Рефераты. Формирование многопартийности в России

бъединение нескольких политических организаций в единую партию считалось Эффективным способом создания партийной структуры. В июне 1990 г. образовался "Центристский умеренно-радикальный блок" на основе нескольких партий и организаций, включающих в себя "Либерально-демократическую партию Советского Союза" (ЛДПСС), "Российский демократический форум", "Конституционно-демократическую партию", "Партию конституционных демократов", "Союз демократических сил им. А.Д. Сахарова", "Демократическую партию РФ" (фракцию Каспарова), "Российский народный фронт" (фракцию Иванова), "Партию мира" и "Партию городских и сельских хозяйств"1.16-17 октября 1993 г., незадолго до думских выборов 1993 г., прошел учредительный съезд избирательного объединения "Выбор России" (ВР), в состав которого входили демократические силы, поддерживающие Б. Ельцина и его радикальную экономическую реформу. А после успешного выступления на выборах 1993г., привлекая некоторые малочисленные блоки и группы либеральной ориентации в свои ряды, лидеры ВР приняли решение провести учредительный - съезд новой партии "Демократический выбор России" (ДВP) в июне 1994гПолитические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. Аналитический справочник. СПб,, 1999. С 82.. .15 октября 1993 г. подобным образом был создан предвыборный блок "Яблоко", в состав которого вошли несколько политических организаций - "Республиканская партия Российской Федерации", "Социал-демократическая партия Российской Федерации" и "Российский христианско-демократический союз". В сентябре 1999 г. на основе объединения "Россия молодая", движения "Вперед, Россия!", "Общего дела", "Республиканской партии Российской Федерации", "Партии экономически свободы", "Свободно-демократической партии России" был образован избирательный блок "Союз правых сил" (СПС) Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. Аналитический справочник. CПб, 1999. С. 83..

Таким образом, в современной России, особенно в первый период формирования партийных структур организационная неустойчивость часто приводила к расколу и объединению политических партий. Значительное количество партий возникло в результате дробления какой-либо крупной партии. Типичный пример первого - это раскол в КПСС (в конце 80-х годов и начале 90-х годов XX в), который привел к созданию политических структур разной ориентации, многие из которых впоследствии все более дистанцировались от нее и в конечном итоге заявили о полном идейном и организационном разрыве с компартией. В 1990 г. в номинально единой КПСС уже были образованы разные Платформы.

Появление Платформ непосредственно привело к формированию "многопартийности" в КПСС, тем самым ускорив раскол КПСС.

В посткоммунистический период комдвижение оказалось раздробленным. В ноябре 1991г. на основе движения "Коммунистической инициативы" была создана "Российская коммунистическая рабочая партия" (РКРП), но тоже не выдержала испытания на организационную прочность.

Особым примером в контексте создания партийных структур является "Коммунистическая партия Российской Федерации" (КПРФ). По сравнению с другими политическими партиями КПРФ была создана совсем недавно.13-14 февраля 1993 г. в Клязьминском пансионате в Подмосковье состоялся II чрезвычайный съезд коммунистов России, на котором под названием "Коммунистическая партия Российской Федерации" была восстановлена КП РСФСР. В общем, среди современных российских партий КПРФ считается старейшей политической силой на территории России, поскольку она провозгласила себя "правопреемником РСДРП, КПСС и КП РСФСР" Левые в России: от умеренных до экстремистов. Под. ред. Тарасова Л. и др., М., 1997. С. 192.. Именно это обстоятельство сделало возможным возрождение КПРФ после того, как она была запрещена после августовских событий 1991 г. Признание правопреемственности позволило КПРФ стать ведущей коммунистической организацией и одной из сильнейших политических сил.

Второй путь образования партийных организаций - создание партий исполнителей властью для участия в парламентских выборах; в их состав вошло много представителей властных структур. В исследовательской литературе такие партии традиционно называются Партиями власти.

В современной России создание Партии власти связывается с особенностями взаимодействия между ветвями властных структур, которые создают стимулы к появлению таких организаций. Как известно, к парламентским выборам декабря 1993 г. исполнительная власть во главе с Президентом Б. Ельциным не имела какой-либо политической партии, которая смогла бы поддержать проводимый Президентом курс в будущем парламенте. Поэтому, чтобы найти опору в нижней палате, исполнительная власть была вынуждена заняться формированием собственной партии.

Самое заметное преимущество у Партии власти состояло в том, что она практически обладала привилегиями, исходящими от правящих структур, которые были недоступны другим партиям. Ярким примером Партии власти служит движение "Единство", которое было создано за три месяца до парламентских выборов 1999 г. и без какой-либо внятной программы занимало второе по числу мандатов место в Государственной Думе. Но именно с одобрения Президента В. Путина и поддержки властных структур "Единство" (в 2001 г. после коалиции с "Отечеством" объединение было переименовано в название "Единая Россия") на думских выборах 1999 г. и 2003 г. одержало огромную победу, тем более уже стало стабильной опорой Президента в нижней палате.

В разные периоды формирования политических партий и движений изменение численности каждой партии было велико.

Первый период формирования политических партий и движений значительное количество активистов выступало за новообразованные политические организации либеральной ориентации, особенно за такие политические силы, как "Демократическая Россия (ДР.), "Демократическая партия России" (ДПР) и пр. Так, в начале, учреждения (в 1991 г) численность ДР, по экспертным оценкам, доходила до 140-160 тысяч человек Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. Аналитический справочник. СПб., 1999.-с. 146., в то же время численность ДПР доходила до 26 тысяч человекДанилов Л.Л., Засорил С.Л. Новые политические тартан и движения в Российской Федерации. Краткий справочник.- М., 1991. С. 23.. К концу июля 1991 г. в стране было зарегистрировано 197 партий и общественных объединений, но большинство этих образований было малочисленно: от нескольких десятков до нескольких тысяч членов Федоринов В.Б. Становление политического плюрализма и формирование многопартийности в России. Воронеж. 2002. - С. 221..

Во второй период формирования многопартийности и партийных структур в политических партиях и движениях произошел ряд изменений в численности сторонников. Проще говоря, количество сторонников партий либеральной ориентации резко сократилось, напротив, численность сторонников оппозиционных сил во главе с КПРФ и ЛДПР быстро росла Политические партии, движения и организации современной России па рубеже веков. Аналитический справочник. СПб., 1991.- С. 119..

В третий период становления многопартийности и партийных организаций в политических партиях и движениях произошли новые изменения в численности сторонников: люди обращали большое внимание на "Единстве" ("Единую Россию"); в то же время количество приверженцев КПРФ и ЛДЙР сокращалось, а численность сторонников либералов осталась прежней.

Анализ изменений в численности политических партий и движений в разные периоды позволяет сделать следующие выводы:

На протяжении более десяти лет после вступления России в новый этап развития государственности, через четырежды думские выборы, в результате психологического созревания электоров большинство избирателей больше не рассчитывало на малочисленные партии, так называемые "карликовые" и "карманные" партии; их голоса преимущественно сосредоточились на некоторых основных политических партиях - КПРФ, ЛДПР, "Яблоке", "Единой России". Иными словами, в российской политической реальности сложилась ситуация, когда вокруг некоторых ведущих партий собиралось большинство избирателей. Следовательно, расстановка политических сил постепенно становилась все более и более устойчивой, т.е. в политической жизни современного российского общества имела место такая картина, когда за победу в думских выборах боролись лишь несколько ведущих политических сил.

1.2 Эволюция программных установок политических партий

Партийным программам принадлежала огромная роль, поскольку именно они в решающей степени ориентировали избирателей в формирующемся политическом пространстве, информировали их о стратегических целях партий. По мнению немецкого политолога Клауса Фон Бейме, среди функций партий приоритетными являются определение цели, разработка идеологии и программы, стратегии действий. Российский политолог З.М. Зотова в своей работе "Политические партии России" пишет так: "Эффективно влиять на развитие общества партии могут лишь в случае, если они в состоянии самостоятельно разрабатывать стратегию, социального развития, предлагать привлекательные для общественного мнения решения проблем, представлены в органах власти, имеют рычаги для влияния на своих представителей в них"1 Зотом З.М. Политические партии России. М., 2001. С. 26.. Несомненно, что для изучения истории партий принципиальное значение имеет анализ их программных документов.

После распада СССР в научных кругах исследователями подготовлена немалая литература, посвященная программам российских политических партий. В ряде специальных изданий, а также в информационных и аналитических материалах опубликованы программы политических партий, помещены другие программные документы партий, позволяющие исследователям проследить эволюцию политических идеологий и позиций партий. Материалы программного характера содержатся в периодической печати (газетах, журналах и собственных партийных изданиях), выступлениях лидеров политических партий, отдельных брошюрах, листовках, информационных бюллетенях и др.

Как известно, в работах, посвященных исследованию многопартийности в современной России, существуют разнообразные варианты обозначения идейно-политических позиций политических партий. Традиционно используются такие понятия как направления правое, левое, центристское. Но если по этому принципу разместить идейные течения, представленные политическими партиями и движениями, то можно получить смутное, неопределенное представление. Например, в современной России правое направление занимают организации, чьи политические программы можно охарактеризовать как радикально-либеральные (ДВР, СПС и др.), умеренно - либеральные ("Яблоко" и др.), консервативные (НДР, "Единая Россия"), так и крайне радикально-националистические (ЛДПР). Можно сказать, что в реальной жизни современного российского общества основные цвета политико-идеологического спектра имеют множество оттенков. Чтобы удобнее исследовать эволюцию программных документов, на основании идейно-политических типологий политических партий, целесообразно выделить следующие типы партий: партии либеральной ориентации; партии консервативной ориентации; партии державнической ориентации; партии коммунистической ориентации; партии социал-демократической ориентации.

Эволюцию программ политических партий либеральной ориентации можно подразделить на два периода: до ухода КПСС с политической арены (май 1988 г. - ноябрь 1991 г) и после ухода КПСС (ноябрь 1991 г. - настоящий момент).

В период борьбы за демонтаж коммунистического строя термин "либерализм" часто использовали новообразованные политические силы либеральной ориентации как синоним для обозначении принадлежности к антикоммунистическим силам. Одновременно в качестве идеологии либерализм с его ярко выраженной антикоммунистической ориентацией стал базой, на которой консолидировались оппозиционные КПСС политические силы российского общества. В мае 1988 г. Демократический союз (ДС) провозгласил себя первой партией, оппозиционной КПСС. В своем программном заявлении ДС отмечал, что "осуждает систему политического правления, возникшего в октябре 1917 г., отвергает не только сталинизм, но и культ Ленина, идеологию ленинизма как фундамент тоталитарного строя". На первом съезде (в мае 1988 г) ДС сформулировал первоначальные задачи, включавшие защиту права человека, создание представительной демократии на всех уровнях, радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.