Рефераты. Формирование советского государственного аппарата

p align="left">Для общего управления делами Республики и руководства отдельными отраслями народного хозяйства Конституция предусматривала создание Совета народных комиссаров, при этом и съезд Советов, и ВЦИК могли смещать как весь состав Совнаркома, так и его отдельных членов. Народный комиссар вправе был единолично принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции наркомата, и доводить их до сведения коллегии.

В Конституции была четко прописана организация власти на местах: в границах своего ведения съезды Советов (областные, губернские, уездные и волостные) были высшей на данной территории властью. В период между съездами такой властью являлся соответствующий исполнительный комитет, всецело ответственный перед избравшим его Советом. В сельских местностях, где это возможно, “вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей ”.

Конституция закрепляла основные принципы советской избирательной системы. При этом сохранялось неравенство в предоставлении избирательных прав. В органах власти и управления предпочтение отдавалось рабочему классу. Так, согласно Основному закону страны, “Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов, где большинство избирателей были рабочими- по расчету 1 депутата на 25 000 избирателей и представителей губернаторских съездов Советов ( то есть там, где преобладали крестьяне), по расчету 1 депутат на 125 000 жителей ”. Принцип всеобщего избирательного права распространялся только на трудящихся, т.е. рабочих, служащих, крестьян, не пользовавшихся наемным трудом, военнослужащих. Лишались избирательных прав так называемым нетрудовые элементы: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, частные торговцы, духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки. Лишались избирательных прав и члены царской фамилии.

Создание принципиально новой системы государственной власти- Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов -породило и новую систему управления, основанную на обобществлении средств производства, плановом хозяйстве, исключении частной собственности и рыночных отношений.

Чрезвычайные органы власти и управления. Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны в стране. Отсюда проистекала особенность начального этапа развития советской государственности: в управлении страной важную роль играли чрезвычайные органы власти. Советы были не единственными органами государственного управления. Наряду с ними возникли и действовали комитеты бедноты (комбеды), революционные комитеты (ревкомы), которые должны были решить в первую очередь хозяйственно- экономические вопросы. Характерной чертой чрезвычайных органов советской власти было единство военной, политической и хозяйственной деятельности.

Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы. Их создание диктовалась условиями гражданской войны. Они быстрее и энергичнее, чем Советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указаний партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались.

Другими массовыми чрезвычайными органами советской власти были комитеты бедноты. В июне 1918 г. ВЦИК и СНК утвердили декрет “Об организации и снабжении деревенской бедноты”, согласно которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности входило оказание помощи продовольственным органом в изъятии хлеба у кулаков и распределение его среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением сельскохозяйственных орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.). К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 000 комитетов бедноты. Комбеды не редко распускали или переизбирали Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим ряде регионов возникли губернаторские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно- просветительскую и агитационную работу. Смешивание функций партийных комитетов, Советов и комбедов прождало управленческую неразбериху. Чтобы ликвидировать это своеобразное “двоевластие” в деревне, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 г. принял решение о передаче функций комитетов бедноты Советам. На комитеты бедноты возлагалась задача организации перевыборов сельских Советов, после чего они распускались.

Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и при центральных органах власти. Так, огромную роль в упрочении советской власти и в налаживании системы управления сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Созданная при Совнаркоме, 15 декабря она обратилась ко всем Советам с рекомендацией повсеместно организовывать чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. К середине 1918 г. было создано 40 губернаторских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. В октябре 1918 г. ВЦИК утвердил “Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях”. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК - соответствующими исполнительными комитетами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы на местах наделялись чрезвычайными полномочиями. Свою работу они координировали с наркоматами внутренних дел и юстиции. Представители этих наркоматов входили в состав ВЧК. С другой стороны, и ВЧК была представлена в коллегии НКВД своим сотрудником. В аппарате ВЧК были созданы отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др.

С окончанием гражданской войны легитимность чрезвычайных органов власти стала подвергаться сомнению. Раздавались голоса в пользу законности, правопорядка, которые давали бы “гарантии личности и имущества граждан ”. XI Всероссийская конференция РКП(б) подчеркнула, что “новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономполитики, должны получить свое выражение в законе и защиту в судебном порядке… компетенция и круг деятельности ВЧК и ее органов должны быть соответственно сужены и сама она реорганизована”.

5. Республика Советов

Период с Октября 1917 г. по март 1918 г. характеризуется установлением Советской власти по всей стране. В 79 городах из 97 она была установлена мирным путем. Началась организация системы управления страной. К лету 1918 г. Советом ВЦИК и Совнаркомом было принято около 700 декретов, ставших основой будущего законодательства. Учреждались суды, избираемые Советами. По мере ожесточения классового противостояния их вердикты становились все более жесткими. В декабре 1917 г. создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Ф.Э. Дзержинским.

С первых дней существования Советское правительство провело ряд мер в интересах трудящихся. Был установлен 8-часовой рабочий день, введена система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни, введены бесплатное обучение и медицинское обслуживание. В декабре 1917 г. утвержден кодекс о труде, а в январе следующего года -- декрет о свободе совести.

В области национальных отношений провозглашались равенство и суверенитет народов, право на самоопределение вплоть до государственного отделения. Отменены национально-религиозные привилегии, провозглашалось свободное развитие всех народов, населяющих Россию.

Прочность Советской республики зависела от взаимоотношений большевиков с партиями социалистической ориентации. Меньшевики и правые эсеры выступили с резким осуждением действий большевиков в октябрьские дни, а позднее выдвинули требование создания однородного социалистического правительства. В ноябре 1917 г. левые эсеры получили предложение от большевиков войти в состав правительства, но отказались, мотивируя свой отказ поддержкой требования о вхождении и других социалистических партий и создании «однородного социалистического правительства». В последующие недели наметилось сближение позиций, и в декабре левые эсеры А.Я. Коллегаев, В.А. Карелин, П.П. Прошьян, В.Е. Трутовский вошли в состав Совнаркома. Левые эсеры получили ряд постов в армии -- А.И. Егоров, М.А. Муравьев, а также и в ВЧК.

Вхождение левых эсеров в структуры органов Советской власти окончательно разделило российских социалистов на сторонников Советов и сторонников Учредительного собрания. Сторонники Учредительного собрания -- меньшевики и правые эсеры видели в нем единственную возможность отстранения большевиков от власти. Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. На нем было представлено 715 делегатов, в том числе 412 эсеров и 183 большевика. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов предложил Учредительному собранию признать Советскую власть и принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой были отражены уже принятые декреты. Этого не произошло. В знак протеста большевики и левые эсеры покинули зал заседа­ний. Лишившись кворума, делегаты решили продолжить работу; ими Россия была провозглашена демократической республикой с признанием суверенитета народов России, принят кодекс о земле. Учредительное собрание категорически отвергло притязание большевиков на власть и не приняло «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

10 января 1918 г. открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января 1918 г.-- III Всероссийский съезд крестьянских депутатов и в тот же день оба съезда приняли решение об объединении. Объединенный съезд утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Приставка к правительству -- «временное» -- была снята. Съезд объявил Россию Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР).

Провозгласив «Декрет о мире», Советская республика продемонстрировала свой вариант выхода из войны, достижения сепаратного мира. Суть подхода сводилась к непосредственному обращению к народам -- взять дело мира в свои руки. Советские предложения были отвергнуты Антантой. Однако Германия согласилась на переговоры: Сепаратные переговоры начались в Брест-Литовске 14 ноября 1917 г. и завершились подписанием мирного договора 3 марта 1918 г. Согласно достигнутым договоренностям, от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша, Прибалтика. На Россию накладывалась контрибуция.

Мирный договор еще более усилил раскол российского общества, ударив по национальному самосознанию.

Приход к власти большевиков вызвал саботаж чиновников и предпринимателей. Ответом стало принятие в ноябре 1917 года Декрета о рабочем контроле. В декабре создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Опираясь на новые структуры, советское руководство начало осуществлять частичную национализацию -- как меру борьбы с саботажем, которая переросла в массовую. Были национализированы не только отдельные предприятия, но и целые отрасли.

В городах начался голод. Всякий «хозяйчик», укрывавший хлеб, воспринимался советской властью как социально чуждый элемент. Стремление накормить город привело к установлению продовольственной диктатуры. Создавались продовольственные отряды из рабочих, которые направлялись в деревню для изъятия «излишков» хлеба. В деревне параллельно с Советами стали создаваться комитеты бедноты. Действия продотрядов и комбедов стали прологом крестьянских выступлений, охвативших Советскую Республику весной и летом 1918 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.