробятся на социальные группы представителей одной профессии (джати). Кастовые перегородки, как и раньше, сдерживали развитие производства, особенного ремесленного.

Деревенская община в Индии тоже была преградой на пути феодализации в классическом понимании этого слова. С общины взималась натуральная рента, она продолжала выполнять значительные объемы работ в интересах государства по возведению ирригационных сооружений, прокладке дорог, расчистке джунглей и пр. Ирригация, как и в эпоху Древнего мира в Египте и Месопотамии, выходила за рамки отдельных поселений, это были объекты государственного значения. Факт этот тоже сдерживал формирование феодальных поместий. Благодаря теплому климату и ирригационным сооружениям выше были урожаи в общинах, господам невыгодно было пожалованную землю делить на барскую и крестьянскую.

Земля обрабатывалась плугом с железным наконечником, причем ее перепахивали 2--3 раза. Выращивали рис, ячмень, пшеницу, бобы, горох, сахарный тростник, хлопок, овощи. Развивались скотоводство, ремесленное производство: металлургия и металлообработка, ткачество и вышивание, ювелирное искусство, каменное монументальное зодчество.

К XII в. община постепенно превращалась во все более замкнутую составную часть натурального хозяйства. Государство активно вмешивалось в аграрные отношения. Оно не разрешало свободного отчуждения земли как на севере, так и на юге страны, т. е. и в начале второго этапа Средневековья в Индии широко не появилось частной собственности на землю, не сложилось барщинное хозяйство.

Индийская община была самой сильной в экономическом отношении на Востоке. Отдельные деревни входили в состав более крупной общины -- округа, а несколько округов объединялись в область. Деревни, сплоченные одной оросительной сетью, составляли "систему сельских общин". Основывали общину коллективы землевладельцев, но допускались независимые крестьянские хозяйства.

Своеобразным было положение ремесленников в этой стране. Ремесленники в кастовом отношении были ниже земледельцев, поэтому они обслуживали общину, получая за работу долю урожая. Так продолжалось и в XIII--XVI вв. Крестьяне, собирая в год по два урожая, могли позволить содержание все большего числа ремесленников. Деревенское ремесло усиливало автаркию (самообеспечение) общины и затрудняло развитие феодализма в Индии.

Мусульманское (из Афганистана) завоевание Индии в XIII в. привело к росту государственной земельной собственности, централизованного аппарата власти. Государственная земля называлась хасе (халисе), с нее чиновники султана собирали поземельные налоги в пользу казны. Индийские феодалы (заминдары) помогали собирать налоги. Они имели наследственные права на владения, даже могли отчуждать их, но государство могло в любой момент отнять их и передать другому. Таким образом, по-прежнему нельзя эти отношения определять как феодальные. Большую роль в сборе поземельного налога продолжала играть община.

Другой основной частью государственных земель была так называемая икта -- ее раздавали в условное держание мусульманской прослойке высшего общества Индии. За это иктадары несли военную службу. Большую часть оброков со своих земель они передавали государству. Но в XV в. ослабляется государственный контроль над икта, и они превращаются в полноправных земельных собственников. В то же время основные земельные владения по-прежнему получало духовенство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.